г. Москва |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N А40-145837/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ Филиал N 19 МРО ФСС РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.08.2021 по делу N А40-145837/21
по заявлению ООО "ПРАКСИС" (ИНН: 7725621294)
к ГУ Филиал N 19 МРО ФСС РФ
о признании недействительным уведомления
при участии:
от заявителя: |
Абрамян Г.Л. - генеральный директор; |
от заинтересованного лица: |
Манцева Н.В. по доверенности от 07.09.2021; |
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПРАКСИС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 19) (далее - Фонд) о признании недействительным уведомления от 23.04.2021, вынесенного Фондом в отношении общества, как не соответствующее действующему законодательству РФ, об обязании Фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества установив с 2021 года размер страхового тарифа, соответствующие первому классу профессионального риска, исходя из страхового тарифа 0,20%.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2021 заявление общества удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Фонд обратился с жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Фонда просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, генеральный директор общества просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Через канцелярию суда от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке ст. 262 АПК РФ приобщен судом к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, а также изучив отзыв на апелляционную жалобу, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 23.04.2021 обществом получено уведомление Фонда об определении 22 класса профессионального риска и применении страхового тарифа в размере 3,40% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, в соответствии с определенным Фондом основным видом экономической деятельности общества "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств" (код ОКВЭД 77.3).
Общество с уведомлением Фонда от 23.04.2021 не согласно, так как без достаточных правовых оснований и установления фактических обстоятельств квалифицирована в качестве основного вида деятельности общества "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств" (код ОКВЭД 77.3), что обусловило принятие незаконного решения (уведомление от 23.04.2021).
Суд первой инстанции правомерно согласился с выводами общества по следующим основаниям.
Из представленных в материалы дела документов судом первой инстанции было установлено, что в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пунктами 8, 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713, с учетом требований Общероссийского классификатора вида экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), общество применяет тариф страховых взносов исходя из основного вида деятельности "Деятельность в области права и бухгалтерского учета" (код ОКВЭД 69), осуществляемой с момента регистрации 13.11.2007 (ГРН 1077762408580).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125- ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В пункте 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
На основании статьи 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска, под которыми статья 3 Закона N 125-ФЗ понимает уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
Отнесение видов экономической деятельности к классу профессионального риска осуществляется в соответствии с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713).
Пункт 8 Правил N 713 предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок N 55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:
- заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
- справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
- копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которому если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
Общество не отрицает факт нарушения сроков представления указанных в пункте 3 Порядка документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности.
Суд первой инстанции счел правомерным, что Фонд должен был принять во внимание направленные документы и обстоятельство того, что общество с момента регистрации в 2007 году по настоящее время не осуществляло иного основного вида экономической деятельности, кроме "Деятельность в области права и бухгалтерского учета" (код ОКВЭД 69).
В связи с изложенным, положения пункта 5 Порядка, в части отнесения к наиболее высокому классу профессионального риска по причине не представления документов в установленный пунктом 3 Порядка срок, к обществу не применим, так как общество осуществляет свою деятельность только по одному виду экономической деятельности.
Сведениями из ЕГРЮЛ подтверждается основной вид деятельности общества согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - "69 Деятельность в области права и бухгалтерского учета".
Иных видов деятельности в 2020 году, а также за весь прошедший период 2021 года общество не осуществляло.
Фондом в материалы дела не представлено документов, подтверждающих осуществление обществом иных видов деятельности.
Таким образом, Фондом необоснованно, без достаточных правовых оснований и установления фактических обстоятельств квалифицировано в качестве основного вида деятельности общества "Аренда и лизинг прочих машин и оборудования и материальных средств" (код ОКВЭД 77.3), что обусловило принятие незаконного решения (уведомление от 23.04.2021).
Согласно п. 5 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами", утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ N 55 от 31.01.2006, установлена обязанность в отношении исполнительного органа Фонда, а не страхователя в срок до 1 мая уведомить страхователя об установленном размере страхового тарифа.
В соответствии с п. 12 Правил N 713 если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности.
Позиция Фонда социального страхования противоречит сложившейся судебной практике.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304- КГ18-9969 сформулирована следующая правовая позиция: "Страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности. Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом".
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Виды деятельности плательщика - организации, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить обществу повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае, обеспечивающий права застрахованных лиц.
Реализация данного права не может обращаться в санкцию, применяемую к обществу за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, поскольку является лишь мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения обществом своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926).
На основании изложенного, руководствуясь нормами АПК РФ, суд первой инстанции правомерно счел требования общества подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы Фонда, изложенные в отзыве на заявление, при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им правомерную оценку, и с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом тщательного рассмотрения суда первой инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2021 по делу N А40-145837/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145837/2021
Истец: ООО "ПРАКСИС"
Ответчик: ГУ Филиал N 19 МРО ФСС РФ