г. Ессентуки |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А63-4005/2021 |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наниковым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ветрова Руслана Олеговича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.06.2021 по делу N А63-4005/2021 по исковому заявление общества с ограниченной ответственностью "Экострой" (ОГРН 1142651005749, ИНН 2634812831) к индивидуальному предпринимателю Ветрову Руслану Олеговичу (ОГРН 319265100009766, ИНН 260506304039) о взыскании 89 725,25 руб. задолженности за услуги по обращению с ТКО за период с 01.02.2019 по 31.12.2020, 4 937,25 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
общества с ограниченной ответственностью "Экострой" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Ветрову Руслану Олеговичу (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании 89 725,25 руб. задолженности за услуги по обращению с ТКО за период с 01.02.2019 по 31.12.2020, 4 937,25 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами
Решением суда первой инстанции от 21.06.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что ответчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате оказанных истцом услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.
Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке упрощенного производства.
Не согласившись с решением, предприниматель обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 21.06.2021 отменить полностью. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что между предпринимателем и обществом не заключался договор по обращению с ТКО по объекту магазин "Мясной Эконом", поскольку указанное помещение, находящееся в торговом центре находится у предпринимателя в аренде, а за услуги по обращению с ТКО региональному оператору оплачивает арендодатель.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено без проведения судебного заседания, вызова сторон, осуществления протоколирования в письменной форме и использования средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 13.04.2018 между ООО "Экострой" и министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от N 2-34, согласно которому с 01.07.2018 истец принял на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Александровского, Новоселицкого районов Ставропольского края, а также Благодарненского городского округа Ставропольского края.
По адресу: Ставропольский край, г. Благодарный, пер. Фрунзе, д. 4 для осуществления предпринимательской деятельности ИП Ветровым Р.О. используется нежилое помещение - магазин "Мясной Эконом" площадью 50 кв.м., кадастровый номер 26:13:100306:416.
С 01.07.2018 данный объект находится в зоне обслуживания регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отход - ООО "Экострой".
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предприниматель не заключил.
ООО "Экострой" обратился в адрес предпринимателя с претензией от 29.12.2020 N 16331, в которой требовало от ИП Ветрова Р.О. оплатить имеющуюся задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчиком претензия оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором (пункт 1 статьи 395 ГК РФ).
В соответствии со статьей 408 ГК РФ обязательство прекращается его исполнением.
На основании пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Согласно абзацу 27 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ).
В статье 24.9 Закона N 89-ФЗ установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (абзац 21 статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Согласно пунктам 1,2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством РФ. В случаях, определенных Правительством РФ, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с пунктом 8(12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
При этом под потребителем Правила N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 8(18) Правил N 1156 закреплено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании пункта 3 Правил N 1156 транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (треки аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС представлены в материалы дела).
Постановлением Правительства Ставропольского края от 01.10.2018 N 425-п "О внесении изменения в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае, утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 22.09.2016 N 408-п" утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае (далее - Территориальная схема).
Также, постановлением Правительства Ставропольского края от 02.11.2017 N 430-п утверждена региональная программа "Обращение производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Ставропольском крае" (далее - Региональная программа).
Территориальная схема и Региональная программа устанавливают конкретные конечные места размещения отходов.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края утверждены приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29.08.2018 N 237 "О внесении изменения в нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края, утвержденные приказом министерства жилищнокоммунального хозяйства Ставропольского края от 26.12.2017 N 1347".
Как видно из материалов дела, ИП Ветров Р.О. осуществляет деятельность по ОКВЭД (47.22 Торговля розничная мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах) на объекте: нежилое помещение - магазин "Мясной Эконом" площадью 50 кв.м., кадастровый номер 26:13:100306:416, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Благодарный, пер. Фрунзе, д. 4.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истцом совершались действия, направленные на информирование потребителей услуги о деятельности общества и на заключение с ответчиком договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На официальном сайте ООО "Экострой" (www.ekostroy26.ru) 20.06.2018 размещены типовой договор на оказание услуги, предложение о заключении договора, заявка (заявление), графики вывоза отходов, другая информация по оказанию услуг, основные нормативные правовые акты, регулирующие обращение с твердыми коммунальными отходами. Ссылка на сайт общества имеется в тексте проекта договора, направленного потребителям.
Кроме того, как видно из материалов дела, ответчику был доставлен проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Однако ответчиком проект договора не был подписан.
При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что такой договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной Региональным оператором в проекте договора на вывоз ТКО.
Как установлено судом первой инстанции, ответчику в полном объеме доведена информация о деятельности общества, направлено предложение о заключении договора, проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и иная документация.
Из вышеуказанных норм права следует, что отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением.
Материалами дела подтверждается факт оказания истцом услуг по вывозу твердых коммунальных отходов ответчику. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, равно как и доказательств оказания указанных услуг, ответчику иным лицом.
Представленный истцом расчет задолженности ответчика за услуги по обращению с ТКО судом первой инстанции проверен и обоснованно признан арифметически и методологически верным.
Доказательств оплаты услуг в полном объеме ответчиком в материалы дела не представлено.
Истцом так же представлен расчет процента за пользование чужими денежными средствами в сумме 4 937,25 руб. за период с 12.03.2019 по 09.03.2021.
Как правильно установлено судом первой инстанции, произведенный истцом расчет является арифметически и методологически верным.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что между предпринимателем и обществом не заключался договор по обращению с ТКО по объекту магазин "Мясной Эконом", поскольку указанное помещение, находящееся в торговом центре, находится у предпринимателя в аренде, а за услуги по обращению с ТКО региональному оператору оплачивает арендодатель, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, - право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. С учетом положений законодательства Российской Федерации об обращении с отходами, в первую очередь, положений Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. N 641", - лицо, образующее в результате своей хозяйственной деятельности отходы в том числе твердые коммунальные отходы, - приобретает право собственности на образованные отходы и в порядке ст. 210 Гражданского кодекса РФ несет бремя собственника этого имущества.
В настоящем случае бремя содержания отходов, образованных при ведении хозяйственной деятельности предпринимателем, состоит в организации конечного размещения этих отходов либо на объекты размещения отходов, установленные Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае: полигоне для захоронения отходов ООО "Эклат" г. Благодарный, либо на объекте обработки отходов ООО "Эко-город" г. Благодарный. Отходы, образованные в результате хозяйственной деятельности ответчика, принадлежат ответчику на праве собственности непосредственно до их передачи для конечного размещения на указанных объектах.
Собственник помещения, Гривин Игорь Анатольевич, с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключал. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Предпринимателем в порядке ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ также не представлено доказательств организации обращения с твердыми коммунальными отходами, образуемыми в результате его хозяйственной деятельности, в соответствии с Территориальной схемой обращения отходов в Ставропольском крае, в том числе, размещение отходов на объектах размещения отходов ООО "Эклат" и ООО "Эко-город".
В свою очередь, общество предоставило в материалы дела доказательства организации обращения отходов в месте ведения ответчиком хозяйственной деятельности.
Кроме того, в материалы дела договор аренды между ответчиком и собственником помещения не предоставлен.
Иных существенных доводов, которые являлись бы основанием для отмены обжалуемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Судом первой инстанций на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правомерные выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
Руководствуясь статьями 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.06.2021 по делу N А63-4005/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
З.М. Сулейманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4005/2021
Истец: ООО "ЭКОСТРОЙ"
Ответчик: Ветров Руслан Олегович
Третье лицо: Шестнадцатый Арбитражный Апелляционный суд