город Омск |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N А46-7206/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10120/2021) Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 21.07.2021 по делу N А46-7206/2021 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (ОГРН 1135543053249, ИНН 5501253636, адрес: 644099, Омская область, город Омск, улица Петра Некрасова, дом 6) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414, адрес: 644099, Омская область, город Омск, улица Красногвардейская, дом 9), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,- Департамента городского хозяйства Администрации города Омска (ОГРН 1035507001199, ИНН 5504061072, адрес: 644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1), о признании представления от 16.02.2021 N 52-22-11/1287 недействительным,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федерального казначейства по Омской области - Зима Ю.Р., представитель по доверенности от 09.01.2020 N 52-16-13/12 сроком действия два года;
УСТАНОВИЛ:
Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее также - Минэнерго Омской области, Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Омской области (далее также - УФК по Омской области, заинтересованное лицо, казначейство) о признании представления N 52-22-11/1287 от 16.02.2021 недействительным.
Определением Арбитражного суда Омской области от 26.05.2021 к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечён Департамент городского хозяйства Администрации города Омска (далее также - Департамент, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.07.2021 по делу N А46-7206/2021 требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным судебным актом, Минэнерго Омской области обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Минэнерго Омской области ссылается на то, что возможность замены многоквартирных домов (далее - МКД) на основании обращений департамента городского хозяйства Администрации г. Омска прямо предусмотрена в пункте 9 Приказа Минэнерго Омской области от 14.08.2019 N 8-п; полагает, что УФК по Омской области в представлении произвольным образом определило перечень МКД по которым заявитель, по мнению казначейства, неправомерно распределил иной межбюджетный трансферт в размере 26 335 928 руб. 40 коп. В свою очередь, определение данного перечня МКД непосредственно влияет на размер иного межбюджетного трансферта подлежащего возврату в бюджет Российской Федерации, поскольку на капитальный ремонт каждого из 18 МКД из распоряжения Минэнерго Омской области от 17.12.2019 N 78-рп был использован совершенно разный размер межбюджетного трансферта. Проведение капитального ремонта 169 МКД является минимальным показателем, который может быть превышен в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований; казначейство безосновательно исключило из отчета Минэнерго Омской области в Минстрой России о достижении результатов предоставления межбюджетного трансферта сведения о 8 МКД в которых был произведен капитальный ремонт, а именно: г. Омск, пр. К. Маркса, 1/ ул. Лермонтова, 20; г. Омск, пр. К. Маркса, 6; г. Омск, пр. К. Маркса, 42; г. Омск, пр. К. Маркса, 44; г. Омск, Ивана Алексеева, д. 8; г. Омск, ул. Серова, 16; г. Омск, пр. К. Маркса, 79; г. Омск, ул. Красный путь, д. 141.
Заявитель также указывает на то, что без внимания и оценки суда оставлен довод Минэнерго Омской области о том, что согласно пункту 3 приложения N 8 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170) к видам работ, производимым при капитальном ремонте, в том числе, относится ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%. Результат предоставления иного межбюджетного трансферта - проведение капитального ремонта 169 МКД Минэнерго Омской области достигнут; у заявителя отсутствовала фактическая возможность провести мероприятия по контролю; контроль в данной ситуации фактически могла осуществлять только Администрация г. Омска.
От казначейства поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Минэнерго Омской области, Департамент, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель казначейства поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя казначейства, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 N 274-р "О выделении Минстрою России в 2019 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Омской области" (далее также - распоряжение Правительства РФ N 274-р), соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Омской области от 11.04.2019 N 069-17-2019-004, заключенным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее также - Минстрой России) и Правительством Омской области (далее также - соглашение), бюджету Омской области предоставлен иной межбюджетный трансферт на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации на проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации в размере 1 100 000 000 руб. (далее также - иной межбюджетный трансферт).
Во исполнение Указа Губернатора Омской области от 18.04.2019 N 57 "Об организации деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области" создано Минэнерго Омской области, которому переданы полномочия в сфере жилищно-коммунального комплекса, ранее относившиеся к компетенции Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее также - Минстрой Омской области).
В связи с этим было заключено дополнительное соглашение от 02.08.2019 N 069-17-2019-004/2 (о замене стороны) к соглашению, а также произведена передача в Минэнерго Омской области фактически произведенного кассового расхода, ранее осуществленного Минстроем Омской области в сумме 311 104 027 руб. 21 коп.
Порядок предоставления и распределения из федерального бюджета в 2019 году бюджету Омской области иного межбюджетного трансферта бюджетам муниципальных образований Омской области был установлен Приказом Минстроя Омской области от 07.05.2019 N 25-п (далее - Порядок N 25).
