г.Москва |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N А40-59011/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
С.Л.Захарова, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.С.Ивановой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Строй-Сервис К1"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.07.2021
по делу N А40-59011/21 (145-431)
по заявлению ООО "Строй-Сервис К1"
к 1) Государственной инспекции по контролю за объектами недвижимости г.Москвы,
2) ГБУ г.Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости",
при участии:
от заявителя: |
Портнов Д. А. по дов. от 11.05.2021; |
от ответчика: |
1)Хайбуллин Р.Р. по дов. от 12.01.2021; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Строй-Сервис К1" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной инспекции по контролю за объектами недвижимости г.Москвы (далее также - Инспекция) и ГБУ города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее также -Учреждение) о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в непринятии мер к доведению до заявителя и его ознакомлению с решением о сносе (демонтаже), а также с иными документами, подтверждающими законность ликвидации (сноса/демонтажа) принадлежащих заявителю строений N 7, 15, расположенных по адресу: г.Москва, ул.Складочная, д.20А, а также законность реализованной процедуры такой ликвидации спорных строений; признании незаконными действий ответчиков, выразившихся в организации и совершении принудительной ликвидации (сноса/демонтажа) принадлежащих заявителю строений N 7, 15, в период времени с 10.03.2021 по 15.03.2021 и с 10.02.2021 по 10.03.2021.
Решением суда от 28.07.2021, принятым по данному делу, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на отсутствие правовых оснований, предусмотренных ст.198 АПК РФ и необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с означенным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы ссылается на несоблюдение ответчиками обязательных требований, предусмотренных п.4 ст.222 ГК РФ, ч.4 ст.55.32 ГрК РФ, п.4.2.9(1) Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, при совершении действий/бездействия, направленных на ликвидацию спорных строений N 7, N 15, принадлежащих заявителю.
Представитель Госинспекции по недвижимости по городу Москве в судебном заседании возражал против доводов и требований заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых действий ответчиков.
Представитель ГБУ города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости", извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 02.02.2021 в адрес заявителя поступило Уведомление ГБУ "МКМЦН" (исх. N 362/21 от 28.01.2021), согласно которому Обществу надлежало в срок до 07.02.2021 добровольно произвести демонтаж строения N 15. Уведомление содержало предупреждение о том, что по истечении указанного срока демонтаж будет обеспечен Госинспекцией по недвижимости.
В период с 10.02.2021 по 10.03.2021 ГБУ "МКМЦН" была осуществлена ликвидация строения N 15. Строение N 7 было ликвидировано в период времени с 10.03.2021 по 15.03.2021.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В рассматриваемом случае совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Как указывалось выше, заявитель считает, что организация и совершение принудительного демонтажа принадлежащих Обществу строений N 7, 15 в период времени с 10.03.2021 по 15.03.2021 и с 10.02.2021 по 10.03.2021 ответчиками произведены без соблюдения обязательных требований, предусмотренных п.4 ст.222 ГК РФ, ч.4 ст.55.32 ГрК РФ, п. 4.2.9(1) Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Данные доводы заявителя не приняты апелляционным судом как необоснованные, исходя из нижеследующего.
Порядок организации и совершения принудительной ликвидации (сноса/демонтажа) спорных объектов регламентируются приложением N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Согласно указанному Постановлению Госинспекция по недвижимости в рамках осуществления своей деятельности проводит мероприятия (обследования), направленные на выявление и пресечение незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничены, и по результат проведенных мероприятий составляет соответствующий акт.
Как верно указал суд первой инстанции, Акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта является внутренним документом Госинспекции по недвижимости, который фиксирует результаты обследования, проведенного сотрудниками Госинспекции по недвижимости на земельном участке, расположенном по адресу: г.Москва, ул.Складочная, вл.20А, в рамках предоставленных им полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" (п.7 приложения к постановлению Правительства).
На основании пункта 3.3 приложения 1 к постановлению N 819-ПП Госинспекцией по недвижимости 19.02.2021 было проведено обследование вышеуказанного земельного участка, в результате чего на основании п.3.3.2 Положения составлен акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (Акт).
При этом направление Акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка заявителю для ознакомления нормами законодательства не предусмотрено.
Из указанного Акта следует, что на вышеуказанном земельном участке расположен объект, обладающий признаками самовольного строительства.
В результате проведенного планового (рейдового) обследования выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:02:210050:24 площадью 22459 кв.м и адресным ориентиром: г.Москва, ул.Складочная, вл.20А, снят с кадастрового учета и имеет статус общего пользования.
