г. Самара |
|
20 октября 2021 г. |
Дело N А55-8038/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 20.10.2021.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.В. Барковской, судей: С.А. Кузнецова, О.И. Буртасовой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" - Волгушевой А.В., представителя по доверенности от 30.11.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Мира 93" на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2021 по делу N А55-8038/2021 по иску товарищества собственников жилья "Мира 93" (ОГРН 1066320042843, ИНН 6323088444) к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232) о внесении изменений в договор,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Мира 93" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" о внесении изменений в заключенный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 N 8/УО-Т путем изложения пункта 4.1 в следующей редакции: "Стороны согласились производить учёт объёма и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учёта объёма и (или) массы ТКО, расчётным путём исходя из количества и объёма контейнеров для твёрдых коммунальных отходов".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2021 по делу N А55-8038/2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, товарищество собственников жилья "Мира 93" обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив иск.
Считает, что отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику твердых коммунальных отходов осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил одним из альтернативных способов расчета.
Полагает, что действующее законодательство не содержит указание на то, что предусмотренная пунктом 8 Правил N 505 возможность раздельного учета ТКО является единственным вариантом учета ТКО исходя в количества и объема контейнеров.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика возражала против доводов жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленного истца.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ответчик с 01.01.2019 в качестве регионального оператора осуществляет деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Самарской области.
Истец является управляющей компанией многоквартирных жилых домов.
Отношения между истцом и ответчиком урегулированы договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 8/УО-Т 01.01.2019, по условиям которого региональный оператор принял на себя обязательство оказывать услуги по погрузке ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, от источников образования и мест накопления ТКО, а также их транспортированию и передаче в места размещения ТКО.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 декабря 2019 года по делу N А55-27404/2019 установлено, что договор заключен на условиях типового договора.
В соответствии с условиями договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Истец ссылается на то, что имеет собственную контейнерную площадку для сбора ТКО и направлял ответчику письма с просьбой пересмотреть существенные условия договора, связанные с объемом и стоимостью оказываемых услуг, однако ответчик предложения истца не рассмотрел, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 1 и 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В силу статей 24.7 (части 1), 24.10 (частей 1, 2) Федерального закона "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными правительством Российской Федерации (часть 1).
По Правилам коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 коммерческому учету подлежат объем и (или) масса твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетного способа в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО (пункт 1).
Пунктами 5, 6 названных Правил N 505 предусмотрено, что в целях расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий их учет осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил - расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
При этом учет твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 - исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, только при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов (пункт 8 Правил).
Частью 3 статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами в обязательном порядке содержит схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, а также сведения о зонах деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах зоны деятельности регионального оператора также содержатся в территориальной схеме.
Таким образом, документом, регулирующим обращение с отходами, образующимися на территории субъекта Российской Федерации, является территориальная схема обращения с отходами, ориентированная на вовлечение всех отходов в хозяйственный оборот. Территориальная схема обязательна для соблюдения всеми участниками, осуществляющими обращение с отходами, в том числе лицами, в деятельности которых образуются отходы.
Территориальная схема Самарской области утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228; электронная модель территориальной схемы опубликована на официальном сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в разделе "Деятельность" (подраздел "Обращение с твердыми коммунальными отходами").
Изменения в действующую территориальную схему внесены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 279 от 27.12.2019 "О внесении изменений в приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Самарской области".
Пунктом 9 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 установлено, что потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Однако, как верно отметил суд, территориальная схема по обращению с отходами на территории Самарской области, утвержденная приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228, не включает в себя места (площадки) раздельного накопления ТКО.
Таким образом, порядок раздельного накопления ТКО на территории Самарской области до настоящего времени не реализован, в связи с чем суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия оснований для применения коммерческого учета ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2021 по делу N А55-8038/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8038/2021
Истец: ТСЖ "Мира 93"
Ответчик: ООО "ЭкоСтройРесурс"