г. Санкт-Петербург |
|
20 октября 2021 г. |
Дело N А56-43283/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28136/2021) АО "Городская Страховая Медицинская компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2021 по делу N А56-43283/2021 (судья Данилова Н.П.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению АО "Городская Страховая Медицинская компания"
к Санкт-Петербургскому Государственному Бюджетному Учреждению Здравоохранения "Городская Больница N 33"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Городская Страховая Медицинская компания" (адрес: 191025, город Санкт-Петербург, переулок Кузнечный, 2-4, ОГРН: 1027809172489, ИНН: 7825457129, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому Государственному Бюджетному Учреждению Здравоохранения "Городская Больница N 33" (адрес: 196653, Санкт-Петербург, город Колпино, Павловская ул., д. 16, лит. А, ОГРН: 1027808756469,
ИНН: 7817033895, далее - ответчик) о взыскании санкций в сумме 16 514,70 руб., начисленных по коду 4.6.1 на основании актов медико-экономической экспертизы N 79952/19 от 20.11.2019, N 81693/19 от 20.11.2019, N 51316/20 от 27.08.2020, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 826,39 руб. по состоянию на 14.04.2021, процентов за пользование чужими денежными средствами с 15.04.2021 по день фактического исполнения обязательства.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 19.07.2021 в удовлетворении заявленных Истцом требований отказано.
04.08.2021 судом составлен мотивированный текст решения.
В апелляционной жалобе Истец, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.04.2016 между Акционерное общество "Городская Страховая Медицинская компания" и Санкт-Петербургским Государственным Бюджетным Учреждением Здравоохранения "Городская Больница N 33" (далее - Общество) был заключен Договор N 22 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - Договор), согласно которому, Учреждение приняло на себя обязательства по оказанию необходимой медицинской помощи застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ТП ОМС), а Страховая медицинская организация обязалась оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с ТП ОМС.
Согласно п. 4.1 Договора страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно п. 4.3. Договора страховая медицинская организация обязана проводить контроль объема, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в медицинской организации в соответствии с Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаемым Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 39 Федерального закона N 326-ФЗ от 29.11.2010 г. "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон).
Страховой организацией проведен контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, в результате которого выявлены нарушения оказания медицинской помощи и решения об уплате штрафа на общую сумму 16 514,70 руб.:
Решение N 79952/19 от 20.11.2019 в соответствии с Актом МЭЭ N 79952/19, предусматривающим уплату медицинской организацией штрафа в размере 5418,18 руб. (Код дефекта мед. помощи/нарушения 4.6.1.);
2) Решение N 81693/19 от 20.11.2019 в соответствии с актом МЭЭ N 81693/19, предусматривающим уплату медицинской организацией штрафа в размере 5418,18 руб. (Код дефекта мед. помощи/нарушения 4.6.1.)
3) Решением N 51316/20 от 27.08.2020 в соответствии с актом МЭЭ N 51316/20, предусматривающим уплату медицинской организацией штрафа в размере 5692,12 руб. (Код дефекта мед. помощи/нарушения 4.6.1).
Размер штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества на 2019, 2020 года, установлен Приложением N 20 к Генеральному тарифному соглашению на оплату медицинской помощи в системе ОМС на 2019, 2020 года.
В силу пункта 5.4 Договора Медицинская организация в числе прочего обязана представлять Страховой организации сведения, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (медицинскую, учетно-отчетную документацию).
На основании пункта 2.2 Договора, при выявлении нарушений установленных Договором обязательств Страховая организация вправе не оплачивать или не полностью оплачивать затраты Медицинской организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в Страховую организацию и (или) уплаты Медицинской организацией штрафов.
Поскольку в добровольном порядке ответчиком начисленные штрафы уплачены не были, 11.09.2020 истцом в адрес ответчика направлена претензия об уплате санкций.