На вышеуказанном земельном участке расположен имущественный комплекс, в том числе, здание с пристройкой общей площадью 828,9 кв.м с адресным ориентиром: ул.Складочная, д.20А, стр.7.
По данным портала Росреестра по адресу: ул.Складочная, д.20А, стр.7 учтено одноэтажное здание площадью 268,5 кв.м. (ОКС 77:02:0021005:1093).
Указанный объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества (запись в ГГРН N 77:02:0021005:1093-77/009/2019-1 от 25.10.2019).
К зданию возведена пристройка площадью 560,4 кв.м., которая на кадастровый учет не поставлена, имущественные права на данный объект не зарегистрированы. Обратное заявителем не доказано.
Кроме того, на земельном участке размещены два строения общей площадью 2000 кв.м. и бытовка площадью 16 кв.м., которые также на кадастровый и технический учеты не поставлены, имущественные права на них не зарегистрированы. Доступ ограничен въездными воротами протяженностью 16 м (площадью 4,8 кв.м).
Учитывая изложенное, Инспекция пришла к выводу о том, что земельный участок по адресу: ул.Складочная, вл.20А подлежал освобождению путем демонтажа расположенных на нем объектов, а именно: пристройки к зданию с адресным ориентиром: ул.Складочная, д.20А, стр.7 площадью 560 кв.м, двух строений (надувные ангары) общей площадью 2000 кв.м, въездных ворот протяженностью 16 м (площадью 4,5 кв.м) и бытовки площадью 16 кв.м.
Земельный участок для целей строительства (реконструкции) не предоставлялся.
В соответствии с п.4.1.1 Положения в целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельного участка Госинспекция по недвижимости в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации - в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Обеспечение проведения мероприятий Госинпекцией по недвижимости по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка осуществляется на основании Положения. Таким образом, выдача Уведомления от 28.01.2021 N 362/21 не образует правовых последствий для пользователя земельного участка, а носит информационный характер, предоставляя пользователю земельного участка сведения о ранее выявленных Госинспекцией по недвижимости обстоятельствах, связанных с использованием земельного участка и соответствию такого использования действующему законодательству.
Информационный характер Уведомления не предполагает наделения лица обязанностями по совершению каких-либо действий, то есть Уведомление не имеет властно-распорядительного характера, а следовательно, не обязывает заявителя демонтировать незаконные возведенные строения, так как обеспечение проведения работ по демонтажу незаконно возведенных строений согласно Положению осуществляется силами Госинспекции по недвижимости. Более того, Уведомление выдано заявителю Государственным бюджетным учреждением, не являющимся государственным или муниципальным органом власти и не наделенным полномочиями по проведению какой-либо проверки или надзора и выдаче предписаний по устранению нарушений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москвы" основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе: договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования, и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.
Основанием для занятия и использования земельного участка на праве аренды, безвозмездного использования являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком. Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах (подп.1.1 п.1 ст.8 Закона N 48).
Согласно ч.2 ст.4 названного Закона органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В силу ч.3 ст.4 Закона N 48 в случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность передачи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в частную собственность, предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования, земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам исключительно в аренду.
Статьей 8 Закона N 48 определен порядок предоставления органами исполнительной власти города Москвы земельных участков в аренду.
В соответствии со ст.ст.6, ст.11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" объектами земельно-правовых отношений могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
На основании пункта 1 постановления Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП "Об утверждении положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" Госинспекция по недвижимости является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы (земли), выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
Учитывая фактические обстоятельства дела и приведенные нормы права, апелляционный суд приходит к выводу о том, что действия ответчиков по проведению мероприятий по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков осуществлены с соблюдением установленного законодательством порядка, в соответствии предоставленными полномочиями, при отсутствии нарушений действующего законодательства.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом ст.ст.4, 71 АПК РФ, суд первой инстанции на основании установленных обстоятельств пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые действия/бездействие ответчиков не нарушают прав и охраняемых законом интересов заявителя, в связи с чем вывод суда о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований правомерен.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Кроме того, означенные доводы основаны на неправильном толковании норм права. Выражая несогласие с изложенными в решении суда выводами, заявитель не представил доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность заявленных им требований.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.07.2021 по делу N А40-59011/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59011/2021
Истец: ООО "СТРОЙ-СЕРВИС К1"
Ответчик: ГБУ Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости Стельмах М.С., ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ КОНТРОЛЬНО-МОНИТОРИНГОВЫЙ ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ"