г. Москва |
|
20 октября 2021 г. |
Дело N А40-105037/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Е.А, Птанской, Д.В. Пирожкова
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Портновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 июля 2021 года
по делу N А40-105037/21, принятое судьей Хаустовой Н. И.,
по иску ПАО "Первая Грузовая Компания" в лице Челябинского филиала
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Бережнова Е.А. по доверенности от 26.04.2021
от ответчика: Шмырина Т.К. по доверенности от 03.02.2021
УСТАНОВИЛ
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ" (далее истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (далее ответчик) о взыскании 294 161 руб. 66 коп. убытков.
Решением суда от 30 июля 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд пришел к выводу о доказанности истцом юридического состава для взыскания убытков (ст.ст. 15, 393 ГК РФ).
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Истец просит решение оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение суда от 30 июля 2021 года подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, ПАО "ПГК" является оператором подвижного состава и предоставляет вагоны для перевозок своим клиентам. Для надлежащей сохранности вагонного парка и безопасности железнодорожного движения Истец заключил с Ответчиком договор ТОР-ЦДИЦВ/83/АО-ДД/В-760/17 от 22 ноября 2017 года на выполнение текущего отцепочного ремонта вагонов.
Ответчик принимает у Истца для перевозки технически исправные вагоны к перевозке с оформлением транспортных железнодорожных накладных на перевозку груза (ф. ГУ-27у-ВЦ) на каждый вагон. В пути следования или непосредственно по окончанию перевозки некоторые вагоны Ответчик отцепляет/не допускает для дальнейших перевозок по эксплуатационной неисправности колесных пар "выщербина", код 107, и "неравномерный прокат по кругу катания", код 117 (код эксплуатационная неисправность, подлежит устранению за счет собственника вагонов) и производит текущий отцепочный ремонт ( ТОР, ремонт). На вагоны устанавливаются новые колесные пары, забракованные хранятся в депо.
Истец в 2020 году при выборочной проверке колесных пар, снятых с отстраненных от движения вагонов, выявил следы повреждений на своем имуществе и зафиксировал это с привлечением Ответчика.
Таким образом, вместо оказания услуг ремонта по договору между Подрядчиком и Заказчиком, выявлены единичные случаи злоупотребления Ответчика правами. Ответчику одновременно принадлежат права Перевозчика, Владельца Инфраструктуры (жд путей общего пользования), Органа осуществляющего контроль за безопасностью движения и отклоняющего вагоны от следования, и - Подрядчика по договору, материально заинтересованное лицо.
Для совместного комиссионного осмотра колес, снятых с вагонов, и составления актов в адрес перевозчика были направлены телеграммы. На комиссионных осмотрах колесных пар присутствовали должностные лица Ответчика. Акты осмотра сопровождались фотографированием повреждений.
В результате осмотра было установлено, что на колёсных парах, отцепленных по неисправности "выщербины обода колеса, раковины" (код неисправности - 107), неравномерный прокат по кругу катания (код неисправности 117) фактически обнаружены закатанные односторонние "ползуны на поверхности катания", сплощенные участки колес, появившиеся от движения " юзом", в заклиненном состоянии по рельсам. Выщербины и неравномерный прокат образовались, т.к. продолжалась эксплуатация вагонов с поврежденными колесами, вагоны своевременно не были отстранены от движения и двигались, разрушаясь всё сильнее.
Данные повреждения появились не в связи с естественным износом колес, не являются эксплуатационными, а появились в результате повреждения на путях общего пользования, либо ненадлежащего осмотра вагонов по приёмке их с путей необщего пользования и не составления актов ВУ-25 на поврежденные вагоны.
