г. Москва |
|
20 октября 2021 г. |
Дело N А41-17942/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Виткаловой Е.Н., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ИП Нефедовой Е.А.: Куликова А.А., представитель по доверенности от 29.01.2021;
от Администрации городского округа Чехов: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления земельно-имущественного комплекса администрации городского округа Чехов: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Чехов на решение Арбитражного суда Московской области от 06.07.2021 года по делу N А41-17942/21, принятое по заявлению ИП Нефедовой Е.А. к Администрации городского округа Чехов, Управлению земельно-имущественного комплекса администрации городского округа Чехов, третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
ИП Нефедова Е.А. обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Чехов, Управление земельно-имущественного комплекса администрации городского округа Чехов о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов" от 11.12.2020 N Р001-5712905313-40674317; об обязании управления предоставить в собственность Нефедовой Елене Анатольевне за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 50:31.0040115:129, общей площадью 191 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.07.2021 года по делу N А41-17942/21 требования ИП Нефедовой Е.А. удовлетворены (с учетом определения от 08.10.2021).
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация городского округа Чехов обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель ИП Нефедовой Е.А. поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители соответчиков и третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя истца, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Нефедова Е.А. является собственником нежилого здания - магазина с кадастровым номером 50:31:0040115:147 площадью 106 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:31.0040115:129, площадью 191 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины.
Земельный участок с кадастровым номером 50:31.0040115:129 предоставлен в аренду предпринимателю по договору аренды от 09.12.2019 N 2849 сроком до 08.12.2024.
Согласно выписке из ЕГРН от 20.05.2021 право аренды предпринимателя на земельный участок с кадастровым номером 50:31.0040115:129 зарегистрировано в установленном законом порядке.
Предприниматель, как собственник объекта недвижимости, обратился в администрацию с заявлением от 02.07.2020 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:31.0040115:129 в собственность за плату без проведения торгов.
Решением от 11.12.2020 N Р001-5712905313-40674317 на бланке администрации, подписанным заместителем начальника Управления-начальником отдела имущества Управления земельном-имущественного комплекса Администрации Чеховского городского округа Чехов, отказала в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов" поскольку магазин с кадастровым номером 50:31:0040115:147 не отвечает признакам объекта капитального строительства.
Считая указанный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы предпринимателя в сфере в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 5 статьи 39.20 Земельного кодекса для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно данной статье, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в т.ч. если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Как подтверждается материалами дела, в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:31.0040115:129 в собственность администрация указала, что магазин с кадастровым номером 50:31:0040115:147 не отвечает признакам объекта капитального строительства.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
При этом, признаки недвижимости являются правовыми, установление которых является необходимым для суда, рассматривающего такой иск, на основании самостоятельной оценки всех доказательств по делу.
Судом первой инстанции установлено, что право собственности заявителя на торговый павильон площадью 106 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Комсомольская, д. 9, зарегистрировано на основании вступившего в законную силу решения Чеховского городского суда Московской области от 18.11.2013 по делу N 2-4333/13.
Указанным судебным актом, что торговый павильон представляет собой одноэтажное здание на бетонном фундаменте, стены пенобетонные, облицованные ПВХ-панелями, перегородки кирпичные, крыша скатная крытая металлочерепицей. Согласно заключению специалиста N 62-ф/09, подготовленному ООО "Оценка плюс" возведенная постройка не нарушает права и законные интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровья граждан. Нарушений строительных, санитарных и противопожарных правил не имеется. Конструктивные решения строения исключают возможность разрушений или повреждений конструкций, приводящих к необходимости прекращения эксплуатации. Таким образом, судом общею юрисдикции торговый павильон признан объектом недвижимого имущества.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Кроме того, спорный земельный участок формирован под размещение торгового павильона. Постановлением Администрации Люберецкого муниципального района Московской области от 16.09.2009 N 638/14-4 утверждена схема расположения земельного участка, а также сроком на 5 лет в аренду предоставлен земельный участок площадью 0,0191 га, в том числе площадь земельного участка под объектом застройки 0,0089, расположенный по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Комсомольская.
Также выпиской из ЕГРН от 23.03.2020 подтверждается, что ИП Нефедова Е.А является собственником здания с кадастровым номером 50:31:0040115:147.
Зарегистрированное право собственности заявителя на данное сооружение в установленном порядке не оспорено (пункт 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Таким образом, заявитель имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 50:31.0040115:129.
Доказательств несоответствия вида разрешенного использования испрашиваемого заявителем земельного участка целям использования здания, администрация в материалы дела не представила.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку администрацией не представлены доказательства наличия достаточных правовых оснований для отказа в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:31.0040115:129, суд первой инстанции правомерно удовлтворил заявленные требования.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, указанному заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
В силу пунктов 3.1.2, 3.1.3 Положения об Управлении земельно-имущественного комплекса администрации городского округа Чехов, утвержденного решением Совета депутатов Чеховского муниципального района Московской области от 25.02.2017 N 56/52017, Управление земельно-имущественного комплекса администрации городского округа Чехов распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключение случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, предоставляет земельные участки в собственность
В качестве способа восстановления нарушенного права суд первой инстанции обоснованно обязал управление направить в адрес Нефедовой Е.А. договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:31.0040115:129.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06.07.2021 года по делу N А41-17942/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-17942/2021
Истец: ИП Нефедова Елена Анатольевна, РОСРЕЕСТР
Ответчик: Администрация городского округа Чехов
Третье лицо: Министерство имущественныхотношений МО, Управление земельно-имущественногокомплекса Администрации городскогоокруга Чехов, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