г. Ессентуки |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А63-3801/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 18.10.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Сомова Е.Г., Луговой Ю.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамаевым О.А., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" - Калюгиной Н.С. (доверенности от 15.12.2020), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Кавказского - межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2021 по делу N А63-3801/2021,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось общество с ограниченной ответственностью "Кавмининтер" (далее - заявитель, общество, ООО "Кавмининтер") с заявлением к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, заинтересованное лицо, административный орган), в котором просило признать незаконными:
- постановление от 01.03.2021 N 21-1/ВП/1-18/3 о назначении административного наказания, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу, которым ООО "Кавмининтер" признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ);
- представление 01.03.2021 N 21-1/ВП/1-18/4 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле, Определением от 13.05.2021 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - Кавказнедра).
Решением суда от 14.07.2021 заявление удовлетворено, признаны незаконными и отменены постановление от 01.03.2021 N 21 -1/ВП/1 -18/3 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представление от 01.03.2021 N 21-1/ВП/1-18/4 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решение мотивировано тем, что обществом не допущено нарушений условий лицензии, положений действующего законодательства и утвержденного технического проекта.
В апелляционной жалобе административный орган просит отменить решение суда от 14.07.2021 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ООО "Кавмининтер" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам отзыва.
Дело рассматривается в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ при не явке в судебное заседание арбитражного суда сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд в праве рассмотреть дело в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
На основании лицензии СТВ N 00428-МЭ, выданной 15.06.1999 совместно Комитетом природных ресурсов по Ставропольскому краю и правительством Ставропольского края на основании решения комиссии по недропользованию при правительстве Ставропольского края (протокол от 14.04.1999 N 35), ООО "Кавмининтер" осуществляет деятельность по добыче минеральной воды из скважины N 72 на Змейкинском месторождении. Лицензия зарегистрирована в Северо-Кавказском региональном геологическом фонде 29.06.1999. Неотъемлемой составной частью указанной лицензии является Лицензионное соглашение об условиях пользования недрами для добычи минеральных вод Змейкинского месторождения, расположенного на территории Минераловодского района Ставропольского края, в соответствии с п. 3.1 которого, срок действия лицензии был установлен до 01 января 2013 года.
08.10.2003 Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю зарегистрированы "Изменения и дополнения к Лицензионному соглашению об условиях пользования недрами для добычи минеральных вод Змейкинского месторождения, расположенного на территории Минераловодского района Ставропольского края". Пунктом 1 раздела 4 указанных изменений, п. 6.1 Лицензионного соглашения изложен в редакции, обязывающей владельца лицензии в срок до 01.11.2003 предоставить в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ставропольскому краю согласованный и утвержденный в установленном порядке технический проект разработки Змейкинского месторождения.
Дополнением к лицензии СТВ 00428 МЭ на право пользования недрами для добычи минеральной воды из скважины N 72 на Змейкинском месторождении, расположенном на территории Минераловодского района Ставропольского края, зарегистрированным Управлением по недропользованию по Ставропольскому краю 13.12.2012, срок действия лицензии продлен до 01.07.2027 (п. 4 Дополнения), в состав лицензии в качестве неотъемлемой составной части включены условия пользования недрами Змейкинского месторождения в новой редакции.
В соответствии с п. 3 Раздела 3 новой редакции условий пользования недрами от 13.12.2012, добыча подземных минеральных вод разрешается при наличии утвержденных в установленном порядке запасов подземных минеральных вод.
Согласно подпункту 3.2.5 п 3.2 раздела 3 новой редакции условий пользования недрами от 13.12.2012, владелец лицензии обязан осуществлять добычу подземных минеральных вод в соответствии с технологической схемой, прошедшей в установленном порядке экспертизы, согласования и утверждение, и в объемах, не превышающих утвержденные запасы подземных минеральных вод.
В период с 18.01.2021 по 20.01.2021 Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, результат которой отражен в акте проверки от 29.01.2021 N 21-1/ВП/1 (далее - акт проверки).