В дальнейшем в связи с передачей в Минэнерго Омской области полномочий в сфере жилищно-коммунального комплекса Приказом Минэнерго Омской области от 14.08.2019 N 8-п был утвержден аналогичный Порядок предоставления и распределения иного межбюджетного трансферта (далее - Порядок N 8-п).
В приведенных порядках установлено, что целью предоставления трансферта является проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в рамках форума.
Приложением N 2 к соглашению установлен аналогичный результат предоставления иного межбюджетного трансферта.
Перечень многоквартирных домов, на которых планировалось проведение капитального ремонта, был сформирован в заявке Администрации города Омска (далее также - Администрация г. Омска) от 16.05.2019 N Исх-АГ/07-2267 на предоставление иного межбюджетного трансферта.
На основании полученной заявки в соответствии с Порядком N 25-п Минстроем Омской области было издано распоряжение от 20.05.2019 N 136-рп о распределении бюджету муниципального образования городской округ город Омск Омской области иного межбюджетного трансферта в объеме 1 100 000 000 руб.
Во исполнение данного распоряжения Минстроем Омской области и Администрацией г. Омска заключено соглашение от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету - суммы в соответствующем вышеприведённому объёме (далее также - соглашение N 2).
На основании соглашения N 2, Порядка N 8-п и обращений Администрации г. Омска распоряжениями Минэнерго Омской области (от 03.09.2019 N 24-рп, от 04.10.2019 N 39-рп, от 15.11.2019 N 64-рп, от 17.12.2019 N 78-рп) в связи с отказом управляющих организаций от проведения капитального ремонта часть МКД из перечня, являющегося приложением к заявке Администрации г. Омска, заменена на другие многоквартирные дома, в частности, произведён капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных по адресам: город Омск, улица Красный Путь, дом 81; город Омск, улица Котовского, дом 22; город Омск, улица Котовского, дом 12; город Омск, улица Грибоедова, дом 56; город Омск, улица Днепровская, дом 46; город Омск, улица Ангарская / угол улицы Котовского, дом 1/6; город Омск, улица Малая Ивановская, дом 1; город Омск, улица Красный Путь, дом 61; город Омск, улица Красный Путь, дом 65.
На основании приказа УФК по Омской области от 07.12.2020 N 54-кд в период с 23.12.2020 по 29.12.2020 в отношении заявителя проведена плановая камеральная проверка использования иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 N 274-р.
В результате проведенной проверки казначейство пришло к выводу о неправомерности распределении Минэнерго Омской области иного межбюджетного трансферта на общую сумму 26 335 928 руб. 40 коп. на капитальный ремонт 9 МКД сверх определённого количества, недостоверности сведений представленного в Минстрой России отчёта о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта по состоянию на 01.01.2020 (фактически капитальный ремонт выполнен в 161 МКД вместо установленного значения - 169). Казначейство также сочло, что Минэнерго Омской области не исполнены полномочия по контролю за соблюдением получателем иного межбюджетного трансферта условий, целей и порядка, установленных при его предоставлении.
Указанные обстоятельства и выводы послужили основанием к вынесению УФК по Омской области представления N 52-22-11/1287 от 16.02.2021, несогласие с которым повлекло обращение Минэнерго Омской области в Арбитражный суд Омской области с заявлением.
21.07.2021 Арбитражный суд Омской области принял решение, которое обжалуется заявителем в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 3 статьи 157 БК РФ федеральное казначейство проводит анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ предусмотрено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Как было выше сказано, распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 N 274-р в целях подготовки к проведению в 2019 году в г. Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации выделены Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2019 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере до 1 100 000 000 руб. для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Омской области на финансовое обеспечение реализации ведомственной целевой программы "Поддержка модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)" подпрограммы 2 "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, имея в виду проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов.
В соответствии с пунктами 6 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2018 N 1166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации ведомственной целевой программы "Поддержка модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)" в рамках подпрограммы 2 "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила предоставления и распределения N 1166) предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется на основании соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, заключаемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, содержащее значение показателей результативности и обязательства субъекта Российской Федерации по достижению показателей результативности.
11.04.2019 между Минстроем РФ и Минстроем Омской области заключено соглашение N 069-17-2019-004 о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации на проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в целях подготовки к проведению в 2019 году в г. Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Пунктом 3.2 Соглашения N 069-17-2019-004 установлено, что иной межбюджетный трансферт предоставляется при выполнении следующих условий:
а) наличие правового акта Омской области об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, указанного в пункте 1.2 настоящего Соглашения, а именно мероприятий государственной программы Омской области "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно- коммунальными услугами в Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 264-п (далее - программа "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области");
б) наличие в бюджете Омской области бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Иной межбюджетный трансферт, в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего Соглашения, а именно 1 100 000 000 руб.