Поскольку требования претензии оставлены учреждением без удовлетворения, страховая организация обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, сославшись на правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда РФ от 26.03.2020 N 307-ЭС20-2181, сделал вывод о том, что требования о взыскании штрафа являются необоснованными, поскольку акты МЭЭ содержащие в графе "Выводы" код дефекта/нарушения 4.6.1, не являются доказательствами вины ответчика для наступления ответственности в виде штрафа по смыслу положений пункта 8 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, так как характер выявленного нарушения не является основанием для начисления штрафа, а является основанием для применения к учреждению санкции в виде неоплаты или уменьшения оплаты медицинской помощи, поскольку касается ненадлежащего ведения медицинским учреждением учетно-отчетной документации, то есть хозяйственной деятельности.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (часть 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 40 Закона N 326-ФЗ результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом.
По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 настоящего Федерального закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (часть 10 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В силу части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями (далее - Контроль) в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Федерального закона N 326-ФЗ взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным Правилами обязательного медицинского страхования.
Частью 1 статьи 42 Закона N 326-ФЗ предусмотрено право медицинской организации в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд.
Территориальный фонд в течение 30 рабочих дней со дня поступления претензии рассматривает поступившие от медицинской организации материалы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, МЭЭ, ЭКМП (часть 3 ст. 42).
При несогласии медицинской организации с решением территориального фонда она вправе обжаловать это решение в судебном порядке (часть 5).
Сведения об обжаловании ответчиком в порядке частей 1, 5 статьи 42 Федерального закона N 326-ФЗ актов страховой медицинской организации в материалы дела не представлено.
В материалы дела ответчиком представлены письменные доказательства - составленные по результатам проверки экспертные заключения.
Содержание данных документов участвующими в деле лицами не оспаривалось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 14 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ в случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств. Перечень нарушений договорных обязательств устанавливается правилами обязательного медицинского страхования. Перечень санкций за нарушения договорных обязательств устанавливается договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 41 настоящего Федерального закона (ч. 8 ст. 39 Закона N 326-ФЗ за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация уплачивает штраф в порядке и размере, которые установлены указанным договором.
Согласно п. 2.2 Договора при выявлении нарушений обязательств, установленных настоящим договором, страховая медицинская организация вправе не оплачивать или не полностью оплачивать затраты медицинской организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию и (или) уплаты организацией штрафов.
Обязанность проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях установлена п. 2 ч. 3 ст. 39 Закона N 326-ФЗ и закреплена в п. 4.3 договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 22 от 23.04.2016, на основании которого организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (ч. 7 ст. 14, ч. 5 ст. 15 Закона N 326-ФЗ).
Проведение контроля осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (далее - экспертные мероприятия), результаты которых оформляются соответствующими заключениями по формам, установленным Федеральным фондом (ч. 2, ч. 9 ст. 40 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона N 326-ФЗ, п. 4.3. Договора экспертные мероприятия проводятся в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом
В 2019 - 2020 годах действовал и применялся Приказ ФФОМС от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (далее - Порядок) (вступил в законную силу с 29.06.2019).
При проведении медико-экономические экспертизы (далее - МЭЭ) оказания медицинской помощи, установлено следующее:
1. В ходе проведения МЭЭ по случаю оказания медицинской помощи пациенту с номером полиса 7867350896001423 экспертом исследовалась первичная медицинская документация пациента (медицинская карта). Целью исследования явилось установление соответствия объема предъявленных к оплате медицинских услуг по счету N 13/23530 данным, которые содержатся в медицинской документации.
По результатам анализа медицинской документации эксперт установил, что застрахованное лицо находилось на стационарном лечении с 02.07.2019 по 15.07.2019 Кардиологическом отделении Больницы N 33 с диагнозом ИБС (ишемическая болезнь сердца). Вместе с тем, 14.07.2019 к пациенту была вызвана служба скорой помощи на дом. За 14.07.2019 отсутствует информация об осмотре врача в Больнице N 33. Медицинская помощь 14.07.2019 в Больнице N 33 не оказывалась.