По результатам проверки в отношении общества 17.02.2021 был составлен протокол об административном правонарушении N 21-1/ВП/1-18/1, согласно которому ООО "Кавмининтер" осуществило добычу подземных минеральных вод в объемах, превышающих утвержденные запасы подземных минеральных вод, нарушив подпункт 3.2.5 пункта 3.2., пункт 3.3. Раздела 3 Дополнения от 13.12.2021 лицензии СТВ 00428 МЭ, часть 10 Раздела "Пользователь недр обязан обеспечить", статью 22, часть 2 статьи 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", а именно допускало превышение суточного добываемого объема минеральной воды из скважины N72 суммированного по двум линиям минералопровода в летние месяцы: в июне 2020 года (02.06.2020 -414,9 м3/сут.; 03.06.2020 - 419,2 м3/сут; 04.06.2020 - 419,2 м3/сут; 05.06.2020 - 418,3 м3/сут.; 06.06.2020 - 420,1 м3/сут; 07.06.2020-419,2 м3/сут; 08.06.2020 - 418,3 м3/сут; 09.06.2020 - 419.2 м3/сут; 10.06.2020-420,1 м3/сут; 11.06.2020 - 417,5 м3/сут; 12.06.2020 - 420,1 м3/сут; 13.06.2020 - 419,2 м3/сут; 14.06.2020 - 419,2 м3/сут; 15.06.2020 - 420,1 м3/сут; 16.06.2020 - 419.2 м3/сут; 25.06.2020 - 419,2 м3/сут; 26.06.2020 - 41 9,2 м3/сут; 27.06.2020 - 420,1 м3/сут; 28.06.2020 - 419,2 м3/сут; 29.06.2020 - 419,2 м3/сут; 30.06.2020 - 419,2 м3/сут и июле 2020 года (01.07.2020 -419,2 м3/сут.; 02.07.2020 - 416,6 м3/сут.; 03.07.2020 - 419,2 м3/сут.; 04.07.2020 -420,1 м3/сут.; 05.07.2020 - 419,2 м3/сут.; 06.07.2020 - 418,3 м3/сут.; 07.07.2020 - 420,1 м3/сут.; 08.07.2020 -419,2 м3/сут.; 09.07.2020 - 419,2 м3/сут.; 13.07.2020 - 418,3 м3/сут.; 14.07.2020 - 419,2 м3/сут.; 15.07.2020 -419,2 м3/сут.; 16.07.2020 - 418,3 м3/сут.; 17.07.2020 - 420,1 м3/сут.; 18.07.2020-419,2 м3/сут.; 19.07.2020-419,2 м3/сут.; 22.07.2020 - 417,5 м3/сут.; 23.07.2020 - 419,2 м3/сут.; 24.07.2020 - 419,2 м3/сут.; 25.07.2020- 418,2 м3/сут.; 26.07.2020 - 420,1 м3/сут.),
ООО "Кавмининтер" ежедневно добывало из скважины N 72 свыше 400 м3/сут.(при разрешенном до 370 м3/сут.), в ноябре (01.11.2020 - 368,2 м3/сут.; 02.11.2020- 368,7 м3/сут.; 03.11.2020-309,0 м3/сут.; 04.11.2020 - 309,1 м3/сут.; 18.11.2020 -3 282,0 м3/сут.; 19.11.2020 - 309, м3/сут.; 21.11.2020 - 308,4 м3/сут.; 22.11.2020 - 309,0 м3/сут.; 23.11.2020 -309,0 м3/сут.; 24.11.2020 - 308,8 м3/сут.; 25.11.2020 - 308,6 м3/сут.; 26.11.2020 - 309,0 м3/сут.; 27.11.2020 -309,9 м3/сут.; 28.11.2020 - 308,8 м3/сут.; 29.11.2020 - 309,0 м3/сут.; 30.11.2020 - 309,1 м3/сут.) и декабре 2020 года (01.12.2020 - 308,2 м3/сут.; 02.12.2020 - 309,8 м3/сут.; 03.12.2020 - 309,0 м3/сут.; 04.12.2020 -309,0 м3/сут.; 05.12.2020 - 308,8 м3/сут.; 06.12.2020 - 309,0 м3/сут.; 07.12.2020 - 309,0 м3/сут.; 07.12.2020 -309,0 м3/сут.; 08.12.2020 - 309,3 м3/сут.; 09.12.2020 - 308,2 м3/сут.; 10.12.2020 - 308,8 м3/сут.; 11.12.2020 - 309,0 м3/сут.; 12.12.2020 - 309,5 м3/сут.; 13.12.2020 - 333,4 м3/сут.; 14.12.2020 - 309,0 м3/сут.; 15.12.2020 - 309,0 м3/сут.; 16.12.2020 - 309,0 м3/сут.; 17.12.2020 - 309,0 м3/сут.; 18.12.2020 - 309,8 м3/сут.; 19.12.2020- 308,2 м3/сут.; 20.12.2020-309,0 м3/сут.; 21.12.2020-368,0 м3/сут.;22.12.2020-368,1м3/сут.; 23.12.2020 - 368,4 м3/сут.; 24.12.2020 - 368,1 м3/сут.; 25.12.2020 - 368,1 м3/сут.; 26.12.2020 - 333,4 м3/сут.; 27.12.2020-310,7 м3/сут.) ООО "Кавмининтер" добывало из скважины N 72 свыше 300 м3/сут.(при разрешенном до 300 м3/сут.).