Приложением N 8 к программе "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области" является подпрограмма "Создание условий для обеспечения граждан доступными и качественными жилищно-коммунальными услугами в Омской области", цель данной подпрограммы - повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению в отношении жилищного фонда и объектов социального назначения, одним из основных мероприятий - проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В целях выполнения условия получения иного межбюджетного трансферта, установленного подпунктом "а" пункта 3.2 Соглашения N 069-17-2019-004, постановлением Правительства Омской области от 12.02.2019 N 41-п "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Омской области" в раздел 6 "Описание мероприятий и целевых индикаторов их выполнения" приложения N 8 "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области" программы "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области" внесены изменения, добавлено мероприятие: "4. капитальный ремонт фасадов многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, связанный с подготовкой XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств". На реализацию указанного мероприятия предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам.
Постановлением Правительства Омской области от 24.04.2019 N 149-п "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Омской области" мероприятие "4. капитальный ремонт фасадов многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, связанный с подготовкой XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств" подпрограммы "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области" программы "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области" изменено на мероприятие "6) содействие реализации комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области, на проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации". На реализацию указанного мероприятия предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам".
Приказом Минстроя Омской области от 07.05.2019 N 25 утверждены:
- порядок предоставления и распределения в 2019 году иных меж бюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на предоставление мероприятий по подготовке XVI межрегионального сотрудничества Республики Казахстана и Российской Федерации (далее - Порядок N 25);
- форма отчета об использовании иных межбюджетных трансфертов;
- форма отчета о достижении показателей результативности иных межбюджетных трансфертов.
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 25 для получения трансферта письмом от 16.05.2019 N Исх-АГ/07-2267 Мэром города Омска направлена в Минстрой Омской области заявка на предоставление в 2019 году трансферта муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области (далее - город Омск) в размере 1 100 000 000 руб. в целях финансирования расходов на проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в целях подготовки в городе Омске форума с приложениями:
- копии правового акта об организации гостевых маршрутов в муниципальном образовании - постановление Администрации города Омска от 15.04.2019 N 307-п;
- перечня многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в муниципальном образовании, на которых планируется выполнить капитальный ремонт;
- гарантийного письма об использовании трансферта из бюджета Омской области на проведение капитального ремонта в 169 домах, расположенных вдоль гостевого маршрута, о достижении 100 процентной доли отремонтированных домов, о своевременном предоставлении отчетов об использовании трансферта, об обеспечении строительного контроля за счет средств местного бюджета, об обеспечении проведения капитального ремонта по определенной федеральными единичными расценками сметной стоимости, правовым актом города Омска требований к организациям капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках межбюджетного трансферта;
- реквизитов для перечисления средств трансферта.
Согласно Указу Губернатора Омской области от 18.04.2019 N 57 "Об организации деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области" уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере жилищно-коммунального комплекса определено Минэнерго Омской области.
Оспариваемым Минэнерго Омской области представлением N 52-22-11/1287 от 16.02.2021 вменено 4 пункта бюджетных нарушений.
Так, по пункту 1 представления вменено нарушение, выразившееся в том, что Минэнерго Омской области неправомерно распределен иной межбюджетный трансферт на капитальный ремонт 9 многоквартирных домов на общую сумму 26 335 928 руб. 40 коп.
Оспаривая указанное нарушение, Минэнерго Омской области в апелляционной жалобе ссылается на то, что возможность замены МКД на основании обращений департамента городского хозяйства Администрации г. Омска прямо предусмотрена в пункте 9 Порядка N 8-п. Проведение капитального ремонта 169 МКД является минимальным показателем, который может быть превышен в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований.
Суд апелляционной инстанции расценивает позицию заявителя в качестве ошибочной и отклоняет доводы на основании следующего.
Из материалов дела следует, что в бюджетную роспись Департамента на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов 22.05.2019 внесены изменения в части увеличения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на предоставление иных межбюджетных трансфертов на содействие реализации комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области на проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске Форума.
