г. Ессентуки |
|
20 октября 2021 г. |
Дело N А63-14914/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Марченко О.В. и Белова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Улубаева В.Р. на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.06.2021 по делу N А63-14914/2019, в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Кианкизское" (правопредшественник ООО "Зернопродукт Агро", далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к главе КФХ Улубаеву В.Р. (далее - глава КФХ), в котором просило изменить границы земельного участка с кадастровым номером 26:17:000000:2225 в виде исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений в части описания местоположения земельного участка о следующих характерных точках границы земельного участка: 1 (X429617,74 - Y1347660,2), 2 (X 428624,54 - Y1349645,93), 3 (X428774,3 - Y1349169,9), 4 (X 428774,71 - Y1349169,09), 5 (X 429538,07 -Y1347640,85) (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Ставропольского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", кадастровый инженер Байков А.В., Маляров И.П., администрация Андроповского муниципального района Ставропольского края, публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы".
Решением от 07.06.2021 исключены из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах границ земельного участка с кадастровым номером 26:17:000000:2225: 1: X-429617,74, Y-1347660,2; 2: X-428624,54, Y-1349645,93; 3: X-428774,3, Y-1349169,9; 4: X-428774,71, Y-1349169,09; 5: X-429538,07, Y-1347640,85; распределены судебные расходы.
В апелляционной жалобе глава КФХ просит отменить принятый судебный акт. Податель жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, в частности, суд не оценил довод ответчика о несоблюдении истцом установленного законом порядка установления и согласования границ земельного участка с кадастровым номером 26:17:000000:29. Истцом не представлены доказательства обращения кадастрового инженера к собственнику земельного участка с кадастровым номером 26:17:000000:2225 с целью согласования смежных границ. Заключение специалиста от 04.07.2019 не может принято судом в качестве относимого и допустимого доказательства, которым установлены характерные точки границ земельного участка истца с кадастровым номером 26:17:000000:29. При отсутствии надлежащих доказательств, устанавливающих границы участка истца, доводы общества о наличии пересечений несостоятельны.
В отзыве истец просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю поступило ходатайство о проведении разбирательства по жалобе в отсутствие представителей, которое апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель главы КФХ, чье ходатайство о проведении судебного заседания в режиме веб-конференции (онлайн-заседание) с использованием ресурса "Картотека арбитражных дел", судом было одобрено, не смог подключиться к судебному заседанию, при этом судом установлено, что средства связи суда воспроизводят видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, представителю стороны обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не была реализована по причинам, находящимся в сфере его контроля.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением главы Андроповской районной государственной администрации от 17.07.2002 N 156 крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Русь-1" предоставлены земельные участки общей площадью 850,9 га, в том числе 501 га пашни, 325,3 га пастбищ и 24,6 га прочих земель, в аренду сроком на 49 лет из земель фонда перераспределения района, для сельхозпроизводства (пункт 1).
Постановлением от 28.03.2003 N 35 в пункт 1 постановления 17.07.2002 N 156 внесены изменения: площадь предоставленных крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Русь-1" уменьшена до 823,2 га, в том числе пашни - 564,8 га, пастбищ - 254,8 га и прочих земель (овраги) - 3,6 га.
Земельный участок площадью 850,9 га поставлен на кадастровый учет 15.03.2003 с присвоением кадастрового номера 26:17:000000:29.
По сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 26:17:000000:29 имеет площадь 8 232 000 кв.м, сведения о нем имеют статус "актуальные, ранее учтенные", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ставропольский край, Андроповский район, СПК Водораздельный, границы не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (сведения о координатах границ в ЕГРН отсутствуют).
Данный земельный участок представляет собой единое землепользование и состоит из обособленных участков: 26:17:030801:1 (площадью 2011000 кв.м), 26:17:030801:2 (2191000 кв.м), 26:17:030801:3 (739000 кв.м), 26:17:030801:4 (62000 кв.м), 26:17:030801:5 (88000 кв.м), 26:17:030502:1 (557000 кв.м), 26:17:030502:2 (228000 кв.м), 26:17:030502:3 (302000 кв.м), 26:17:030502:4 (289000 кв.м), 26:17:030502:5 (203000 кв.м), 26:17:030502:6 (1059000 кв.м), 26:17:030502:7 (413000 кв.м), 26:17:030502:8 (74000 кв.м), 26:17:030502:9 (16000 кв.м).