Результатами мониторинга минеральных вод за 9 месяцев 2020 года: факт добычи в феврале 268,62 м3/сут. при плане 265,50 м3/сут., в апреле 324,33 м3/сут. при плане 310,0 м3/сут., в июне факт 393,33 м3/сут. при плане 370,0 м3/сут., в июле факт 393,71 м3/сут. при плане 370,0 м3/сут. подтверждается превышение суточного добываемого объема минеральной воды из скважины N 72.
В соответствии с постановлением от 01.03.2021 N 21-1/ВП/1-18/3 ООО "Кавмининтер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Согласно представлению от 01.03.2021 N 21 -1/ВП/1 -18/4 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения ООО "Кавмининтер" указано на необходимость принять меры по недопущению нарушения требований законодательства в области охраны недр, обеспечить контроль за исполнением законодательства, обеспечить мероприятия по недопущению добычи подземных минеральных вод в объемах, превышающих утвержденные запасы подземных минеральных вод, разработать и утвердить план устранения недостатков, представить данный план в адрес Северо-Кавказского межрегионального управления Росприродназора.
ООО "Кавмининтер" посчитав постановление от 01.03.2021 N 21 -1/ВП/1-18/3 и представление от 01.03.2021 N21 -1/ВП/1 -18/4 незаконными, нарушающими права и законные интересы юридического лица, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, сославшись на положения части 2 статьи 7.3 КоАП РФ указал, что нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он (недропользователь) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнение условий, установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке.
Объективная сторона указанного нарушения может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия (при невыполнении определенных лицензионными условиями обязанностей, требующих со стороны недропользователя активного поведения).
Субъектами ответственности за нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией), являются пользователи недр.
Согласно статье 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (часть 1). Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем условий лицензии (часть 3).
В соответствии со статьей 22 Закона о недрах установлены основные права и обязанности пользователя недр, которые возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (абзац 7 статьи 9 Закона о недрах).
Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, и выдаче представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно материалам дела административный орган вменяет ООО "Кавмининтер" нарушение подпункт 3.2.5 пункта 3.2., пункт 3.3. Раздела 3 Дополнения от 13.12.2021 лицензии СТВ 00428 МЭ, часть 10 Раздела "Пользователь недр обязан обеспечить", в силу которого владелец лицензии обязан осуществлять добычу минеральных вод в соответствии с технологической схемой, прошедшей учет в установленном порядке экспертизы, согласования и утверждение, и в объемах, не превышающих утвержденные запасы подземных минеральных вод; добыча минеральных вод разрешается при наличии утвержденных в установленном порядке проектных документов на эксплуатацию участка месторождения и округ горно-санитарной охраны, прошедших необходимые согласования и экспертизы.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ К обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в частности, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 1.2 Закона о недрах, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
В соответствии с абзацем 4 статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
На основании пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Протоколом от 22.08.2012 N 2830 заседания государственной комиссии по запасам полезных ископаемых утверждены запасы подземных минеральных вод по Змейкинскому месторождению в объеме 310 м3/сутки, утверждаемые запасы соответствуют величине среднегодового водоотбора на месторождении (п. 3.4). Протоколом от 22.08.2012 года N 2830 с целью соблюдения среднегодового объема, установлено, что в течение года в летние месяцы (май, июнь, июль, август) водоотбор может быть увеличен до 370 м3/сут, с последующей компенсацией его в зимние месяцы (ноябрь, декабрь, январь, февраль) за счет снижения водоотбора до 250 м3/сут.
Правила разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 72, действовавшие в 2020 году и утратившие силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496, также предусматривали, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (п. 9).
В соответствии с п. 13 и п. 14 Правил не допускается разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации и годовых программ. При разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, обеспечивается рациональное использование и их охрана, соблюдение нормативов потерь и сохранение лечебных свойств при их добыче.
Правила разработки месторождений подземных вод, утвержденные Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 530, действующие с 01.01.2021, предусматривают, что показателями, характеризующими выполнение пользователем недр обязанностей, установленных пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах, в части обеспечения соблюдения требований проектной документации на разработку месторождений (участков) подземных вод, являются:
а) среднегодовой объем добычи подземных вод, теплоносителя (для термальных (теплоэнергетических) вод) и полезных компонентов (для промышленных вод), утвержденные по месторождению (участку) подземных вод;
б) динамические уровни подземных вод;
в) нагрузка на конкретную эксплуатационную скважину;
г) фонд эксплуатационных скважин; д)конструкции эксплуатационных скважин;
е) качество (химический и газовый составы) подземных вод в соответствии с целевым назначением подземных вод;
ж) технические и технологические решения по использованию теплоэнергетического потенциала (для термальных (теплоэнергетических) вод) или по извлечению и переработке полезных компонентов (для промышленных вод);
з) объемы сброса отработанного (использованного) природного теплоносителя или промышленных вод;
и) потери (для термальных (теплоэнергетических), минеральных и промышленных вод) - (п. 16 Правил).