Таким образом, выявлено несоответствие объема предъявленных ответчиком к оплате медицинских услуг записям в медицинской карте - первичной медицинской документации, не оказание медицинской помощи застрахованному лицу.
2) В ходе проведения МЭЭ по случаю оказания медицинской помощи пациенту с номером полиса 7878050870000758 экспертом исследовалась первичная медицинская документация пациента (медицинская карта). Целью эксперта явилось установление соответствия объема предъявленных к оплате медицинских услуг по счету N 13/24356 данным, которые содержатся в медицинской документации.
По результатам анализа медицинской документации эксперт установил, что застрахованное лицо находилось на стационарном лечении с 28.08.2019 по 10.09.2019 в Кардиологическом отделении Больницы N 33 с диагнозом ИБС (ишемическая болезнь сердца). Вместе с тем, 29.08.2019 к пациенту была вызвана служба скорой помощи на дом. Медицинская помощь 29.08.2019 в Больнице N 33 не оказывалась.
Таким образом, выявлено несоответствие объема предъявленных ответчиком к оплате медицинских услуг записям в медицинской карте - первичной медицинской документации, не оказание медицинской помощи застрахованному лицу.
3. В ходе проведения МЭЭ по случаю оказания медицинской помощи пациенту с номером полиса 7857520879000038 экспертом исследовалась первичная медицинская документация пациента (медицинская карта). Целью эксперта явилось установление соответствия объема предъявленных к оплате медицинских услуг по счету N 13/27931 данным, которые содержатся в медицинской документации.
По результатам анализа медицинской документации установлено, что застрахованному лицу с диагнозом МКБ (мочекаменная болезнь) 19.05.2020 проведена операция "катетеризация правого мочеточника". Согласно карте под местной анестезией введен цитоскоп, в правое устье введен катетер, установлен стент. Экспертом установлено, что проведенные медицинские манипуляции не соответствуют тарифу, предъявленному Больницей N 33 на оплату.
Таким образом, выявлено несоответствие объема предъявленных ответчиком к оплате медицинских услуг первичной медицинской документации. Ответчиком фактически оказала застрахованному лицу медицинскую услугу одного вида, а к оплате предъявлена иная услуга. Установлено несоответствие объема предъявленных ответчиком к оплате медицинских услуг записям в медицинской карте - первичной медицинской документации, не оказание медицинской помощи, предъявленной к оплате застрахованному лицу.
Частью 8 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрена ответственность медицинской организации за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в виде уплаты штрафа в порядке и размере, которые установлены указанным договором в соответствии со статьей 41 данного Закона.
В рассматриваемом случае в ходе проведения экспертизы установлен факт неоказания медицинским учреждением медицинской помощи, стоимость которой включена в размер оплаты за счет фонда обязательного медицинского страхования в рамках договора, заключенного со страховой компанией.
Пунктом 27 Порядка N 36 установлено, что оформленные надлежащим образом (актами МЭЭ) результаты медико-экономической экспертизы являются основанием для применения к медицинской организации мер, предусмотренных ст. 41 Закона N 326-ФЗ, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), установленным Приложением N 8 к Порядку, а также могут являться основанием для проведения экспертизы качества медицинской помощи.
Установленные истцом по результатам медико-экономической экспертизы нарушения с кодом дефекта 4.6.1 входят в Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), установленный Приложением N 8 к Порядку, а также для начисления штрафа.
Порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию установлен Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила) (вступил в законную силу 28.05.2019). Правилами установлена методика исчисления размера санкций: общий размер санкций (п. 147), размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи (п. 148), размер штрафа (п. 149).
Размер неоплаты или неполной оплаты затрат медицинской организации на оказание медицинской помощи и размер штрафа определяется согласно тарифному соглашению, принимаемому в каждом отдельном субъекте Российской Федерации, так как они зависят в том числе от установленного в субъекте размера тарифа на оплату медицинской помощи, действующего на дату оказания медицинской помощи, и подушевого норматива финансирования, установленного в соответствии с территориальной программой на дату проведения экспертных мероприятий.