Обособленные участки площадью 2011000 кв.м (26:17:030801:1), 2191000 кв.м (26:17:030801:2), 739000 кв.м (26:17:030801:3), 62000 кв.м (26:17:030801:4) и 88000 кв.м (26:17:030801:5) внесены в Государственный кадастр недвижимости как ранее учтенные на основании Перечня ранее учтенных земельных участков кадастрового квартала 26:17:030801 от 12.10.2002.
Андроповская районная государственная администрация и крестьянское (фермерское) хозяйство "Русь-1" в лице главы Малярова И.П. 02.04.2003 заключили договор аренды N 3 земельного участка с кадастровым номером 26:17:000000:0029, находящегося по адресу (имеющий адресные ориентиры): Ставропольский край, Андроповский район, фонд перераспределения района, для использования в целях сельхозпроизводства, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся ее неотъемлемой частью, общей площадью 823,2 га, сроком с 17.07.2002 по 16.07.2051.
Договор аренды зарегистрирован 26.08.2003.
В 2004 году на земельный участок с кадастровым номером 26:17:000000:29 зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Ставропольского края.
По договору уступки прав от 26.11.2015 глава КФХ Маляров И.П. передал ООО "Зернопродукт Агро" все права и обязанности по договору аренды от 02.04.2003 N 3.
Договор уступки прав от 26.11.2015 зарегистрирован 10.02.2016.
23 марта 2020 года между ООО "Зернопродукт Агро" и ООО "Кианкизское" заключено соглашение (договор), по которому последнему переданы права и обязанности по договору аренды от 02.04.2003 N 3 земельного участка с кадастровым номером 26:17:000000:29.
Соглашение зарегистрировано в ЕГРН 10.06.2020.
В ходе проведения кадастровых работ согласно заключению специалиста N 26-07/19 от 04.07.2019 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 26:17:000000:2225, принадлежащий ответчику, отмежеван с нарушением требований к образуемым и измененным земельным участкам, установленных частью 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), что привело к вклиниванию и чересполосице - участок размещается по диагонали через участки 26:17:030801:1 и 26:17:030801:2, входящие в состав земельного участка с кадастровым номером 26:17:000000:29.
При межевании и постановки на кадастровый учет земельного участка ответчика не были учтены сведения, содержащиеся в кадастровом плане территории кадастрового квартала 26:17:030801 от 08.02.2018 N 26/ИСХ/18-87985 о наличии в границах указанного квартала обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 26:17:030801:1, 26:17:030801:2, 26:17:030801:3, 26:17:030801:4, 26:17:030801:5, входящих в единое землепользование с кадастровым номером 26:17:000000:29. Земельный участок с кадастровым номером 26:17:000000:2225 не может размещаться в кадастровом квартале 26:17:030801, так как необходимое количество свободной площади в размере 15,6 га в данном квартале отсутствует. При межевании данного участка его границы были установлены без закрепления точек на местности, что следует из разделов 3.1 и 3.2 "Описание местоположения земельного участка" выписки из ЕГРН об объекте недвижимости от 25.07.2019. При уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 26:17:000000:2225 согласование с арендатором земельного участка с кадастровым номером 26:17:000000:29 - ООО "Зернопродукт Агро" - не проводилось, в результате чего земельный участок с кадастровым номером 26:17:000000:2225 оказался отмежеван в границах земельного участка с кадастровым номером 26:17:000000:29.
Названные обстоятельства послужили основанием обращения общества в арбитражный суд.
При разрешении спора суд руководствовался следующим.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленного настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно части 4 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания.
Пунктом 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, 12.09.2018 земельный участок площадью 156000 кв.м поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный под кадастровым номером 26:17:000000:2225 на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 07.09.2018 N 26-0-1-156/3001/2018-345, постановлений главы администрации Андроповского района от 22.08.1994 N 464, от 03.09.2018 N 311.
Государственная регистрация права собственности Улубаева В.Р. на земельный участок с кадастровым номером 26:17:000000:2225 проведена 27.09.2018 (запись регистрации N 26:17:000000:2225-26/015/2018-1 от 27.09.2018).
