город Воронеж |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N А64-3404/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Малиной Е.В.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мелковой О.А.,
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области: Курьянова И.Н., представитель по доверенности N 21 от 01.10.2021 сроком до 01.10.2022;
от Управления Судебного департамента в Тамбовской области: представитель, не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.07.2021 по делу N А64-3404/2021 по заявлению Управления Судебного департамента в Тамбовской области (г. Тамбов, ОГРН 1026801157690, ИНН 6831017766) к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области (ОГРН 1026801161298, ИНН 6832000797) об отмене решения от 06.04.2021 N 079S19210001539,
УСТАНОВИЛ:
Управление Судебного департамента в Тамбовской области (далее - Управление Судебного департамента, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - Управление Пенсионного фонда) об отмене решения от 06.04.2021 N 079S19210001539 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.07.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит обжалуемое определение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что представленные в Управление Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за декабрь 2020 года содержат сведения об одном застрахованном лице, в отношении которого сведения за данный отчетный период ранее не были представлены. Указанные обстоятельства, по мнению Управления Пенсионного фонда, на основании абз. 4 п. 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, являются основанием для привлечения такого страхователя к ответственности и применения финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в отношении указанных в дополняющей форме лиц в установленный срок.
Судебное заседание 12.10.2021 проводилось в порядке ст. 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области и Управления Судебного департамента в Тамбовской области, с учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, и поступившего ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей заявителя.
В ходе судебного заседания 12.10.2021 судом установлено, что от государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области поступило заявление о процессуальном правопреемстве, в котором Отделение Пенсионного фонда просит произвести по делу N А64-3404/2021 замену государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области в связи с его реорганизацией в форме присоединения к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области.
Рассмотрев поступившее заявление, суд апелляционной инстанции произвел процессуальную замену государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507) на его правопреемника - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области (ОГРН 1026801161298, ИНН 6832000797), о чем вынесено определение.
В силу части 3 статьи 48 АПК РФ для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
В судебном заседании представитель государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области (далее - Отделение Пенсионного фонда) поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Управление Судебного департамента, являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, 12.01.2021 по телекоммуникационным каналам связи представило в Управление Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за декабрь 2020 года.
Самостоятельно обнаружив несоответствия (неполноту) в представленных сведениях, Управление Судебного департамента 18.02.2021 направило в адрес Управления Пенсионного фонда дополняющие формы отчета СЗВ-М за декабрь 2020 года, указав дополнительно сведения об 1 застрахованном лице, которые не были отражены в исходной форме сведений за указанный период.
На основании представленных заявителем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (тип формы "дополняющая") за декабрь 2020 года Управлением Пенсионного фонда была проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, по результатам которой составлен акт N 079S18210001545 от 12.03.2021 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
06.04.2021 принято решение N 079S19210001539 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым Управление Судебного департамента привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 500 руб.
На основании указанного решения Управление Пенсионного фонда направило в адрес Управления Судебного департамента требование N 079S01210001860 от 07.05.2021, которым ответчику предложено уплатить финансовые санкции в добровольном порядке в срок 06.04.2021.
Не согласившись с принятым Управлением Пенсионного фонда решением от 06.04.2021 N 079S19210001539, Управление Судебного департамента обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения заявителя к ответственности за правонарушение, предусмотренное абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Пунктами 5 - 16 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлена процедура выявления нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете и привлечения страхователей к соответствующей ответственности.
Абзацем 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
В период представления заявителем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2020 г. действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (вступил в силу с 27.07.2020).
Согласно абз. 2 п. 40 Инструкции N 211н страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Тогда как в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
В Определении Верховного Суда РФ от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843 указано, что официальная позиция Пенсионного Фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность.
В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, возможно не применять.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибок в представленной в орган Пенсионного фонда РФ отчетности. Такой правоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, а также обеспечение более оперативной обработки сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации и, как следствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета
Аналогичный вывод содержится и в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2018 N 306-КГ18-17679, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 и N 303-КГ18-5700.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования привлечению подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, несоответствий в предоставленных сведениях.