Истец направил Ответчику претензии: N ИД/ПР/ФЕкб-669/20 от 20.08.2020 г. о возмещении затрат ПАО "ПГК" на сумму 413 718.71 рублей. N ИД/ПР/ФЕкб-671/20 от 21.08.2020 г. о возмещении затрат ПАО "ПГК" на сумму 989 041,07 рублей. N ИД/ПР/ФЕкб-672/20 от 21.08.2020 г. о возмещении затрат ПАО "ПГК" на сумму 251 449,15 рублей. N ИД/ПР/ФЕкб-675/20 от 24.08.2020 г. о возмещении затрат ПАО "ПГК" на сумму 58 311,02 рублей. N ИД/ПР/ФЕкб-677/20 от 25.08.2020 г. о возмещении затрат ПАО "ПГК" на сумму 169 981,18 рублей. N ИД/ПР/ФЕкб-679/20 от 25.08.2020 г. о возмещении затрат ПАО "ПГК" на сумму 411 300,53 рублей. Данные претензии оставлены без удовлетворения.
В январе 2020 г. работниками ОАО "РЖД" забракованы и отцеплены в текущий ремонт принадлежащие ПАО "ПГК" вагоны N N 58294943, 50962745, 52296670, 50729540, 52355112 по неисправности колёсных пар "выщербины обода колеса" (код неисправности - 107).
Вышеуказанные вагоны перед перевозкой были признаны Ответчиком исправными и приняты к перевозке с оформлением транспортных железнодорожных накладных на перевозку груза, что подтверждается накладными (ф. ГУ-27у-ВЦ) N N ЭЦ063640, ЭЦП 1866, ЭЦ239669, ЭХ479886, ЭЦ292523.
В январе 2020 г. работниками ОАО "РЖД" забракованы и отцеплены в текущий ремонт принадлежащие ПАО "ПГК" вагоны N N 52355211, 52063104, 52051737, 52087079, 52105475 по неисправности колёсных пар "выщербины обода колеса" (код неисправности - 107) и "неравномерный прокат по кругу катания выше нормы" (код неисправности - 117).
Вышеуказанные вагоны перед перевозкой были признаны Ответчиком исправными и приняты к перевозке с оформлением транспортных железнодорожных накладных на перевозку груза, что подтверждается накладными (ф. ГУ-27у-ВЦ) N N ЭЦ823239, ЭЦ895842, ЭЦ788920, ЭЦ408035, ЭЧ033201.
В январе 2020 г. работниками ОАО "РЖД" забракованы и отцеплены в текущий ремонт принадлежащие ПАО "ПГК" вагоны N N 53892659, 50269463, 50790849, 60684578, 60155579 по неисправности колёсных пар "выщербины обода колеса" (код неисправности - 107).
Вышеуказанные вагоны перед перевозкой были признаны Ответчиком исправными и приняты к перевозке с оформлением транспортных железнодорожных накладных на перевозку груза, что подтверждается накладными (ф. ГУ-27у-ВЦ) N N ЭЦ723545, ЭЦ748587, ЭЧ327694, ЭЧ190493, ЭЧ181879.
В январе 2020 г. работниками ОАО "РЖД" забракованы и отцеплены в текущий ремонт принадлежащие ПАО "ПГК" вагоны N N 53047338, 55288450 по неисправности колёсных пар неравномерный прокат по кругу катания выше нормы" (код неисправности - 117).
Вышеуказанные вагоны перед перевозкой были признаны Ответчиком исправными и приняты к перевозке с оформлением транспортных железнодорожных накладных на перевозку груза, что подтверждается накладными (ф. ГУ-27у-ВЦ) N N ЭЧ045873, ЭЧ962917.
В январе 2020 г. работниками ОАО "РЖД" забракованы и отцеплены в текущий ремонт принадлежащие ПАО "ПГК" вагоны N N 52494762, 52104510 по неисправности колёсных пар выщербины обода колеса" (код неисправности - 107), "неравномерный прокат по кругу катания выше нормы" (код неисправности - 117).
Вышеуказанные вагоны перед перевозкой были признаны Ответчиком исправными и приняты к перевозке с оформлением транспортных железнодорожных накладных на перевозку груза, что подтверждается накладными (ф. ГУ-27у-ВЦ) N N 07705630 (дос 28479170), ЭЧ129274.
В феврале 2020 г. работниками ОАО "РЖД" забракованы и отцеплены в текущий ремонт принадлежащие ПАО "ПГК" вагоны N N 54578158, 52287554, 54401906, 53824975, 55036016 по неисправности колёсных пар "выщербины обода колеса" (код неисправности - 107).
