г. Челябинск |
|
20 октября 2021 г. |
Дело N А76-16612/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей Бабиной О.Е., Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального автономного учреждения "Челябинский центр искусств" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.08.2021 по делу N А76-16612/2020
муниципальное унитарное предприятие "Челябинские коммунальные тепловые сети" (далее - истец, МУП "ЧКТС") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к муниципальному автономному учреждению "Челябинский центр искусств" (далее - ответчик, МАУ "ЧЦИ", податель жалобы) о взыскании задолженности в размере 142 132 руб. 99 коп.; пени в размере 2 707 руб. 07 68 коп., рассчитанную по состоянию на 05.04.2020.
Определениями суда первой инстанции от 26.06.2020, от 20.07.2020, от 15.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Общество с ограниченной ответственностью "Дирекция единого заказчика Калининского района" ОГРН: 1057421590841, г. Челябинск, Чернышов Борис Георгиевич, г. Челябинск; Ходаев Павел Петрович, г. Челябинск; Жихарев Геннадий Николаевич, г. Челябинск; Пастухов Анатолий Александрович, г. Челябинск; Фокин Константин Владимирович, г. Челябинск; Никитин Эдуард Витальевич, г. Челябинск; Мишин Владимир Герасимович, г. Челябинск; Комитет по имуществу и земельным отношениям Челябинской области, ОГРН 1027402931500, г. Челябинск, г. Челябинск, Комитет финансов города Челябинска, ОГРН: 1097451014066, г. Челябинск; Администрацию города Челябинска, ОГРН: 1027402920225, г. Челябинск.
Истцом неоднократно изменялась сумма исковых требований, в суд от истца поступило ходатайство от 26.04.2021 об увеличении исковых требований до размера 145 140 руб. 86 коп., в том числе сумма долга 142 132 руб. 99 коп, неустойка за период с 12.11.2019 по 05.04.2020 в размере 3 007 руб. 87 коп. (л.д. 144-145 т. 2).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.08.2021 исковые требования удовлетворены с Муниципального автономного учреждения "Челябинский центр искусств", в пользу Муниципального унитарного предприятия "Челябинские коммунальные тепловые сети", взыскана задолженность за период с 01.03.2017 по 31.05.2017 и с 01.10.2017 по 31.10.2017 в размере 142 132 руб. 99 коп., неустойку за период с 12.11.2019 по 05.04.2020 в размере 3 007 руб. 87 коп.; в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 4 250 рублей 00 копеек.
МАУ "ЧЦИ" с вынесенным судебным актом не согласилось, обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что право оперативного управления на спорные помещения не возникло, поскольку не зарегистрировано в установленном законом порядке, что исключает возложение на МАУ "Челябинский центр искусств" бремени содержания помещений расположенных по адресам: г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 56 и ул. Молодогвардейцев, 62.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, нежилые помещения N 75б площадью 23,5 кв.м., б/н площадью 63,5 кв.м, N67 площадью 103,0 кв.м., 67а площадью 60,5 кв.м, 134 а площадью 134 а, 134 б площадью 102 кв.м, в доме N 56 и нежилые помещения N 67 б площадью 34,6 кв.м., 133 б площадью 32,8 кв.м. в доме N 62 по ул. Молодогвардейцев в городе Челябинске, (далее - спорные нежилые помещения), находятся в муниципальной собственности.
Между тем, в соответствии с приказом Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска от 27.03.2009 N 405, договором N 02-МАУ о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным автономным предприятием от 27.03.2009, заключенного между истцом и муниципальным автономным учреждением "Челябинский центр искусств", актом приема -передачи муниципального имущества их муниципальной казны города Челябинска на баланс муниципального автономного учреждения "Челябинский центр искусств" на основании приказа Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска от 27.03.2009 N 405, спорные нежилые помещения переданы ответчику на праве оперативного управления на основании договора о закреплении имущества на праве оперативного управления от 27.03.2009 N 02-МАУ.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Многоквартирные дома N N 56, 62 по ул.Молодогвардейцев г.Челябинске, в котором расположены спорные нежилые помещения, находятся в управлении ООО "Дирекция единого заказчика Калининского района" (далее - ООО "ДЕЗ Калининского района").
Деятельность по выработке тепловой энергии является регулируемой. Тарифы установлены становлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области: N 62/1 от 16.12.2016.
