г. Хабаровск |
|
20 октября 2021 г. |
А73-7387/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Хабаровску: Иценко И.А. старшего инспектора согласно служебному удостоверению от 24.02.2021 ХБРN 039696 по 24.02.2026;
от индивидуального предпринимателя Каравановой Анны Валерьевны: лично по паспорту;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Хабаровску
на решение от 21.07.2021
по делу N А73-7387/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Хабаровску
о привлечении индивидуального предпринимателя Каравановой Анны Валерьевны к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Хабаровску (далее - УМВД России по г. Хабаровску, заявитель, Управление административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Каравановой Анны Валерьевны (далее - ИП Караванова А.В., предприниматель, индивидуальный предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Решением суда от 21.07.2021 в удовлетворении заявления УМВД России по городу Хабаровску отказано.
Не согласившись с судебным актом, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы, ссылаясь, в том числе, на Приказ Минздравсоцразвития России от 18 апреля 2012 года N 381н, Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 декабря 2014 года N 1069н, Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года N 14-ст, утверждает о том, что: вывод суда об отнесении услуг по лазерной эпиляции к дополнительным СПА услугам немедицинского характера, несостоятелен, поскольку не основан на нормах права.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, предприниматель доводы такой жалобы отклонила, просила отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить.
Предприниматель в судебном заседании просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав представителя административного орган и лица, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Караванова Анна Валерьевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 318272400022786, ИНН 272591552939.
В отдел по исполнению административного законодательства (ОИАЗ) УМВД России по городу Хабаровску поступил материал проверки по обращению президента Международной ассоциации защиты прав в сфере здравоохранения Решетникова А.Н. по факту оказания медицинских услуг без лицензии (лазерная эпиляция) в студии лазерной эпиляции "Laser Love", расположенной в городе Хабаровске по ул. Дикопольцева, д. 26, оф. 26.
27.04.2020 старшим инспектором ОИАЗ УМВД России по городу Хабаровску произведен осмотр помещений Студии лазерной эпиляции "Laser Love", расположенной по указанному выше адресу, принадлежащей ИП Каравановой А.В., в ходе которого выявлен факт оказания предпринимателем услуг по направлению медицинской деятельности "лазерная эпиляция" без специального разрешения (лицензии); осмотр проведен в присутствии предпринимателя; с целью фиксации доказательств при осмотре осуществлялись фото- и видеосъемка; результаты осмотра зафиксированы соответствующим протоколом от 27.04.2021; обнаруженный при осмотре аппарат для лазерной эпиляции "Estetica 2.0" в количестве 1 единицы изъят и оставлен на ответственное хранение предпринимателю, о чем составлен протокол изъятия вещей и документов от 27.04.2021.
14.05.2021 по результатам проведенной проверки старшим инспектором ОИАЗ УМВД России по городу Хабаровску Иценко И.А. в отношении ИП Каравановой А.В., с ее участием, составлен протокол 27 ХК N 224008 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по вышеназванной норме КоАП РФ.
Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 49 ГК РФ, право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии).
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в частности: лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В статье 2 Федерального закона N 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), подлежит лицензированию.
Согласно пунктам 3 - 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях; при этом под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В свою очередь, медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; выполнение медицинских вмешательств осуществляется только медицинскими работниками.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", определен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании, Положение, Положение N 291), в соответствии с пунктом 3 которого медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях; требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно Приложению к Положению о лицензировании, услуги по косметологии относятся к перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, и соответственно, подлежат лицензированию.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 N 381н утвержден Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология" (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 2 которого медицинская помощь по профилю "косметология" включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).
Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" утвержден перечень медицинских услуг, который состоит из кодировки медицинских услуг.
Согласно указанной номенклатуре, проведение эпиляции (код А14.01.013) отнесено к медицинским услугам класса "А" (виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение); по типу воздействия "14" - уход за больными или отдельными анатомо-физиологическими элементами организма; по анатомо-функциональной области "01" - кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи.
Между тем, действующий Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), к коду 96.02.2 относит предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты, включающих в себя предоставление услуги по простому и сложному гриму лица, макияжу; окраску бровей и ресниц, коррекцию формы бровей, наращивание ресниц, завивке ресниц; косметические маски по уходу за кожей лица и шеи с применением косметических средств; гигиенический массаж лица и шеи, включая эстетический, стимулирующий, дренажный, аппаратный массаж, СПА-массаж; косметический комплексный уход за кожей лица и шеи, включая тестирование кожи, чистку, косметическое очищение, глубокое очищение, тонизирование, гигиенический массаж, маску, защиту, макияж, подбор средств для домашнего ухода; маникюрные услуги; комплексный уход за кожей кистей рук; наращивание ногтей; педикюрные услуги; комплексный уход за кожей стоп; предоставление прочих косметических услуг: услуги СПА-ухода по телу, включая гигиенические, релаксирующие, эстетические методы с использованием косметических средств, природных и преформированных факторов.
