20 октября 2021 г. |
А43-18760/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДЭНСИ" (ИНН 5262075394, ОГРН 1025203738064) на определение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.08.2021 по делу N А43-18760/2021 о прекращении производства по делу.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Дэнси" (далее по тексту Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области от 22.01.2021 N 6878-48-2259.
Определением от 18.08.2021 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на нарушение судом первой инстанции статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению Общества, заявление подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку решение Совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области отвечает критериям ненормативного акта, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правительство Нижегородской области заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 и статье 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 кодекса, в том числе, что заявление не подлежит рассмотрению в судах.
О прекращении производства по делу арбитражный суд выносит определение. В определении арбитражный суд указывает основания для прекращения производства по делу, а также разрешает вопросы о возврате государственной пошлины из федерального бюджета, и распределении между сторонами судебных расходов. Определение о прекращении производства по делу может быть обжаловано. В случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На основании статей 197 (часть 1) и 198 (часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, возможность оспаривания по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обусловлена следующей совокупностью необходимых критериев: 1) оспаривается ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; 2) ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (возлагает какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления экономической деятельности).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 19.07.2018 N 531 "О Совете по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области" предусмотрено, что Совет создан в целях: а) реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.06. 2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 23.12.2014 N 197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 02.02.2016 N 14-З "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области"; б) координации деятельности органов власти для реализации инвестиционных проектов в части рассмотрения вопросов земельных и имущественных отношений.
Согласно Положению о Совете, утвержденному указанным постановлением, Совет является коллегиальным совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, подведомственных данным органам учреждений, ресурсоснабжающих организаций на территории Нижегородской области в целях решения земельных и имущественных вопросов при реализации инвестиционных проектов, проектов государственно-частного партнерства, проектов на основе концессионных соглашений на территории Нижегородской области, сохранения и использования объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижегородской области (пункт 1).
Основными задачами Совета по земельным и имущественным отношениям являются: создание условий в области земельных и имущественных отношений для успешной реализации заявленных инвестиционных проектов за счет выработки скоординированных решений со всеми задействованными органами власти и местного самоуправления на всех стадиях реализации инвестиционных проектов; обеспечение единого подхода к решению земельных и имущественных вопросов реализации инвестиционных проектов с учетом индивидуальной работы с каждым заявленным инвестиционным проектом; обеспечение соблюдения прав инвесторов при предоставлении земельных участков или переводе земельных участков из категории в категорию; обеспечение единого подхода при рассмотрении проектов государственно-частного партнерства, проектов на основе концессионных соглашений; обеспечение достижения целей, приоритетов сохранения историко-культурного облика Нижегородской области (пункт 2).
В частности, Совет принимает решения о соответствии или несоответствии инвестиционного проекта, предусматривающего размещение объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения критериям, установленным статьей 8.1 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З в целях предоставления земельного участка на торгах или без проведения торгов; утверждает "дорожную карту" по реализации инвестиционного проекта (пункты 2.2.7 и 2.2.8).
Совету предоставлены полномочия запрашивать в установленном порядке от организаций независимо от их организационно-правовых форм информацию, необходимую для рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции Совета; приглашать на заседания Совета представителей органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципального образования Нижегородской области, на территории которого предполагается размещение объекта инвестирования или расположен объект культурного наследия, организаций, потенциальных инвесторов и т.д.; направлять рекомендации органам исполнительной власти Нижегородской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и иным органам по вопросам выполнения требований законодательства Российской Федерации, Нижегородской области в сфере земельных отношений и в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с задачами Совета (пункты 3.1 - 3.3).
Согласно пункту 1.8 Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области по вопросам формирования и предоставления земельных участков при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2006 N 46, на основании решения Совета о соответствии инвестиционного проекта, предусматривающего размещение объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, критериям, установленным статьей 8.1 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З, после исполнения рекомендаций и поручений Совета, утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, Министерство в течение 10 календарных дней осуществляет подготовку соответствующего проекта распоряжения Губернатора Нижегородской области и направление его на согласование со всеми заинтересованными органами, организациями и должностными лицами в соответствии с Регламентом Правительства Нижегородской области.
Распоряжение Губернатора Нижегородской области после подписания направляется протокольным отделом управления документационного обеспечения и контроля управления делами в течение 3 рабочих дней в Министерство и в отдел документационного сопровождения инвестиционной деятельности управления делами для направления заявителю (инвестору) в течение двух рабочих дней.
Совет не входит в систему органов исполнительной власти в Нижегородской области, что следует из Указа Губернатора Нижегородской области от 15.01.2018 N 6 "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области".
Оспоренное решение не возлагает каких-либо обязанностей на Общество.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение Совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области не подлежат оспариванию по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Совет является совещательным органом, не имеет властно-распорядительных полномочий; исходя из возложенных на него функций он вправе принимать лишь рекомендательные решения, которые напрямую не влияют на права и законные интересы субъектов в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, поскольку решение Совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области и не подлежит оспариванию по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу.
Несогласие Общества с выводами суда первой инстанции, иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии нарушений норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
При этом излишне уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.08.2021 по делу N А43-18760/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДЭНСИ" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ДЭНСИ" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей уплаченную по чеку-ордеру от 17.09.2021.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок со дня принятия.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-18760/2021
Истец: ООО "ДЭНСИ"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области, Правительство Нижегородской области
Третье лицо: ООО "Дэнси"
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7342/2021