Истец, являясь теплоснабжающей организацией, в период с 01.03.2017 по 31.05.2017 и с 01.10.2017 по 31.10.2017 осуществлял теплоснабжение и горячее водоснабжение спорных нежилых помещений, что следует из актов приема -передачи тепловой энергии.
Для оплаты поставленного ресурса истцом ответчику выставлены счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры.
В связи с неоплатой ответчиком предоставленных в спорном периоде услуг отопления и горячего водоснабжения истец обратился к ответчику с претензией N 5634 от 20.11.2019, которая оставлена ответчиком без удовлетворения, и с настоящим иском в арбитражный суд.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворил исковые требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с абзацем 3 пункта 35 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Исходя из смысла статей 210, 296 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования пункта 3 6 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы на жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Отсутствие заключенного с ресурсоснабжающей организацией договора энергоснабжения не освобождает собственника недвижимого имущества от оплаты соответствующих коммунальных услуг, оказанных в отношении данного имущества.
Таким образом, у ответчика как лица, владеющего на праве оперативного управления нежилыми помещениями в силу закона (статья 296 ГК РФ), возникло обязательство по оплате коммунальных услуг, оказанных в отношении данных помещений.
Факт поставки коммунального ресурса в спорный период подтвержден имеющимися в деле документами. Доказательства обратного ответчиком не представлено.
Согласно расчету истца, задолженность ответчика составила 142 132 руб. 99 коп. за период с 01.03.2017 по 31.05.2017 и с 01.10.2017 по 31.10.2017. Ответчиком контррасчет не представлен.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы ответчика о том, что право оперативного управления на спорное имущество не возникло, поскольку не зарегистрировано в установленном порядке.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. Таким образом, в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники недвижимого имущества, так и законные владельцы нежилых помещений.
В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, обладающее правом оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается им с согласия собственника.
Как сказано выше, в соответствии с приказом Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска от 27.03.2009 N 405, договором N 02-МАУ о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным автономным предприятием от 27.03.2009, заключенного между истцом и муниципальным автономным учреждением "Челябинский центр искусств", актом приема -передачи муниципального имущества их муниципальной казны города Челябинска на баланс муниципального автономного учреждения "Челябинский центр искусств" на основании приказа Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска от 27.03.2009 N 405, спорные нежилые помещения переданы ответчику на праве оперативного управления на основании договора о закреплении имущества на праве оперативного управления от 27.03.2009 N 02-МАУ.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Согласно положению пунктов 2.4.2., 2.4.11 договора N 02-МАУ о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным автономным учреждением от 27.03.2009, обязанность по регистрации права оперативного управления и содержание переданного имущества лежит на МАУ "ЧЦИ" и не исполнена последним.
Доказательств передачи иным лицам нежилых помещений, по которым рассчитан долг в спорный период, в материалы дела не представлено. Отсутствие государственной регистрации права оперативного управления при указанных обстоятельствах не исключает бремя обязанностей ответчика, связанных с владением помещениями.
Нормы статьи 210 ГК РФ не связывают наличие обязанности по содержанию имущества с регистрацией права оперативного управления в ЕГРП.
Учитывая, что регистрация права оперативного управления носит заявительный характер, то тот факт, что ответчик не принял мер к регистрации данного права в установленном законом порядке, не может служить основанием для отказа в иске о взыскании платы за тепловую энергию; при этом никто не может переложить бремя содержания своего имущества, даже не оформленного в законном порядке, на третьих лиц.
С учетом изложенного доводы подателя жалобы оцениваются судом апелляционной инстанции критически.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на заявителя.
Руководствуясь статьей 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.08.2021 по делу N А76-16612/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального автономного учреждения "Челябинский центр искусств" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В.Лукьянова |
Судьи |
О.Е.Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-16612/2020
Истец: МУП "ЧЕЛЯБИНСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: Муниципальное автономное учреждение "Челябинский центр Искусств"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ Г. ЧЕЛЯБИНСКА, Жихарев Геннадий Николаевич, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Комитет финансов г.Челябинска, Мишин Владимир Герасимович, Никитин Эдуард Витальевич, ООО "ДЕЗ Калининского района", Пастухов Анатолий Александрович, Фокин Константин Владимирович, Ходаев Павел Петрович, Чернышов Борис Георгиевич