В соответствии с пунктами 2.1.1 и 2.6.5 ГОСТ Р 55317-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. СПА-услуги. Термины и определения, утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1597-ст, СПА-услуга это услуга общеоздоровительного, косметического и/или релаксирующего характера, оказываемая в условиях высокой комфортности и относящаяся к одной или нескольким СПА-технологиям.
Под эпиляцией понимается удаление волос на коже лица и тела посредством разрушения волосяных луковиц.
В зависимости от используемого метода или препаратов различаются биоэпиляция (эпиляция горячим или холодным воском, а также медом), электроэпиляция, фотоэпиляция, лазерная эпиляция.
В СПА при наличии соответствующего оборудования и специально обученного персонала могут использоваться практически все виды профессиональной эпиляции.
В соответствии с ГОСТ Р 55321-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. СПА-услуги. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1605-ст), все СПА-услуги подразделяются на основные и дополнительные.
ГОСТ Р 55321-2012 не включает в себя СПА-услуги медицинского характера.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 55321-2012 к дополнительным СПА-услугам относятся: уход за волосами, уход за кожей лица и тела, уход за ногтями и кожей кистей рук и стоп ног, массаж, эпиляция.
Таким образом, ГОСТ Р 55321-2012 относит уход за кожей лица и тела и эпиляцию к дополнительным СПА-услугам, не относящимся к услугам медицинского характера.
Кроме того, в п. 5.12 ГОСТ Р 55321-2012 приведен примерный перечень СПА-услуг и их характеристики. В том числе, даны характеристики эпиляции:
Виды СПА-услуг (процедур) Компонент воздействия Фактор воздействия Место проведения или зона Эффект Персонал-исполнитель
Эпиляция Горячий или холодный воск, мед, электроэпиляция, фотоэпиляция, лазерная эпиляция Механическое, физико-химическое Установки для электроэпиляции, фотоэпиляции, лазерной эпиляции Отсутствие волос на коже лица и тела Косметик
Согласно пояснениям предпринимателя, в Студии лазерной эпиляции "Laser Love", расположенной в городе Хабаровске по ул. Дикопольцева, д. 26, оф. 26, предлагается оказание услуг по удалению волос (эстетической эпиляции), которая проводится с использованием аппарата лазерного "Estetica 2.0".
Вменяя предпринимателю предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ административное правонарушение, административный орган исходил из доказанности факта осуществления ИП Каравановой А.В. медицинской деятельности без соответствующей лицензии.
При этом при определении деятельности предпринимателя как медицинской, заявитель ссылается на Номенклатуру медицинских услуг (утв. Приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н), в которой проведение эпиляции (код А14.01.013) отнесено к медицинским услугам класса "А".
Вместе с тем, судом установлено следующее: перечень медицинских услуг, согласно указанной Номенклатуре медицинских услуг разделен на два раздела "А" и "В", построенных по иерархическому принципу; раздел "А" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; раздел "В" включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
На основании пункта 4.1 Номенклатуры N 804н в разделе "А" обозначают определенный тип медицинской услуги. Типу "14" соответствует уход за больными или отдельными анатомо-физиологическими элементами организма (ротовая полость, верхние дыхательные пути и другие).
Согласно пункту 4.2 Номенклатуры N 804н класс раздела "А" (от 01 до 31) обозначает анатомо-функциональную область. Классом "01" обозначена кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи.
По п 4.3. Вид медицинской услуги (от 001 до 999) обозначает медицинские услуги, имеющие законченное диагностическое или лечебное значение.
Исходя из буквального толкования вышеуказанной Номенклатуры медицинских услуг расшифровка кода услуги А14.01.013 "Проведение эпиляции" означает медицинскую услугу относящуюся к разделу А (медицинские вмешательства, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение), к типу 14 (уход за больными или отдельными анатомо-физиологическими элементами организма) и классу 01 (кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи) вид медицинской услуги.
Вместе с тем, суд пришел к верному выводу о том, что административным органом, в нарушение части 5 статьи 205 АПК РФ, не представлено и материалы дела не содержат доказательств того, что ИП Караванова А.В. осуществляла проведение эпиляции и депиляции в рамках ухода за кожей больного пациента, а также доказательств того, что в студии предпринимателя проводится какое-либо медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику или лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию; нет и доказательств того, что услуги, оказываемые предпринимателем, относятся не к бытовым, а именно к медицинским услугам, требующим лицензирования.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях, установленных законом.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, суд, исследовав и оценив, по правилам статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к правомерному выводу о том, что административным органом, в соответствии с требованиями статей 65, 205 АПК РФ, не представлено достаточных доказательств, подтверждающих факт оказания ИП Каравановой А.В. населению медицинских услуг без соответствующей лицензии, что указывает на отсутствие в действиях предпринимателя события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения, в силу части 1 статьи 24.5. КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, верен вывод суда о том, что оснований для привлечения ИП Каравановой А.В. к административной ответственности и применения к ней конкретной меры ответственности не имеется.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактически значимые обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21 июля 2021 года по делу N А73-7387/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7387/2021
Истец: УМВД России по г. Хабаровску, Управление МВД по г. Хабаровску, Управление МВД России по г. Хабаровску
Ответчик: ИП Караванова А.В.