В Генеральном тарифном соглашении на 2019 год, принятом в Санкт-Петербурге и утвержденном 28.12.2018, в Приложении N 20 "Размеры сумм, не подлежащих оплате (уменьшению оплаты)" установлен порядок исчисления размера сумм, не подлежащих оплате (уменьшению оплаты), а также размер штрафа.
В п. 5 Примечания ГТС на 2019 год указано: "До определения Правилами обязательного медицинского страхования размера санкций по основанию 4.6.1 при установлении по результатам медико-экономической экспертизы или экспертизы качества медицинской помощи нарушений, соответствующих данному основанию, размер неоплаты определяется как сумма, на которую тариф, предъявленный к оплате, превышает тариф, который следует предъявить к оплате по результатам экспертизы". Принятие данного пункта Примечания обусловлено тем, что в ранее действовавших Правилах обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития от 28.02.2011 N 158н, в п. 127.4, 127.5 отсутствует код дефекта 4.6.1 в определении размера неоплаты и размера штрафа.
Расчет размера санкций по коду 4.6.1 был урегулирован Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования", который вступил в законную силу 28.05.2019, данный приказ по коду нарушения 4.6.1 устанавливает как размер неоплаты, так и размер штрафа (п.п. 148, 149).
Порядок исчисления размера сумм, не подлежащих оплате (уменьшению оплаты) в 2020 году, установлен Приложением N 20 "Размеры сумм, не подлежащих оплате (уменьшению оплаты)" Генерального тарифного соглашения на 2020 год, утвержденного 30.12.2019 (далее - ГТС на 2020 год).
ГТС на 2020 год установлен как размер неоплаты так и размер штрафа по коду нарушения 4.6.1:
N |
Основания для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) |
Размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи (См. Примечание 1) |
Размер штрафа (См. Примечание 1) |
Раздел 4. Дефекты оформления первичной медицинской документации в медицинской организации | |||
4.6.1 |
Некорректное применение тарифа, требующее его замены по результатам экспертизы |
сумма, на которую тариф, предъявленный к оплате, превышает тариф, который следует предъявить к оплате |
30% размера РП См. Примечание 1 |
В п. 1 Примечания указано: "Неоплата, неполная оплата затрат на оказание медицинской помощи и штраф в соответствии с данным Приложением применяются согласно актам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, датированным с 29.06.2019, по отношению к случаям оказания медицинской помощи с датой начала лечения с 28.05.2019. В остальных случаях применяется Приложение N 20 к ГТС на 2020 год".
Расчет штрафа, представленный истцом, судом проверен, признан арифметически верным, соответствующим условиям договора, контррасчет не представлен.
Доказательства уплаты штрафа ответчиком полностью или в части не представлены.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в части взыскания штрафов в общей сумме 16 514,70 рублей.
Вывод суда первой инстанции со ссылкой на правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда РФ от 26.03.2020 N 307-ЭС20-2181, апелляционный суд признает ошибочной, поскольку высшей судебной инстанцией указано, что исходя из установленных фактических обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, учитывая правовые позиции, изложенные в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 N 11-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 19.01.2016 N 2-П, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11, определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954, суд первой инстанции сделал вывод о необходимости уменьшения штрафа до 1000 рублей по каждому акту, признав их недействительными в соответствующей части. Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с данными выводами. Таким образом, Верховным судом признано правомерным привлечение медицинской организации к ответственности в виде штрафа, вместе с тем, размер санкций был уменьшен в порядке ст. 333 ГК РФ.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2020 г. N 303ЭС20-4416 по делу N А51-10279/2019 действительно поддержана позиция нижестоящих судов о том, что начисление штрафа Страховой медицинской организацией лечебному учреждению возможно только при допущенном нарушении в виде неоказания, несвоевременного оказания либо оказания медицинской помощи ненадлежащего качества, а Акты МЭЭ страхового случая, содержащие в графе "Выводы" код дефекта/нарушения 4.6 и 4.6.1, не являются доказательствами вины ответчика для наступления ответственности в виде штрафа по смыслу положений пункта 8 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Вместе с тем, судебные акты по делу N А51-10279/2019 не подлежат применению к рассматриваемой ситуации, поскольку вынесены при иных фактических обстоятельствах.