В этой связи, при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения заявителя оспариваемым решением к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования необходимо принимать во внимание, в том числе, конкретные фактические обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве исключающих вину лица в совершении вменяемого правонарушения.
Как следует из материалов дела, исходная форма сведений о застрахованных лицах СЗВ-М за декабрь 2020 года была представлена Управлением Судебного департамента в Управление Пенсионного фонда в установленный законом срок.
Указанные сведения были приняты Управлением Пенсионного фонда без замечаний. Доказательств направления в адрес страхователя уведомления об устранении ошибок и несоответствий, в том числе, применительно к отсутствию информации о застрахованных лицах, материалами дела не подтверждено (на направление соответствующего уведомления Фонд не ссылается).
Самостоятельно обнаружив несоответствия (неполноту) в представленных сведениях, Управление Судебного департамента 18.02.2021 направило в адрес Управления Пенсионного фонда дополняющую форму отчета СЗВ-М за декабрь 2020 года, дополнительно указав сведения об 1 застрахованном лице за указанный отчетный период.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что допущенные заявителем несоответствия при подаче сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года были самостоятельно устранены Управлением Судебного департамента до выявления указанных нарушений Управлением Пенсионного фонда, что свидетельствует о добросовестном поведении страхователя, направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей и может являться основанием для неприменения финансовых санкций, предусмотренных ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно подходу, изложенному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Управления Судебного департамента состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения Управления Судебного департамента Тамбовской области к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, у органа Пенсионного фонда не имелось.
Одновременно, ссылка органа Пенсионного фонда на положения абзаца 4 пункта 40 Инструкции N 211н, в силу которых, в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, не может быть принята судом во внимание.
При этом суд учитывает, что принимаемая в порядке ст. 19 Федерального закона N 27-ФЗ Инструкция определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (порядок регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета; порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о зарегистрированных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, и сведений о трудовой деятельности; порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета; порядок хранения и уничтожения документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета), тогда как составы конкретных правонарушений, основания и порядок привлечения страхователей к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учета установлены Федеральным законом N 27- ФЗ.
Таким образом, при оценке правомерности вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете, суд устанавливает наличие в действиях страхователя состава вменяемого правонарушения, включая обстоятельства, которые могут быть расценены в качестве исключающие вину правонарушителя, исходя из положений действующего законодательства, с учетом сложившейся судебной практики, сформированной на уровне Верховного Суда РФ.
При этом апелляционный суд исходит из того, что положения статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляют страхователю право на представление не только уточнения, но и дополнения сведений о застрахованных лицах, что предполагает возможность внесения сведений о ранее не указанных в отчете застрахованных лицах.
Таким образом, то обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать общество возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 308- ЭС19-975).
Поскольку соответствующие изменения в статьи 15 и 17 Закона N 27-ФЗ законодателем не вносились, следовательно, принятием новой Инструкции N 211н не могли быть установлены дополнительные основания для привлечения страхователей к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свою актуальность.
На основании приведенного выше правового регулирования и с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П, а также сохраняющей актуальность правоприменительной практики Верховного Суда Российской Федерации, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представление в рассматриваемом случае дополняющих сведений по форме СЗВ-М до обнаружения органом Пенсионного фонда неполноты представленных сведений не позволяет квалифицировать действия заявителя как нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Арбитражного суда Тамбовской области об отсутствии оснований для привлечения заявителя к ответственности за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах за декабрь 2020 года, в связи с чем, заявленные требования были правомерно удовлетворены.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта, и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и обстоятельств дела.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.07.2021 по делу N А64-3404/2021 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области как заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.07.2021 по делу N А64-3404/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3404/2021
Истец: Управление Судебного департамента в Тамбовской области
Ответчик: Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд, ОПФР по Тамбовской области