В течение 2019 года на основании обращений Департамента от 18.06.2019 N Исх/АГ/07-2960, от 02.08.2019 N Исх-ДГХ/01-11/3611, от 27.08.2019 N Исх-ДГХ/01-11/4140, от 27.09.2019 N Исх-ДГХ/01-11/4712, от 04.10.2019 N Исх-ДГХ/01-11/4818, от 05.11.2019 N Исх-ДГХ/01-11/5489, от 05.11.2019 N Исх-ДГХ/01-11/5538, от 08.11.2019 N Исх-ДГХ/01-11/5629, от 28.11.2019 N Исх-1-11/5994, от 17.12.2019 N Исх-ДГХ/01-11/6305, от 13.12.2019 N Исх-АГ/07-6327 распоряжениями Минэнерго Омской области от 03.09.2019 N 24-рп, от 04.10.2019 N 39-рп, от 15.11.2019 N 64-рп, от 17.12.2019 N 78-рп в перечне многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, на которых планируется выполнить капитальный ремонт, осуществлена замена многоквартирных домов, расположенных в городе Омске по адресам: ул. Мельничная, д. 586, пр. Карла Маркса, д. 29, пр. Карла Маркса, д. 47, пр. Карла Маркса, д. 52, пр. Карла Маркса, д. 64, пр. Карла Маркса, д. 22, ул. Рождественского, д. 7, ул. Рождественского, д. 11, ул. Рождественского, д. 13, ул. Рождественского, д. 15, ул. Серова, д. 20, ул. 2-я Кировская, д. 121а, ул. Мельничная, д. 98, ул. Мельничная, д. 122, ул. 1-я Казахстанская, д. 2, ул. Олега Кошевого, ж 22, пр. Карла Маркса, д. 89а на многоквартирные дома, расположенные в городе Омске по адресам: ул. 1-я Самарская, д. 3, ул. Ленина, д. 50, ул. 1-я Самарская, д. 1, ул. 1-я Самарская, д. 1а, ул. 2-я Кировская, д. 121а, ул. Мельничная, д. 98, ул. Мельничная, д. 122, ул. 1-я Казахстанская, д. 2, ул. Олега Кошевого, д. 22, пр. Карла Маркса, д. 89а, ул. 2-я Кировская, д. 123а, ул. Красный Путь, д. 131, ул. Красный Путь, д. 133, ул. Рождественского, д. 16, ул. Котовского, д. 12, ул. Котовского, д. 22, ул. Ангарской / Котовского, д. 1/6, ул. 2-я Кировская, д. 119, ул. 2-я Кировская, д. 123, ул. 2-я Кировская, д. 125, ул. Ялтинская, д. 30, ул. Грибоедова, д. 56, ул. Днепровская, д. 46, ул. Малая Ивановская, д. 1, ул. Красный Путь, д. 28, ул. Красный Путь, д. 81, ул. Красный Путь, д. 61, ул. Красный Путь, д. 65, ул. Красный Путь, д. 69, ул. Иртышская набережная, д. 21, ул. Иртышская набережная, д. 23, Спортивный проезд, д. 12.
Таким образом, по состоянию на 17.12.2019 из перечня многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, на которых планировалось выполнить капитальный ремонт, исключено 17 жилых домов, а включено 32 дома (общее количество многоквартирных домов составило 184 шт.).
Поступивший в бюджет города Омска иной межбюджетный трансферт предоставлялся Департаментом управляющим организациям в виде субсидии на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Положением о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 N 40-п (далее - Положение N 40-п), в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение функционирования и развития объектов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство и озеленение" муниципальной программы города Омска "Обеспечение населения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами, благоустройство территории городского округа", утвержденной постановлением Администрации города Омска от 14.10.2013 N 1171-п.
Пунктом 4.3.2 Соглашения от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006 и приложением N 2 к нему определено, что Администрация города Омска (Департамент) обеспечивает достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, а именно: количество жилых домов, в которых произведен капитальный ремонт, - 169 домов; доля многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в г. Омске, в отношении которых проведены мероприятия по капитальному ремонту в целях подготовки к проведению в 2019 году Форума, - 100%.
В 2019 году между Департаментом и управляющими организациям заключены соглашения, предполагающие проведение капитального ремонта фасадов и крыш 184 многоквартирных домов на общую сумму 1 188 730 797 руб. 41 коп. С учетом дополнительных соглашений и соглашений о расторжении в 2019 году планировалось выполнить капитальный ремонт 178 жилых домов, расположенных вдоль гостевого маршрута, на общую сумму 1 027 349 682 руб. 91 коп.
Фактически, согласно отчету Администрации города Омска об использовании Иного межбюджетного трансферта по состоянию на 01.01.2020, выделено средств трансферта получателям на выполнение работ на 179 домах (т. 5 л. д. 145, диск). При этом ремонтные работы по одному дому (г. Омск, ул. Полковая, 28) не выполнялись в связи с отказом собственников от их проведения. Впоследствии соглашение в отношении данного дома было расторгнуто.
