г. Санкт-Петербург |
|
20 октября 2021 г. |
Дело N А21-2635/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
от истца: Зиялов Д.В. по доверенности от 19.04.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29027/2021) Администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.06.2021 по делу N А21-2635/2020, принятое
по иску акционерного общества "Янтарьэнергосбыт"
к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство пос.Озерки" муниципального образования "Гвардейский городской округ", Администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Янтарьэнергосбыт" (ОГРН 1083925011422, ИНН 3908600865; Калининградская область, г.Калининград, ул.Дарвина, д.10; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство пос.Озерки" муниципального образования "Гвардейский городской округ" (ОГРН 1093925013775, ИНН 3916500857; Калининградская область, Гвардейский район, пос.Озерки, ул.Заводская, д.2; далее - Предприятие) 163 046 руб. 44 коп. долга за потребленную за период с июля 2017 года по март 2018года, июнь 2018 года электроэнергию, пени в сумме 58 335 руб. 16 коп., с последующим начислением с 24.03.2021 по день фактической оплаты задолженности; с администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" (ОГРН 1023902272327, ИНН 3916002844; Калининградская область, г.Гвардейск, ул.Юбилейная, д.6; далее - Администрация) основного долга в размере 1 084 076 руб. 99 коп. за потреблённую электрическую энергию в период с июля 2017 года по март 2018 года, июнь 2018 года, 406 871 руб. 04 коп. пени, с последующим начислением пени с 24.03.2021 по день фактической оплаты задолженности.
Общества уточнило исковые требования, просит взыскать с Администрации долг в размере 1 302 208 руб. 81 коп. за потребленную электроэнергию в период с июля 2017 года по июнь 2018 года, 595 807 руб. 55 коп. пени за нарушение сроков оплаты по 25.05.2021, с последующим начислением пени с 26.05.2021 по день фактической оплаты, требования о взыскании с Предприятия задолженности в размере 214 114 руб. 56 коп. просил оставить без рассмотрения.
Решением суда от 01.06.2021 исковое заявление Общества в части взыскания с Предприятия долга в размере 214 114 руб. 56 коп. оставлено без рассмотрения; исковые требования Общества к Администрации удовлетворены в полном объеме, с Администрации в пользу Общества взыскан основной долг за потреблённую в период с июля 2017 года по июнь 2018 года электроэнергию в размере 1 302 208 руб. 81 коп., пени за нарушение сроков оплаты в размере 595 807 руб. 55 коп. за период с 19.08.2017 по 25.05.2021, а также пени за просрочку оплаты электрической энергии в размер 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за период с 26.05.2021 и по день фактической оплаты задолженности.
Не согласившись с решением суда от 01.06.2021, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт.
Администрация ссылается на то, что ТП 29-1 всегда находилось в собственности истца, ТП 29-10 является объектом абонента, а ТП 25-12 находится на балансе Учреждения. Податель жалобы указывает на отсутствие доказательств формирования расхода электроэнергии.
В отзыве Предприятие просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке в части (удовлетворения иска), обжалуемой Администрацией.
Как следует из материалов дела, между АО "Янтарьэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и Администрацией сложились фактические отношения по поставке электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие Администрации.
Поскольку поставленная электрическая энергия ответчиком в полном объёме не оплачена, истец обратился в суд с исковым заявлением о взыскании основного долга за поставленный ресурс и пени за нарушение сроков оплаты.
Суд удовлетворил исковые требования к Администрации в полном объеме и оставил без рассмотрения требование к Учреждению, в связи с признанием его несостоятельным (банкротом).
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ведомостям электропотребления потребление электроэнергии по договору от 02.10.2009 N 850/11 происходило объектами: ТП25-12, ТП29-1,ТП29-10.
Фактическое потребление электроэнергии по объектам ТП 25-12, ТП 29-10 подтверждаются в письме от 16.08.2019 N 6778, где Администрация указывает, что в настоящее время объекты электроснабжения, закрепленные на праве хозяйственного ведения в Предприятии, отсутствуют (приложение 1 к пояснениям истца от 15.02.2021). Согласно приложению к данному письму ТП 29-10 находится в казне МО "Гвардейский городской округ". Аналогичную информацию Администрация предоставила в ответ на запрос от 14.02.2020. Также Учреждение просило исключить данные объекты из договора энергоснабжения в письме от 23.07.2018, указав, что объекты находятся в собственности Администрации.
Данные объекты находились в собственности Администрации МО "Озерковское сельское поселение", исключенной 14.08.2020 из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо, учредителем которого являлась Администрация. Согласно выписке из реестра муниципального имущества от 19.02.2020 Администрация является собственником ТП 25-12, ТП 29-10 на основании решения совета депутатов от 19.12.2014, согласно которому в приложении 1 содержатся объекты, принятые из муниципальной собственности муниципального образования "Озерковское сельское поселение", в том числе ТП 29-10, ТП 25-15.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам. Так, имущество МО "Озерковское сельское поселение" передано в собственность МО "Гвардейский городской округ" согласно решению Совета депутатов от 19.12.2014, которое впоследствии и стало учредителем Предприятия, что подтверждается записью в ЕГРЮЛ от 20.03.2015. Однако документы о надлежащем оформлении и регистрации за Предприятием права хозяйственного ведения объектов ТП 25-12, ТП 29-10, находящихся в собственности Администрации, отсутствуют.