Вышеуказанные вагоны перед перевозкой были признаны Ответчиком исправными и приняты к перевозке с оформлением транспортных железнодорожных накладных на перевозку груза, что подтверждается накладными (ф. ГУ-27у-ВЦ) N N ЭШ532429 (дос.ЭЫ236266), ЭЧ770636 (дос.ЭШ001828.ЭШ202386). ЭШ371048. ЭШ392896. ЭШ819906 (дос. ЭЫ236038).
Приняв вагоны к перевозке, Ответчик тем самым подтвердил их техническую исправность. До возвращения вагонов Ответчик несет ответственность за их сохранность, а также сохранность установленных на них узлов и деталей.
Отцепка указанных вагонов в текущий ремонт произведена на основании требований, установленных Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации. На каждый вагон перевозчиком оформлено уведомление о постановке вагонов в ремонт формы ВУ-23-М.
ПАО "ПГК" обеспечило текущий отцепочный ремонт вагонов в эксплуатационных вагонных ремонтных депо ОАО "РЖД" в соответствии с условиями Договоров на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов ТОР-ЦДИЦВ/83/АО- ДД/В-760/17 от 22 ноября 2017 года.
Выборочную проверку забракованных колесных пар, снятых с отцепленных вагонов, организовали представители Екатеринбургского филиала ПАО "ПГК" - специалисты по эксплуатации и ремонту подвижного состава. Они выявили в отдельных случаях специфические локальные повреждения на колесах - следы ползунов, сплощений на поверхности катания.
Для совместного комиссионного осмотра колесных пар со спорной квалификацией причины отцепки и характера неисправности, для проведения расследования и составления актов осмотра с уполномоченными представителями ОАО "РЖД", в адрес перевозчика были направлены телеграммы, что подтверждается материалами дела и не опровергнуто ответчиком.
На комиссионных осмотрах колесных пар должностные лица присутствовали вагонных эксплуатационных депо ОАО "РЖД": ВЧДЭ Пермь-сорт. (Пермь-сорт., Осенцы), ВЧДЭ Свердловск - сорт (Каменск - Уральский, Асбест, Богдановичи, Уаз, Екатеринбург - сорт.) ВЧДЭ Смычка (Смычка, Серов-сорт). Акты осмотра сопровождались фотографированием повреждений.
В результате осмотра вагонов было установлено, что на колёсных парах, отцепленных по неисправности "выщербины обода колеса, раковины" (код неисправности - 107) и "неравномерный прокат по кругу катания выше нормы" (код неисправности - 117) фактически обнаружены закатанные "ползуны на поверхности катания", образовавшиеся в результате их неправильной эксплуатации перевозчиком, с последующим появлением на них выщербин и неравномерного проката.
Указанные обстоятельства зафиксированы в актах осмотра колёсных пар и подтверждаются фотоматериалом. Все осмотры произведены комиссионно, с участием представителей Ответчика, все акты осмотра колёсных пар подписаны представителями Ответчика, но с разногласиями.
Таким образом, указанные повреждения появились не в связи с естественным износом колес, не являются эксплуатационными, а появились в результате сокрытого повреждения.
ПАО "ПГК", как владелец железнодорожного подвижного состава, обеспечивает содержание подвижного состава в исправном техническом состоянии путем заключения с вагонными ремонтными предприятиями договоров на текущий отцепочный и плановый (деповской или капитальный) ремонты вагонов.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик - ОАО "РЖД".
П. 7.5. Распоряжения ОАО "РЖД" от 13 июля 2007 г. N 1305р предписывает в случаях наличия на поверхности катания колес следов схода с рельс жд подвижного состава, а также отколов обода, выщербин, неравномерного проката, ползунов или наваров выше допустимых в эксплуатации размеров (со стороны аварийного буксового узла) событие относить за эксплуатационными вагонными депо, производившими последнее техническое обслуживание поезда.