Условиями Соглашения от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006 и пункта 2 Порядка N 8-п установлено, что иной межбюджетный трансферт предоставляется бюджету городского округа города Омска с целью проведения капитального ремонта 169 многоквартирных домов в рамках Форума.
Однако, после использования иного межбюджетного трансферта на капитальный ремонт 169 жилых домов, в декабре 2019 года Департамент заключает с управляющими организациями соглашения от 20.12.2019 N N 907-818/2019, 907-833/2019 - 907-837/2019, 907-839/2019, от 24.12.2019 NN 907-919/2019, 907-920/2019 о предоставлении субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с проведением капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в городе Омске по адресам: ул. Красный Путь, д. 81, ул. Котовского, д. 22, ул. Котовского, д. 12, ул. Грибоедова, д. 56, Ангарская угол ул. Котовского, д. 1/6, ул. Малая Ивановская, д. 1, ул. Днепровская, д. 46, ул. Красный Путь, д. 61, ул. Красный Путь, д. 65.
Таким образом, Департаментом в 2019 выделены средства субсидии в общем размере 26 335 928,40 рублей на капитальный ремонт 9 (178 - 169) домов сверх установленного распоряжением Правительства Российской Федерации N 274-р, Соглашением от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006, Порядком N 8-п их количества.
Доводы Минэнерго Омской области о том, что проведение капитального ремонта 169 МКД является минимальным показателем, который может быть превышен в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований, противоречит условиями Соглашения от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006 и пункта 2 Порядка N 8-п.
Кроме того, возможность увеличения Правительством Омской области (в лице Минэнерго Омской области) количества капитально ремонтируемых за счет средств трансферта из федерального бюджета многоквартирных домов до 178 единиц не предусмотрена распоряжением Правительства РФ от 23.02.2019 N 274-р.
Также в соглашение N 069-17-2019-004 не указано, что показатель - проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в рамках Форума является минимальным.
Как было указано выше, условиями соглашения от 21.05.201? N 52701000-1-2019-006 и пункта 2 Порядка N 8-п установлено, что иной межбюджетный трансферт предоставляется бюджету городского округа города Омска с целью проведения капитального ремонта 169 многоквартирных домов в рамках Форума.
Установленные в ходе проверки обстоятельства подтверждают выводы казначейства о том, что заявителем допущено неправомерное расходование средств иного межбюджетного трансферта, которое составило 26 335 928 руб. 40 коп.
Доводы подателя жалобы о том, что казначейство произвольным образом определило перечень МКД по которым неправомерно распределен иной межбюджетный трансферт, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как в качестве излишних взяты соглашения, заключенные между управляющими компаниями и Департаментом, последние по списку, превышающие количество 169 домов.
Данный факт подтверждается номерами и датами заключения соглашений Департаментом.
Пунктами 2 и 3 представления Минэнерго Омской области вменено в качестве нарушения предоставление в Минстрой России отчета с содержанием недостоверных сведений (фактически капитальный ремонт выполнен в 161 МКД, вместо 169 МДК) (пункт 2). Минэнерго Омской области не обеспечено достижения результатов в 169 МКД при предоставлении иного межбюджетного трансферта бюджету города Омска (161/169) (пункт 3).
Так, в ходе проверки установлено, что в соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения N 069-17-2019-004 Министерство обязано обеспечить достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, а именно количества жилых домов, в которых должен был произведен ремонт - 169 штук, с долей исполнения - 100 %.
Пунктом 4.3.2 Соглашения от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006 и приложением N 2 к нему определено, что Администрация города Омска (уполномоченный орган - Департамент) обеспечивает достижение значений результатов предоставления Иного межбюджетного трансферта, а именно: количество жилых домов, в которых произведен капитальный ремонт, - 169 домов; доля многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в г. Омске, в отношении которых проведены мероприятия по капитальному ремонту в целях подготовки к проведению в 2019 году Форума, - 100%.
Департаментом составлены отчеты об использовании иного межбюджетного трансферта и о достижении значения показателей результативности иных межбюджетных трансфертов по состоянию на 01.01.2020, согласно данным которых:
- сумма полученного трансферта- 1 001 376 093 руб. 79 коп.;
- стоимость работ по капитальному ремонту по договору подряда - 1 027 349 682 руб. 91 коп;
- объем выполненных работ - 990 702 280 руб. 51 коп.;
- оплачено по договору подряда - 958 398 793 руб. 02 коп;
- фактическое значение показателя "Количество жилых домов, в которых произведен капитальный ремонт" - 172 шт.;
- фактическое значение показателя "Доля многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в г. Омске, в отношении которых проведены мероприятия по капитальному ремонту в целях подготовки к проведению в 2019 году Форума" - 100%.