В 2020 году Администрация обратилась в АО "Янтарьэнерго" с заявлениями о переоформлении актов разграничения балансовой принадлежности ТП 29-10, ТП 25-12.
Наличие в 2021 году на ТП 29-1 таблички с указанием Общества не является доказательством того, что в исковой период данная ТП являлась собственностью Общества. Указанная ТП 29-1 включена в договор энергоснабжения от 02.10.2009 N 850/11 (далее - договор N 850/11), заключенный с Обществом с Предприятием, на основании заявки Предприятия от 27.08.2009. В пункте 13 перечня указан объект "жилые дома", п.Озерки, ул.Школьная и прибор учета N 3276793 такой же, как указан в представленных истцом ведомостях электропотребления. Из акта разграничения балансовой принадлежности от 18.07.2012 следует, что трансформаторы тока и приборы учета находятся на балансе Предприятия. При заключении прямых договоров на открытие лицевых счетов по индивидуальным жилым домам данный прибор учета, а также линии от ТП до жилых домов оставались на балансе Предприятия, в собственности Администрации.
Согласно пункту 24 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 324), границей балансовой принадлежности многоквартирных домов при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета является внешняя граница стены многоквартирного дома.
В связи с заключением прямых договоров с собственниками квартир, распложенных в жилых домах, объем электроэнергии, потребленный жилыми домами, исключался из объема электроэнергии, зафиксированного прибором учета, установленном в ТП 29-1 в качестве точки присоединения в договоре N 850/11. Поскольку до 2019 года в данных домах отсутствовали общедомовые приборы учета, объем потребления на общедомовые нужды определен истцом расчетным способом.
Вопреки доводам Администрации общий объем начислений по жилым домам по приборам учета абонентов представлен истцом в материалы дела.
Согласно пункту 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения) определение объемов электрической энергии, поставленной гарантирующим поставщиком в многоквартирный жилой дом, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", в том числе в предусмотренных настоящим разделом случаях применения расчетных способов определения объемов электрической энергии при недопуске гарантирующего поставщика к установке, замене, допуску к эксплуатации, проверке, проведению контрольного снятия показаний коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае отсутствия прибора учета, его неисправности, утраты, непригодности для осуществления расчетов, истечения интервалов между поверками, истечения сроков эксплуатации, непредставления показаний.
Согласно пункту 140 Основных положений определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании: отсутствия актуальных показаний или непригодности к расчетам приборов учета, измерительных комплексов - на основании расчетных способов, которые определяются замещающей информацией или иными расчетными способами, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3. Замещающей информацией являются показания расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - показания расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания имелись. До внесения изменений в Основные положения 30.04.2020 данное правило закреплено в пункте 166 Основных положений.
Таким образом, объем фактических потерь определяется разницей объемов, зафиксированных прибором учета на входе в сеть Администрации и приборами выхода из сети Администрации (приборы конечных потребителей).
Приказы об утверждении тарифов потребления электроэнергии в спорные периоды для потребителей-физических лиц, а также об утверждении тарифов для закупки электроэнергии для компенсации потерь являются общедоступными, устанавливаются Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (в частности, тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2017 год установлены Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 16.12.2016 N 13 8-01э/16, на 2018 год установлены Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 18.12.2017 N 110-01э/17).
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии только после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Для Администрации не установлен тариф на передачу электроэнергии.
Собственники жилых домов, распложенных по адресам: п.Озерки, ул.Школьная, д.4-6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, заключили с истцом прямые договоры на поставку электрической энергии. Ответчику предъявляется к оплате объем электроэнергии по прибору учета, установленному в ТП, за вычетом объемов, предъявленных гражданам по прямым договорам. Перерасчет производился в феврале 2017 года за период с марта 2016 года по январь 2017 года, с февраля 2017 года.
В приложении N 2 к договору утверждены точки поставки электроэнрегии. Точка поставки "Жилые дома" утверждена сторонами в пункте 13. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности прибор учета находился на балансе Предприятия в собственности.
В силу абзаца третьего пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики,
в установленном порядке также обязано оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Администрация в спорный период является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, поскольку не обладает статусом сетевой организации.
Расчеты за потребленную элетроэнергию указанными субабонентами производятся по приборам учета, установленным на каждом объекте, согласно заключенным договорам электроснабжения. Весь объем потребленной субабонентами электроэнергии исключается из объема, предъявляемого Предприятию, что подтверждается ведомостями электропотребления, приложенными к иску. Доводы Администрации о неисполнении ТП отклоняется, поскольку не освобождает от обязанности нести соответствующие расходы.