26 марта 2019 года Улубаев В.Р. обратился с заявлением об осуществлении учета изменений в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, в связи с чем в сведения о земельном участке внесены оспариваемые характеристики (характерные точки границ).
Суд установил, что постановка границ земельного участка с кадастровым номером 26:17:000000:2225 на кадастровый учет как ранее учтенного осуществлена на основании постановления от 22.08.1994 N 464 о предоставлении земельного участка в собственность. Однако данный документ чертежа границ или плана (выкопировки с плана) землепользования с указанием на нем границ предоставляемых земель данное постановление не содержало.
Вместе с тем, ни свидетельство о праве собственности на землю, ни государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками представлены не были.
Регистратор суду также сообщил, землеустроительная документация в отношении земельного участка площадью 15,6 га в Государственном фонде данных отсутствует.
Доказательств существования на местности границ земельного участка ответчика в спорных координатах более 15 лет материалы дела также не содержат.
Описание местоположения границ спорного земельного участка внесено на основании межевого плана 13.03.2019, подготовленного кадастровым инженером Байковым А.В. по заказу главы КФХ. В заключении кадастрового инженера указано, что межевой план подготовлен в связи с договором на выполнение кадастровых работ от 15.12.2018 N 15.
При этом документы, на основании которых составлялся межевой план ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции представлены не были.
Суд первой инстанции с учетом представленных доказательств установил расположение земельного участка с кадастровым номером 26:17:000000:29, в том числе, в границах квартала 26:17:030801 с нанесением границы кадастрового квартала 26:17:030801 и земельных участков 26:17:000000:29 и 26:17:000000:2225.
С учетом выводов экспертного заключения судом установлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 26:17:000000:2225, площадью 15,6 га, с границами земельного участка с кадастровым номером 26:17:000000:29 (обособленные участки 26:17:030801:1, 26:17:030801:2), в кадастровом квартале 26:17:030801. При этом земельный участок с кадастровым номером 26:17:000000:2225 не может размещаться в кадастровом квартале 26:17:030801 в связи с отсутствием необходимого количества свободной площади.
Суд указал, что из перечня ранее учтенных земельных участков кадастрового квартала 26:17:030801 земельный участок площадью 15,6 га отсутствует. В иных кадастровых кварталах также не вносились сведения о ранее учтенном земельном участке, соответствующем характеристикам участка ответчика.
Установив, что право собственности ответчика на спорный земельный участок возникло не с момента издания постановления от 22.08.1994 N 464, а было впервые зарегистрировано лишь 27.09.2018, суд обоснованно заключил, что уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 26:17:000000:2225 согласно координатам, указанным в межевом плане 13.03.2019, не соответствует требованиям закона, а, местоположение земельного участка в установленных данным межевым планом координат, ничем не подтверждено.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества.
Доводы подателя жалобы о несоблюдении истцом установленного законом порядка установления и согласования границ земельного участка с кадастровым номером 26:17:000000:29 несостоятельны, поскольку процедура согласования местоположения границ земельного участка установлена в целях определения фактических границ земельного участка и выявления наличия либо отсутствия спора о праве владельцев смежных земельных участков и не ведет к возможному урегулированию разногласий в досудебном порядке в отличие от существа претензионного и иного досудебного порядка урегулирования спора.
Заявленные истцом требования находятся в рамках такого способа защиты, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения (статья 60 Земельного кодекса).
Доводы жалобы относительно заключения специалиста от 04.07.2019, которое не может быть принято судом в качестве относимого и допустимого доказательства, не принимается во внимание в силу следующего.
Заключение специалиста от 04.07.2019 оценено судом первой инстанции как иное доказательство по делу в совокупности с иными доказательствами, что не противоречит процессуальному законодательству. Оснований не принимать его в качестве доказательства, представленного ответчиком в опровержение доводов ответчика, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.06.2021 по делу N А63-14914/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-14914/2019
Истец: ООО "Зернопродукт Агро"
Ответчик: Улубаев Висэль Рахимедович
Третье лицо: Кадастровый инженер Байков Александр Владимирович, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, Управление Росреестр по Ставропольскому краю, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