город Москва |
|
19 октября 2021 г. |
дело N А40-90342/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.10.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2021 по делу N А40-90342/21,
по заявлению ООО "Нара Авто Транс" (ИНН: 5030053827)
к Центральной акцизной таможне
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Охрименко М.Н. по доверенности от 19.05.2021;
от заинтересованного лица - Курчаев Е.В. по доверенности от 13.05.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2021 признано незаконным решение Центральной акцизной таможни от 07.04.2021 N 13-12/09203 об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора и на Центральную акцизную таможню возложена обязанность устранить в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного акта допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченного утилизационного сбора в общей сумме 10.092.000 руб.
Не согласившись с решением суда, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и таможенного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что в период с февраля по сентябрь 2018, с января по апрель 2020 ООО "Нара Авто Транс" в регионе деятельности Брянского акцизного таможенного поста, Акцизного специализированного таможенного поста (центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни осуществило таможенное декларирование колесных транспортных средств "грузовой тягач седельный марки VOLVO".
Заявителем в таможенный орган представлен расчет утилизационного сбора и произведены соответствующие платежи, таможенным органом выданы ТПО, в паспортах колесных транспортных средств проставлены отметки об уплате утилизационного сбора.
Считая, что расчет сумм утилизационного сбора произведен неверно, заявитель обратился в таможенный орган с заявлениями о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним от 02.03.2021 и от 10.03.2021 (вх. ЦАТ от 10.03.2021 N 12910, вх. ЦАТ от 22.03.2021 N 16964).
Таможенный орган письмом от 07.04.2021 N 13-12/09203 проинформировал заявителя об отсутствии оснований для возврата утилизационного сбора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств дела и правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации.
На основании п. п. 2, 4 ст. 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Правительством Российской Федерации постановлением от 06.02.2016 N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора и Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор. Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Разделом VI Перечня предусмотрено, что размер утилизационного сбора в отношении погрузчиков определяется путем умножения базовой ставки, составляющей 150.000 руб., на коэффициент, определяемый в зависимости от максимальной технически допустимой массы погрузчика.
Масса самой самоходной машины увеличивается с увеличением показателя ее грузоподъемности, а, следовательно, затраты, в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты самоходными машинами своих потребительских свойств справедливо компенсируются путем уплаты утилизационного сбора, рассчитанного, исходя из массы самой самоходной машины.
Несогласие таможни с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 26 Обзора судебной практики N 1 (2018), не свидетельствует о неверном применении судом первой инстанции норм материального права.
Исходя из определения Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 305-КГ17-12383 следует, что судом исследован вопрос о том, влияет ли такая характеристика, как грузоподъемность, на затраты, в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты самоходными машинами своих потребительских свойств и сделал вывод о том, на затраты, связанные с утилизацией самоходной машины, влияет именно такая физическая характеристика, как ее собственная масса.
Такая характеристика самоходной машины, как ее грузоподъемность, не оказывает непосредственного влияния на затраты, связанные с утилизацией.
Действительно, чем больше грузоподъемность самоходной машины, тем более прочные материалы необходимо использовать для ее изготовления и тем больше данных материалов потребуется для ее производства.
Данное обстоятельство приведет к тому, что возрастет собственная масса самоходной машины, что, в свою очередь увеличит размер подлежащего уплате утилизационного сбора.
Согласно п. 6 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности норм, порядок исчисления утилизационного сбора и соответствующие обязанности плательщиков данного сбора не могут устанавливаться путем применения норм права по аналогии.
В данном случае не имеет правового значения тот факт, что при таможенном оформлении заявителем самостоятельно исчислен и уплачен утилизационный сбор в большем размере.
Факт оплаты заявителем утилизационного сбора за спорные машины таможенным органом не оспаривается.
Из материалов дела следует, что за каждый оформленный седельный тягач обществом уплачен в утилизационный сбор, что подтверждается платежными поручениями N 531 от 09.02.2018 на сумму 1.458.000 руб., N 891 от 07.03.2018 на сумму 1.458.000 руб., N 2718 от 15.06.2018 на сумму 2.550.000 руб., N 1201 от 23.03.2018 на сумму 1.458.000 руб., N 1441 от 06.04.2018 на сумму 2.565.000 руб., N 1965 от 04.05.2018 на сумму 1.458.000 руб., N 2431 от 01.06.2018 на сумму 2.040.000 руб., N 4490 от 14.09.2018 на сумму 3.570.000 руб., N 399 от 29.01.2020 на сумму 6.804.000 руб., N 862 от 19.02.2020 на сумму 3.402.000 руб., N 1112 от 04.03.2020 на сумму 1.701.000 руб., N 2315 от 20.04.2020 на сумму 1.701.000 руб. и таможенными приходными ордерами.
На паспортах транспортных средств проставлены отметки об уплате сбора в полном объеме.
После выпуска товаров обществом установлено, что при расчете размера подлежащего уплате утилизационного сбора было использовано неверное значение максимальной технически допустимой массы спорных товаров, в результате чего обществом за оформленные автотранспортные средства - седельные тягачи, утилизационный сбор уплачен в излишнем размере.
Общество обратилось в таможенный орган с заявлениями от 02.03.2021 и от 10.03.2021 (вх. ЦАТ от 10.03.2021 N 12910 и вх. ЦАТ от 22.03.2021 N 16964) о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в отношении товара, заявленного в декларациях на товар, по форме и с приложением всех документов, указанных в приложении N 4 постановления Правительства Российской Федерации N 1291.
Таможенным органом письмом от 07.04.2021 N 13-12/09203 отказано в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним или о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора по заявлениям от 02.03.2021 и от 10.03.2021 (вх. ЦАТ от 10.03.2021 N 12910 и вх. ЦАТ от 22.03.2021 N 16964).
В соответствии с п. 25 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним.
Согласно п. п. 27, 28 Правил заявление, о возврате утилизационного сбора, подается плательщиком в таможенный орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, в течение 3-х лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора; документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора; документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление, или надлежащим образом заверенную копию указанного документа.
Обществом соблюден порядок подачи в таможенный орган заявления о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, приложены все документы, подтверждающие исчисление и уплату утилизационного сбора.
Пунктом 32 Правил установлено, что при отсутствии в заявлении, поданном в соответствии с п. 25 либо п. 26 настоящих Правил, необходимых сведений и непредставлении необходимых документов таможенный орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления: возвращают заявление плательщику или его уполномоченному представителю; направляют плательщику или его уполномоченному представителю решение об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним или о его зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора.
Таким образом, из п. 32 Правил следует, что в случае, если таможенный орган считает, что плательщиком в заявлении не указаны необходимые сведения и/или не представлены необходимые документы, то он обязан в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления возвратить заявление плательщику, принять и направить в адрес плательщика решение об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора по форме, установленной Приложением N 5.
Решения об отказе в возврате утилизационного сбора по форме, установленной указанным Приложением Правил таможенным органом не принято.
Факт излишней уплаты утилизационного сбора обществом документально подтвержден.
Выводы суда первой инстанции о том, что представленные заявителем документы являются достаточными для расчета и подтверждения излишней уплаты утилизационного сбора, а решение таможенного органа о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним нарушает право общества на своевременный возврат, излишне уплаченного в бюджет Российской Федерации сбора, являются обоснованными.
Возложение на таможенный орган обязанности является способом устранения нарушенных прав заявителя в порядке, предусмотренном ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.
Нарушений судом первой инстанции норм материального права и процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2021 по делу N А40-90342/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-90342/2021
Истец: ООО "НАРА АВТО ТРАНС"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