В показатель "Количество жилых домов, в которых произведен капитальный ремонт", в том числе, вошли многоквартирные жилые дома, расположенные вдоль гостевого маршрута, по следующим адресам:
- ул. Красный Путь, 141;
- пр. К. Маркса, дома 6, 42, 44, 79;
- ул. Серова, дома 1а, 16, 1в;
- ул. И. Алексеева, 8;
- ул. Ленина, 8;
- ул. Лермонтова, 20 / пр. К. Маркса, 1.
С целью проведения капитального ремонта фасадов вышеуказанных домов в 2019 году Департаментом заключены соглашения с управляющими организациями о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
В приложениях N 1 к соглашениям о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта указанных домов предусмотрено проведение капитального ремонта фасадов многоквартирных домов (под фасадом здания понимается его наружная лицевая сторона без учета дворовой части).
Согласно актам о приемке выполненных работ (форма N КС-2), предоставленным управляющими организациями, данным отчетов о состоянии работ на объекте за отчетный период с 29.11.2019 по 31.12.2019, составленных ООО "Стройцентр-Иркутск" в рамках муниципального контракта от 08.11.2019 N 907-473/2019 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля, информации Департамента, представленной в ходе проверки (от 28.12.2020 N Исх-ДГХ/01-11/5360), работы по капитальному ремонту фасадов жилых домов (ул. Красный Путь, 141, пр. К. Маркса, дома 6, 42, 44, 79, ул. Серова, дома 1а, 16, 1в, ул. И. Алексеева, 8, ул. Ленина, д. 8, ул. Лермонтова, 20/пр. К. Маркса, 1) выполнены не по всей наружной площади фасада многоквартирного дома.
Причинами невыполнения работ в полном объеме (по всей запланированной площади фасада), по мнению Департамента, являются срывы сроков подрядными организациями, а также по причине дополнительной необходимости разработки проектно-сметной документации (ул. Ленина, 8, данное здание имеет статус объекта культурного наследия местного значения), по причине исключения ремонтных работ части фасада дома со стороны управляющей организации (ул. Лермонтова, 20 / пр. К. Маркса) (информация Департамента от 28.12.2020 N Исх-ДГХ/01-11/5360).
Согласно объяснению начальника отдела организации ремонта жилищного фонда Департамента от 08.12.2020 в 2019 году в рамках подготовки к проведению Форума в городе Омске по части расположенных вдоль гостевых маршрутов многоквартирных домов работы по капитальному ремонту фасадов и крыш были выполнены частично либо начаты, но не завершены и не оплачены в связи с тем, что документы, подтверждающие выполнение указанных работ, в Департамент не поступали (ул. Красный Путь, д. 79а, ул. Красный Путь, д. 141, пр. К. Маркса, д. 6, пр. К. Маркса, д. 79, ул. Серова, д. 1а, ул. Серова, д. 16, ул. Серова, д. 1в, ул. Б. Хмельницкого, д. 222, ул. Б. Хмельницкого, д. 228, ул. Б. Хмельницкого, д. 230, ул. Б. Хмельницкого, д. 232, ул. 11-я Линия, д. 185, ул. И. Алексеева, д. 6, ул. И. Алексеева, д. 8, ул. Ленина, д. 8).
Таким образом, включение в показатель "Количество Жилых домов, в которых произведен капитальный ремонт" многоквартирных жилых домов, расположенных вдоль гостевого маршрута, работы по капитальному ремонту фасадов которых выполнены не по всей наружной площади фасада многоквартирного дома, соглашений о предоставлении средств на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта.
Материалами дела подтверждается, что в 2019 году капитальный ремонт фасадов многоквартирных домов, расположенных в городе Омске по адресам: ул. Красный Путь, 141, пр. К. Маркса, дома 6, 42, 44, 79, ул. Серова, дома 1а, 16, 1в, ул. И. Алексеева, 8, ул. Ленина, д. 8, ул. Лермонтова, 20 / пр. К. Маркса, 1, выполнен частично, и на основании соглашений от 03.08.2020 N 907-77/2020, от 23.07.2020 N 907-67/2020, от 29.07.2020 N 907-73/2020, от 29.07.2020 N 907-76/2020, от 15.10.2020 N 907-94/2020, от 29.07.2020 N 907-75/2020| в 2020 году проводятся работы по капитальному ремонту фасадов жилых домов по ул. Серова, д. 1в, ул. Серова, д. 16, ул. Серова, д. 1а, пр. Карла Маркса, д. 79, пр. Карла Маркса, д. 6, ул. Красный Путь, д. 141 за счет средств муниципалитета.