Трансформаторная подстанция 29-10 принадлежит МО "Гвардейский городской округ", поскольку Администрация неоднократно утверждает и поясняет, что фактическим потребителем электроэнергии является соответствующее муниципальное образование. В письмах от 12.09.2017, от 23.07.2018, которые направлены Обществу в спорный период, Учреждение подтверждает, что фактическое потребление осуществляет именно МО "Гвардейский городской округ".
Трансформаторная подстанция 25-12 принадлежит МО "Гвардейский городской округ", что подтверждается представленными в материалы дела документами. Прибор учета N 4806901 установлен в 2013 году, заменен на прибор учета N011509100070, который установлен в 2016 году.
Администрация 07.10.2020 представила в суд документы, подтверждающие, что объекты ТП 29-10 и 25-12 в спорный период времени находились в реестре муниципальной собственности. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности от 31.08.2010 субабонентами ТП 29-10 являются Алексеенко П.В. и Новикова Е.Н. Объем, потребленный данными субабонентами вычитался истцом из объема, потребленного ТП 29-10, что подтверждается ведомостью электропотребления по точке учета N 531113013 - население. Общий объем начислений по жилым домам представлен в приложении 3 к пояснениям истца от 21.09.2020 (пер.Школьный, д.7 - Новикова Е.Н., пер.Школьный, д.8 - Алексеенко П.В.). Общая сумма оплаты электроэнергии по ТП 29-10, с учетом корректировок, составила 1 104 876 руб. 75 коп. Согласно ведомостям электропотребления сумма задолженности за электроэнергию, потребленную ТП 25-12, составила 197 332 руб. 06 коп.
Вопреки позиции ответчика общий объем начислений по жилым домам представлен в материалы дела.
Артезианская скважина, которая потребляет электроэнергию и подключена к прибору учета, согласно приложению N 1 к договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от 01.08.2009, числится в перечне муниципального имущества, ранее закрепленного на праве хозяйственного ведения за Предприятием. Доказательства изъятия объекта из хозяйственного ведения Предприятия и передачи иным лицам Администрацией не представлено.
Согласно пояснениям истца в августе 2019 года МБОУ "Средняя школа поселка Озерки" обратилась к истцу с заявлением о включении в договор энергоснабжения N 1018/11 объекта "Школа", который ранее функционировал и по нему получены показания приборов. В августе 2019 года сделан перерасчет с указанием объемов потребления субабонентом "Школа". Справка по перерасчету за август 2019 года с указанием объемов потребления субабонентом "Школа", определенных расчетным способом, представлена в приложении N 9 к пояснениям истца от 17.12.2020. В справке указана цена за электрическую энергию, сбытовая надбавка, сумма за одноставочный тариф, тариф, дифференцированный по зонам суток, иные услуги.
С учетом начисленного и скорректированного объема электроэнергии сумма задолженности по объекту ТП 29-10 также подлежит оплате Администрацией как собственником электрохозяйства.
Советом директоров ОАО "Янтарьэнерго" 29.07.2011 принято решение N 2 о прекращении АО "Янтарьэнерго" деятельности по сбыту электрической энергии (энергоснабжению) на территории Калининградской области с 01.01.2012. Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.11.2011 N 115-01э/11 "О согласовании границ зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Янтарьэнергосбыт" согласованы границы зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Янтарьэнергосбыт" в границах зоны деятельности АО "Янтарьэнерго".
В соответствии с пунктом 128 Основных положений фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III настоящего документа.
Объем фактических потерь определяется разницей объемов, зафиксированных прибором учета на входе в сеть Администрации и приборами выхода из сети Администрации (приборы конечных потребителей). Исключение из объемов дополнительно "иных" потерь не доказано и не обосновано, Администрацией контррасчетов не представлено.
Таким образом, иск о взыскании задолженности подлежит удовлетворению.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором (пункт 1 статьи 329 ГК РФ)
Пунктом 1 статьи 330 ГК РЫ установлено, что исполнение неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
При просрочке оплаты исполнитель уплачивает гарантирующему поставщику штрафную неустойку в виде пени в размере и порядке, установленных действующим законодательством.
Истец начислил пени за период 19.08.2017 по 25.05.2021 на сумму 595 807 руб. 55 коп.
Абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетики" закреплено, что потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику или производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Расчет судом проверен, признан верным, соответствующим положениям действующего законодательства и обстоятельствам, ответчиками документально не опровергнут. Оснований для снижения размера неустойки по статье 333 ГК РФ судом не установлено с учетом непредставления доказательств явной несоразмерности подлежащей уплате неустойки последствиям нарушения обязательства.
Требование истца о взыскании неустойки по день фактического исполнения обязательства признаются правомерными, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Расчет неустойки проверен судом апелляционной инстанции, признан выполненным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции вынесен законный и обоснованный судебный акт, неправильного применения норм материального или нарушения процессуального права не допущено, в связи с чем решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.06.2021 по делу N А21-2635/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2635/2020
Истец: АО "ЯНТАРЬЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГВАРДЕЙСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ", МУП "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ПОС. ОЗЕРКИ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГВАРДЕЙСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ"