г. Москва |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N А40-77916/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2021 по делу N А40-77916/2021
по заявлению Акционерного общества "Гелиус"
к 1. ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования", 2. Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконными действия
в присутствии:
от заявителя: |
Чабанова О.К. по дов. от 11.01.2021; |
от заинтересованных лиц: |
1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением от 04.08.2021 принятым по настоящему делу, Арбитражный суд города Москвы удовлетворил требования акционерного общества "Гелиус" (заявитель, Общество):
- признал незаконными действия ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" (заинтересованное лицо, Учреждение) по определению кадастровой стоимости Здания с кадастровым номером 77:03:0006007:1113 площадью 9.448 кв.м., имеющего адресный ориентир: г. Москва, 3-й проезд Перова Поля, д. 8, стр. 11 по состоянию на 26.11.2020 г. в размере 434 182 934,48 руб.
- обязал Учреждение устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём аннулирования Акта об определении кадастровой стоимости от 18.01.2021 N АОКС77/2021/000004 в части, определяющей кадастровую стоимость Здания с кадастровым номером 77:03:0006007:1113 по состоянию на 26.11.2020 в размере 434 182 934,48 руб.
- признал незаконными действия Управления Росреестра по городу Москве (регистрирующий орган, Управление) по внесению 16.09.2020 в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости согласно Акту об утверждении кадастровой стоимости от 18.01.2021 г. N АОКС-77/2021/000004 в отношении Здания с кадастровым номером 77:03:0006007:1113 в размере 434 182 934,48 руб. (дата внесения 25.01.2021, дата начала применения с 26.11.2020).
- обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости данных о кадастровой стоимости Здания с кадастровым номером 77:03:0006007:1113 в размере 434 182 934,48 руб. (дата внесения 25.01.2021, дата начала применения с 26.11.2020) и внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости Здания с кадастровым номером 77:03:0006007:1113 установленной решением Московского городского суда от 08.05.2020 по делу N За-175/2020 в размере 355 728 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2018 (дата начала применения с 01.01.2019).
Не согласившись с принятым судом решением, Управление Росреестра по Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Учреждение и Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п. п. 4 - 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечили, ввиду чего апелляционная жалоба рассмотрена в порядке п. 5 ст. 156, ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Представитель Общества в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО "ГЕЛИУС" принадлежит на праве собственности нежилое здание, назначение склад площадью 9.448 кв.м. кадастровый номер 77:03:0006007:1113, расположенное по адресу: г. Москва, 3-й проезд Перова Поля, д. 8, стр. 11 (далее - Здание).
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 г. N 40557 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01.01.2018, которая составила 538 511 718,64 рублей. Данная кадастровая стоимость применяется с 01.01.2019 (на период 2019-2020 гг.).
Общество обратилось в Московский городской суд с административным заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
На основании решения Московского городского суда от 08.05.2020 (дело N За-175/2020), вступившего в законную силу 25.08.2020, определена кадастровая стоимость здания по состоянию на "01" января 2018 года в размере его рыночной стоимости 355 728 000 руб.
Данная кадастровая стоимость внесена в ЕГРН 26.11.2020 и подлежит применению с 01.01.2019.
18.02.2021 Общество, получив выписку из ЕГРН узнало, что кадастровая стоимость Здания была изменена вновь и составляет 434 182 934,48 руб. на основании акта об утверждении кадастровой стоимости N АОКС-77/2021/000004 от 18.01.2021, дата по состоянию на которую определена новая кадастровая стоимость - 26.11.2020 года.
24.02.2021 Общество обратилось с запросом в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" с письмом с просьбой предоставить информацию: в связи с чем. кадастровая стоимость Здания увеличилась до 434 182 934,48 руб.
В ответ на обращение Общества от 24.02.2021 о предоставлении разъяснений изменения кадастровой стоимости Здания ГБУ города Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" предоставила разъяснения исх. N 02-2297/21-1 от 19.03.2021, в которых указало, что основанием расчета последней КС Здания послужила ч. 1 ст. 16 ФЗ N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и привело сведения о ценообразующих факторах, характеризующих объект.
При этом в названых разъяснениях исх. N 02-2297/21-1 от 19.03.2021 не указано какие конкретно сведения о Здании были изменены в ЕГРН, которые влекут за собой изменение кадастровой стоимости.
25.02.2021 Общество обратилось с запросом в Управление Росреестра по Москве с письмом с просьбой предоставить информацию: в связи с чем кадастровая стоимость Здания увеличилась до 434 182 934,48 руб.
Письмом исх. N 51-1194/2021 от 24.03.2021, Управление указало, что 16.09.2020 в сведения ЕГРН внесена кадастровая стоимость Здания в размере 434 182 934,48 руб. на основании Акта об определении стоимости от 18.01.2021 N АОКС77/2020/000004, подготовленного ГБУ и применяется для целей, предусмотренных законодательством РФ с 26.11.2020 по настоящее время. Акт об определении кадастровой стоимости содержит информацию, необходимую для внесения в ЕГРН: кадастровый номер и кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Полагая, что для изменения кадастровой стоимости Здания в период между датами государственной кадастровой оценки не предусмотрены положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ), АО "ГЕЛИУС" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируют положения Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237- ФЗ).
С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 218-ФЗ и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы, в данном случае - Управление Росреестра по Москве.
Согласно части 4 статьи 3 Закона N 218-ФЗ предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.
В силу п.п. 2 - 4 ч. 3 ст. 3 Закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
В соответствии со ст. 6 Закона N 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).
Статей 7 Закона N 237-ФЗ определено, что полномочия бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются: 1) определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; 2) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик; 3) предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости; 4) рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; 5) сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения; 5) рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним; 6) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:
1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;
2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 1 0 части 5 настоящей статьи;
3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.
Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.
В соответствии с пп. 4, 5 ст. 11 Закона N 237-ФЗ в редакции, действующей до 11.08.2020, очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в части 1 настоящей статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года.
Статьей 16 Закона N 237-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент оспариваемых действий) установлено, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1); орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях (часть 2).
Количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, изменение которых влечет за собой изменение кадастровой стоимости, установлены Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 сентября 2018 г. N 514, а именно кадастровая стоимость подлежит определению в связи с изменением сведений:
- о значении площади (в отношении земельного участка, здания, помещения, машиноместа);
- о проектируемом значении основной характеристики (в отношении объекта незавершенного строительства);
- о степени готовности (в отношении объекта незавершенного строительства);
- о категории земель (в отношении земельного участка); - о виде разрешенного использования (в отношении земельного участка);
- о назначении, проектируемом назначении (в отношении здания, помещения, объекта незавершенного строительства);
- об основной характеристике (в отношении объекта незавершенного строительства); - о кадастровой стоимости объектов недвижимости, входящих в состав единого недвижимого комплекса (в отношении единого недвижимого комплекса).
Между тем, никакие количественные и качественные характеристики Здания не изменялась, у ГБУ и Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для пересмотра кадастровой стоимости Здания по указанному ГБУ основанию (ч. 1 ст. 16 ФЗ N 237-ФЗ) по состоянию на 18.08.202.
При этом суд правомерно указал, что ответчиками в материалы дела не представлено доказательств изменений качественных или количественных характеристик в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:09:0005016:2837.
Следовательно, правовых оснований по изменению и внесению в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости Здания по состоянию на 26.11.2021 в размере 434 182 934,48 руб. не имеется.
Управление Росреестра по Москве, с учетом наличия вступившего в законную силу определения Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19.03.2020 по делу N 66а-848/2020, не имело правовых оснований для внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0005016:2837 в ином размере.
Учитывая изложенное, требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, исходя из заявленных обществом требований, суд обоснованно обязал ГБУ и Управление Росреестра по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2021 по делу N А40-77916/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-77916/2021
Истец: АО "ГЕЛИУС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ЖИЛИЩНОГО СТРАХОВАНИЯ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