Таким образом, проведенной проверкой Департамента установлено, что фактически по состоянию на 01.01.2020 капитальный ремонт выполнен на 161 доме. Недостижение показателя исполнения составило 5 % (161/169).
Ссылки подателя жалобы на то, что работы по ремонту крыш в домах, расположенных по адресам: ул. Красный Путь, д. 141, пр. К. Маркса, д. 79, выполнены в полном объеме, не принимаются апелляционным судом, поскольку указанное не относится к существу спора, нарушение предъявлено в связи с ремонтом фасадов зданий.
Доводы Минэнерго Омской области об отсутствии в отчетных данных Министерства домов, по которым были не завершены ремонтные работы (по адресам: ул. 11-я Линия, д. 185, ул. Б. Хмельницкого, д. 222, ул. Б. Хмельницкого, д. 228, ул. Б. Хмельницкого, д. 230, ул. Б. Хмельницкого, д. 232, ул. Красный Путь, д. 79а, ул. И. Алексеева, д. 6), отклоняются судом, в силу того, что данные МКД не упомянуты в перечнях домов, предъявляемых в нарушениях в пунктах 1, 2, 3 представления.
Относительно довода заявителя о том, что работы по спорным домам, указанным в пункте 3 Представления, выполнены в объеме более 30%, данные работы по виду относятся к капитальному ремонту и были учтены при подсчете значения целевого показателя.
В соответствии с приказом Росстандарта от 29.07.2015 N 1005-ст "ГОСТ 56535-2015. "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования" ремонт отдельных конструктивных элементов многоквартирного дома, выполненный в объеме более 30%, является капитальным.
Согласно пункту 3 приложения N 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, к видам работ, производимых при капитальном ремонте, в том числе относится ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%.
Из позиции казначейства усматривается, что заинтересованное лицо не оспаривается тот факт, что выполненные виды работ относятся к работам по капитальному ремонту, на которые и выделялась субсидия. Однако нарушение предъявлено в результате невыполнения запланированного объема работ по наружной площади фасадов многоквартирных домов, указанного в муниципальных контрактах на выполнение работ по капитальному ремонту. В 2019 году не достигнуто установленное значение целевого показателя "Количество жилых домов, в которых произведен капитальный ремонт" на 5 %.
Кроме того, указанное нарушение не является суммовым и не влечет требования по возврату денежных средств в соответствующий бюджет.
Выводы о наличии нарушения в виде недостижения результатов в 169 МКД при предоставлении иного межбюджетного трансферта бюджету города Омска влекут закономерные выводы о недостоверности сведений, отраженных в отчете, представленном в Минстрой России, который содержит данные о количестве достигнутого результата по количеству жилых домов, в которых произведен капитальный ремонт - 169 штук, 100 % (пункт 2).
Данное нарушение также не является суммовым и не влечет требования по возврату денежных средств в бюджет.
Пунктом 4 представления Минэнерго Омской области вменено в вину нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 4.1.2 соглашения от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006, а именно, Минэнерго Омской области не исполнены полномочия по контролю за соблюдением получателем иного межбюджетного трансферта городом Омском условий, целей и порядка, установленных при его предоставлении.
Согласно отчету об исполнении областного бюджета за 2019 год, утвержденного распоряжением Правительства Омской области от 27.05.2020 101-рп "Об исполнении областного бюджета за 2019 год" на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации (содействие реализации комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области, на проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации) утвержденные бюджетные назначения составляли 1 100 000 000 руб. 00 коп., использовано на предоставление иного межбюджетного трансферта 1 003 048 879 руб. 87 коп., неиспользованный остаток ассигнования 96 951 120 руб. 13 коп.
Согласно форме 0503324 "Отчет об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом" муниципального образования городской округ город Омск на 01.01.2020 размер поступившего в местный бюджет иного межбюджетного трансферта на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации - 1 003 048 879 руб. 87 коп., кассовый расход - 1 001 376 093 руб. 79 коп, остаток 1 672 786 руб. 08 коп. (возвращен в бюджет Омской области).
Минэнерго Омской области неиспользованные городом Омском средства иного межбюджетного трансферта, выделенного из резервного фонда Правительства Российской Федерации, в сумме 1 672 786 руб. 08 коп. возвращены платежным поручением от 27.01.2020 N 493602 в Минстрой России.