В соответствии с п. 17 названных Правил допускаются отклонения показателя среднегодового объема добычи подземных вод в сторону его уменьшения от установленного в проектной документации на разработку месторождения (участка) подземных вод в соответствии с фактически достигнутым показателем среднегодового объема добычи подземных вод.
Согласно пункту 18 следует, что в случае отклонения показателей разработки, указанных в подпунктах "б - и" пункта 16 настоящих Правил, либо отклонения в сторону увеличения от установленного в проектной документации на разработку месторождения (участка) подземных вод показателя среднегодового объема добычи подземных вод, теплоносителя (для теплоэнергетических вод) и полезных компонентов (для промышленных вод), указанного в подпункте "а" пункта 16 настоящих Правил, недропользователю необходимо установить причины отклонений и внести соответствующие изменения в процесс разработки месторождения и (или) при необходимости провести дополнительное геологическое изучение недр с последующим подсчетом запасов подземных вод и подготовкой новой проектной документации на разработку месторождения (участка) подземных вод или дополнения к утвержденной проектной документации.
На основании п. 19 Правил соблюдение пользователем недр допустимых отклонений среднегодового объема добычи подземных вод, установленных в п. 17 настоящих Правил, определяется данными на конец календарного года.
Кроме того, п. 8 Положения о порядке осуществления добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им участков недр на основании утвержденного технического проекта, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 996, устанавливают, что не допускается превышение показателя среднегодового объема добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд, установленном в техническом проекте на добычу подземных вод.
Следовательно, исходя из действовавших в 2020 году положений Правил разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей, и из положений, действующих с 01.01.2021 Правил разработки месторождений подземных вод и Положения о порядке осуществления добычи подземных вод, следует, что соблюдение недропользователем объемов добычи минеральной воды определяется среднесуточными данными на конец календарного года. Каких-либо ограничений на добычу суточного объема минеральной воды свыше среднегодовой нормы вышеприведенные правила не содержат, а напротив допускают отклонения от данного показателя, если это не приводит к увеличению среднегодового объема.
Поскольку в действующем законодательстве отсутствует императивная норма содержащая какие-либо запреты относительно ежесуточного показателя объема добычи минеральной веды, и наличие норм содержащих запрет только на превышение среднегодовой нормы объема добычи минеральной воды на конец календарного года, а также то обстоятельство, что ООО "Кавмининтер" при осуществлении добычи минеральной воды не допущено превышения среднегодового объема, равного 310 м3/сутки, что подтверждается журналами учета водопотребления средствами измерения за 2020 года и отчетами о результатах мониторинга на Змейкинском месторождении за 12 месяцев 2020 года, за 9 месяцев 2020 года, за 6 месяцев 2020 года, за первый квартал 2020 года, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод, что обществом не допущено нарушений условий лицензии, положений действующего законодательства и утвержденного технического проекта.
Согласно пункту 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том, числе всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно требованиям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статья 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган.
В соответствии со статьей 29.10. КоАП РФ вопрос о фактическом наличии в действиях лица события административного правонарушения подлежит разрешению при рассмотрении дела об административном правонарушении в порядке главы 29 КоАП РФ и должен найти свое мотивированное решение в постановлении по делу об административном правонарушении.
Согласно разъяснениям, изложенными в абзаце 2 пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что позиция Управления о наличии в действиях ООО "Кавмининтер" состава вмененного административного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нормативно не обоснованным и документально не подтвержденным, в связи с чем, постановление Управления от 01.03.2021 N 21-1/ВП/1-18/3 о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания, является незаконным и подлежит отмене.
Статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на внесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица в соответствии с частью 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшему представление.
В пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", предусмотренные статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, если они внесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, обжалуются вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемое представление внесено управлением в порядке части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Следовательно, вопрос о правомерности внесения представления связан с вопросом о законности привлечения общества к административной ответственности, установлением причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.
Поскольку событие вмененного ООО "Кавмининтер" правонарушения и его вина непосредственно в совершении допущенного им правонарушения является не доказанной, то суд находит представление управления от 01.03.2021 N 21-1/ВП/1-18/4 незаконным и также подлежащим отмене.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы о необходимости использования в учете ежесуточного показателя объема добычи минеральной веды, вместо среднегодовой нормы объема добычи минеральной воды на конец календарного года, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2021 по делу N А63-3801/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-3801/2021
Истец: ООО "КАВМИНИНТЕР"
Ответчик: СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, Калюгина Наталья Семеновна, Кравцова Ирина Станиславовна