Данный вывод согласуется с позицией Верховного суда РФ, изложенный в определении от 09.09.2021 N 304-ЭС21-10983 по делу N А67-4185/2020, в котором отражено, что частью 8 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрена ответственность медицинской организации за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в виде уплаты штрафа в порядке и размере, которые установлены указанным договором в соответствии со статьей 41 данного Закона. Право страховой медицинской организации применять санкции в соответствии со статьей 41 Закона N 326-ФЗ, в том числе по коду дефекта 4.6., 4.6.1, предусмотрено пунктом 2.3 договора, а право требовать от организации, в том числе, уплаты штрафа при выявлении нарушений установленных договором обязательств - пунктом 2.2. Согласно части 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ размеры таких штрафов указываются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ. Установив факты ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств, связанных с оказанием медицинских услуг, признав это основанием для возложения на медицинскую организацию ответственности в виде штрафа, расчет которого признан верным, отметив, что целью штрафных санкций является предотвращение совершения нарушений повторно, с учетом характера выявленного нарушения (связанного не с хозяйственной (экономической) деятельностью ответчика, а именно с оказанием медицинской помощи), суды удовлетворили требования истца в полном объеме.
При этом, апелляционный суд считает необходимым отметить, что как Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2020 г. N 303ЭС20-4416 по делу N А51-10279/2019, так и Определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.09.2021 N 304-ЭС21-10983 по делу N А67-4185/2020 вынесены в связи с отказом в передаче кассационных жалоб в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, в связи с чем не могут являться основанием для принятия судебных актов, при рассмотрении конкретных фактических обстоятельств.
Действующим законодательством в сфере обязательного медицинского страхования прямо предусмотрена обязанность страховой медицинской организации в случае выявления нарушения медицинской организацией по коду дефекта 4.6.1 применять во всех случаях в качестве финансовых санкций штраф наряду с уменьшением оплаты затрат медицинской организации на оказание медицинской помощи.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 826,39 рублей.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении требований в указанной части правомерно исходил из следующего.
Статьей 395 ГК РФ предусмотрено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Указанная норма является мерой гражданско-правовой ответственности и средством защиты стороны в обязательстве от неправомерного пользования должником денежными средствами кредитора, направленным на исключение последствий инфляционных процессов, влекущих обесценение денежных средств (в том числе безналичных) и снижение их покупательной способности.
Принимая во внимание, что меры защиты нарушенного права не должны служить средством обогащения одной стороны за счет другой (принцип соразмерности гражданско-правовой ответственности последствиям нарушения обязательства), законодателем в части 5 статьи 395 ГК РФ введен запрет начисления сложных процентов (процентов на проценты).
Применение специального механизма защиты гражданских прав - денежной меры ответственности (судебной неустойки - штрафа за несвоевременное исполнение судебного решения) - к денежным обязательствам законодательством не предусмотрено, что отражено в пункте 30 разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Исходя из положений пункта 1 статьи 329, статей 330, 307, 395 ГК РФ неустойка (штраф) является способом обеспечения исполнения основного обязательства и не относится к денежным обязательствам, поэтому проценты за пользование чужими денежными средствами не могут быть начислены на сумму неустойки.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в иске, поскольку в данном случае истцом начислены проценты на сумму штрафа, что противоречит положениям пункта 5 статьи 395 ГК РФ.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2021 по делу N А56-43283/2021 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Взыскать с Санкт-Петербургского Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения "Городская Больница N 33" (ОГРН: 1027808756469) в пользу Акционерного общества "Городская Страховая Медицинская компания" (ОГРН: 1027809172489) штраф в сумме 16 514,70 рублей, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях в сумме 4 755 рублей.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43283/2021
Истец: АО "ГОРОДСКАЯ СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 33"