Извещением от 31.01.2020 N 1 Минстрой России подтвердил закрытие расчетов по межбюджетному трансферту: начисление расходов отчетного финансового года в сумме 1 001 376 093 руб. 79 коп., неиспользованного объема финансового обеспечения обязательств целевых расходов в общей сумме 98 623 906 руб. 21 коп, в том числе сумма неиспользованных остатков трансферта - 1 672 786 руб. 08 коп. и в сумме неиспользованных объемов межбюджетных трансфертов - 96 951 120 руб. 13 коп.
Проверкой Департамента установлено, что в нарушение подпункта 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ, подпункта 4 пункта 5 Положения 40-п, в 2019 году Департаментом предоставлялись субсидии в целях финансового обеспечения затрат управляющих организаций, связанных с проведением капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, в отсутствии прошедшей экспертизу проектно-сметной (сметной) документации, в общей сумме 1 001 376 093 руб. 79 коп.
В нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 22 Положения N 40-п, подпункта 6 пункта 9 соглашений о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Департаментом не обеспечены полномочия по контролю за соблюдением получателями субсидии - ТСН "Маркса 38" и ООО "УК на Рабкоровкой" условий, целей и порядка, установленных при ее предоставлении, в результате чего:
- ООО "УК на Рабкоровской", ТСН "Маркса 38" не обеспечено наличие обеспечения по договорам на выполнение работ по капитальному ремонту в виде банковской гарантии;
- ООО "УК на Рабкоровской" допущено нецелевое расходование средств субсидии на общую сумму 24 920 руб. 45 коп;
- ООО "УК на Рабкоровской" неправомерно приняты и оплачены за счет средств субсидии фактически не выполненные объемы работ на общую сумму 10 026 011 руб. 54 коп.;
- ООО "УК на Рабкоровской" неправомерно принята и оплачена завышенная стоимость выполненных работ на общую сумму 12 203 руб. 36 коп. (8 422 руб. 94 коп. + 3 780 руб. 42 коп.);
- неиспользованный остаток средств субсидии на финансовое обеспечение затрат ООО "УК на Рабкоровской" по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в сумме 294 433 руб. 60 коп. не возвращен в бюджет города Омска для последующего его перечисления в доход федерального бюджета.
В нарушение подпункта 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ, части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.1, 4.12, 4.100, 4.100.1-4.100.4 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, пункта 5.4 Положения N 40-п, пункта 4.3.6 Соглашения от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006 в 2019 году Департаментом на основании актов о приемке выполненных работ (форма N КС-2) неправомерно предоставлена субсидия управляющим организациям на выполнение работ по капитальному ремонту не предусмотренных сборниками федеральных единичных расценок (услуги по утилизации строительных отходов) на общую сумму 3 665 492 руб. 60 коп.
В нарушение подпункта 3.1 пункта 2 статьи 158 БК РФ, пункта 4.3.5 Соглашения от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006 в период с 25.06.2019 по 11.08.2019 и с 08.10.2019 по 07.11.2019 Департаментом не обеспечено осуществление строительного контроля при выполнении капитального ремонта фасада и крыши многоквартирного дома, что привело к неправомерному расходованию ТСН "Маркса 38" предоставленной ему субсидии на оплату фактически невыполненных работ на общую сумму 17 012 139 руб. 97 коп.
Оспаривая указанные нарушения, Минэнерго Омской области утверждает о том, что у заявителя отсутствовала фактическая возможность провести мероприятия по контролю. Контроль в данной ситуации фактически могла осуществлять только Администрация г. Омска.
Судебная коллегия полагает позицию заявителя несостоятельной, так как согласно пункту 4.2.1 Соглашения от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006 Министерство вправе запрашивать у Муниципалитета документы и материалы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением Муниципалитетом условий предоставления Иного межбюджетного трансферта и других обязательств, предусмотренных Соглашением от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006, в том числе данные бухгалтерского учета и первичную документацию, связанные с исполнением Муниципалитетом условий предоставления Иного межбюджетного трансферта.
Следовательно, у Минэнерго Омской области была фактическая возможность провести контрольные мероприятия в отношении Департамента. Осуществление контрольной функции не является вмешательством в хозяйствующую деятельность управляющих и подрядных организаций.
Невыполнение требований Соглашения от 21.05.2019 N 52701000-1 -2019-006 и бюджетного законодательства со стороны Министерства явилось условием совершения Департаментом выявленных у него нарушений.
Данное нарушение также не является суммовым и не влечет требования по возврату денежных средств в бюджет.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Иные доводы и аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются несостоятельными.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ не распределяются в силу освобождения подателя жалобы от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 21.07.2021 по делу N А46-7206/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7206/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент городского хозяйства Администрации города Омска