Причиной появления на колёсных парах выщербин и неравномерного проката, по которым вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, является повреждение поверхности катания колесной пары (ползун, закатанный ползун). Ответчик своевременно не выявил данные повреждения, не отстранил вагоны от движения, не отремонтировал их, продолжил эксплуатацию вагонов путем направления их к пункту назначения. В результате разрушение колёс продолжилось, на поверхности катания возникли выщербины и неравномерный прокат. Причины возникновения настоящих неисправностей четко определены вышеназванным Классификатором и указывают на ответственность ОАО "РЖД".
Неправильная эксплуатация выразилась в несоблюдении Перевозчиком правил регулировки скорости движения вагона на механизированных сортировочных горках, либо неправильно отрегулированной тормозной рычажной передачей на последнем перед отцепкой пункте осмотра, движение поезда при неубранном тормозном башмаке под одним колесом колесной пары.
ОАО "РЖД" повредило вагоны собственности ПАО "ПГК" посредством неправильной эксплуатации колёсных пар на путях общего пользования.
При этом в результате обточки поверхности катания колесных пар они утратили свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса. Таким образом, кроме расходов, связанных с устранением повреждения, в состав убытков входят убытки, возникающие в результате обточки колесных пар, которые представляют собой разницу между первоначальной стоимостью колесной пары и стоимостью колесной пары после обточки.
ПАО "ПГК" понесло затраты на: выполнение работ по текущему отцепочному ремонту вагонов; ремонт колёсных пар; затраты на уведомление посредством телеграфа уполномоченных представителей перевозчика.
Согласно расчетно-дефектным ведомостям вагоноремонтных депо общая стоимость текущего отцепочного ремонта указанных вагонов с учетом ремонта колесных пар, который АО "ПГК" произвело в соответствии с Руководящим документом по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), составила 2 294 161 руб. 66 коп.
Установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме на основании ст.ст. 15, 393 ГК РФ, ст.105 УЖТ РФ.
Довод ответчика о том, что по спорным вагонам пропущен специальный годичный срок исковой давности, установленный нормами ст. 797 ГК РФ и ст. 125 УЖТ РФ, суд первой инстанции отклонил, поскольку предметом настоящего иска является требование о возмещении стоимости ремонта поврежденных ответчиком вагонов, то есть на основании причинения внедоговорного вреда, к которому применяется общий срок исковой давности в соответствии со ст. 199 ГК РФ.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции лишь частично, только в отношении тех вагонов в контррасчете истца, акт осмотра по которым оформлен после завершения договора перевозки, то есть когда истец на момент фиксации допущенных в процессе перевозки повреждений уже утратил статус участника перевозки груза.
Соответственно в связи с завершением перевозки на дату выявления повреждений специальный годичный срок исковой давности предусмотренный ст.125 УЖТ РФ и 797 ГК РФ не применим, поскольку в данном случае истец выступает не как грузоотправитель, а как собственник вагона (ст.209 ГК РФ).
Довод ответчика об отказе в иске по причине проведения осмотра после ремонта вагонов так же подлежит отклонению, поскольку истцом осматривались не уже отремонтированные вагоны, а выкаченные из-под вагона колесные пары, как детали с сохраненной неисправностью.
Таким образом, под применение специального годичного срока исковой давности подпадают только вагоны, повреждения по которым выявлены в процессе перевозки и по которым истец является грузоотправителем.
Согласно контррасчету самого истца, сумма убытков по вагонам, отцепленным в процессе перевозки, когда АО "ПГК" - грузоотправитель, составляет 579 366,86 руб. и не подлежит взысканию с ответчика в виду истечения годичного срока исковой давности.
Расходы сторон по оплате госпошлины распределяются пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, в результате чего с ответчика в пользу истца следует взыскать 24 727 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 июля 2021 года по делу N А40-105037/21 изменить. Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ПАО "Первая Грузовая Компания" 1 714 794 руб. 80 коп. - в возмещение убытков, 24 727 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины, в остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-105037/2021
Истец: ПАО ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ В ЛИЦЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ФИЛИАЛА
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Третье лицо: ПАО "Первая Грузовая Компания"