г. Томск |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А67-5121/2021 |
Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 (07АП-8933/2021) на решение от 26.08.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-5121/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Идрисова С.З.) по заявлению государственного учреждения - центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 (634050, Томская область, г. Томск, ул. Гагарина, д.27, ИНН 7017042210, ОГРН 1027000859819) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Союзбетон" (634015, Томская область, г. Томск, ул. Вилюйская, д.52А, стр.8, ИНН 7017311624, ОГРН 1127017020899) штрафных санкций в размере 6 000 руб. за непредставление в установленный законом срок сведений о застрахованных лицах для персонифицированного учета за август, октябрь 2020 г. по типу "доп".,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Сибирский Строитель" (далее - ООО "Сибирский Строитель", общество) штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за август 2020 года в размере 500 руб., за октябрь 2020 года в размере 5 500 руб. по типу "доп".
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 26.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Судом не применено положение абзаца 4 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н).
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ от общества не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 03.09.2020 обществом представлены в контрольный орган сведения по форме СЗВ-М ("исх.") за август 2020 года в отношении 14 застрахованных лиц.
Выявив ошибку в ранее представленных сведениях, ответчик 08.12.2020 представил в контрольный орган сведения по форме СЗВ-М ("доп.") за август 2020 года в отношении 1 застрахованного лица, ранее не указанных в представленных сведениях.
В результате проведенной в отношении общества проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицировано) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ по представленным 08.12.2020 дополняющим сведениям (СЗВ-М), Пенсионным фондом установлено несвоевременное представление сведений об 1 застрахованном лице по форме СЗВ-М за август 2020 года, поскольку он не отражен в первоначальных сведениях за указанный период.
По результатам проведенной проверки специалистом-экспертом Пенсионного фонда составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.12.2020 N 080S18200010879.
По результатам рассмотрения акта заместителем начальника Пенсионного фонда 09.02.2021 вынесено решение N 080S19210002557 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 руб.
Обществу направлено требование от 15.03.2021 N 080S01210002587 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения.
16.11.2020 общество представило в контрольный орган сведения по форме СЗВ-М ("исх.") за октябрь 2020 года в отношении 9 застрахованных лиц.
Выявив ошибку в ранее представленных сведениях, общество 08.12.2020 представило в контрольный орган сведения по форме СЗВ-М ("доп.") за октябрь 2020 года в отношении 11 застрахованных лиц, ранее не указанных в представленных сведениях.
В результате проведенной проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицировано) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ по представленным 08.12.2020 дополняющим сведениям (СЗВ-М), Пенсионным фондом установлено несвоевременное представление ответчиком сведений об 11 застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года, поскольку они не отражены в первоначальных сведениях за указанный период.
По результатам проведенной проверки специалистом-экспертом контрольного органа составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 21.12.2020 N 080S18200010881.
По результатам рассмотрения акта заместителем начальника Пенсионного фонда 09.02.2021 вынесено решение N 080S19210002558 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 5 500 руб.
Обществу направлено требование от 15.03.2021 N 080S01210002588 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения.
Взыскание штрафа в размере 6 000 руб., не уплаченных обществом в добровольном порядке, является предметом требований по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что общество самостоятельно выявило неполноту в направленных сведениях и направило дополнительно недостающие сведения за август, октябрь 2020 года на 12 лиц, у контрольного органа отсутствовали основания для привлечения его к ответственности.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 40 Инструкции N 211н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Федеральный закон N 27-ФЗ и Инструкция не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в Пенсионный фонд, а также срок предоставления дополняющих форм отчетности.
По смыслу действующего законодательства, первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии заявителем самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, не могут расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в полном объеме или позже установленного срока.
В ранее действовавшем письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" также было разъяснено, что, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Из материалов дела следует, что в исходной форме СЗВ-М за август 2020 года, направленной обществом в Пенсионный фонд 03.09.2020, то есть в установленный законом срок, указано 14 застрахованных лица. 08.12.2020 в связи с обнаруженной ошибкой в ранее представленных сведениях общество представило в контрольный орган сведения по форме СЗВ-М по типу "доп" за август 2020 года на 1 застрахованное лицо. Из материалов дела следует, что в исходной форме СЗВ-М за октябрь 2020 года, направленной обществом в контрольный орган 16.11.2020, то есть в установленный законом срок, указано 9 застрахованных лиц. 08.12.2020 в связи с обнаруженной ошибкой в ранее представленных сведениях общество представило в контрольный орган сведения по форме СЗВ-М по типу "доп" за октябрь 2020 года на 11 застрахованных лиц.
Пенсионным фондом не представлено в материалы дела доказательств того, что по факту представления сведений по форме СЗВ-М по типу "исх." за август 2020 года и по факту предоставления сведений по форме СЗВ-М по типу "исх." за октябрь 2020 года он направлял обществу уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, и что оно не исполнено им в установленный срок.
Федеральным законом N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Ошибки в первоначально поданных в срок сведениях обнаружены и устранены обществом самостоятельно, до обнаружения соответствующего нарушения Пенсионным фондом и составления актов.
Как указано в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, страхователь реализует свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Ошибки в части неуказания в представленных сведениях застрахованных лиц выявлены, исправлены и дополняющая форма представлена страхователем самостоятельно.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Из анализа действующего законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Положение абзаца 4 пункта 40 Инструкции N 211н, на которое ссылается Пенсионный фонд, подлежит применению с одновременным учетом предусмотренного Федеральным законом N 27-ФЗ права страхователя на исправление и дополнение сведений; цели законодателя побуждать страхователя к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанным подзаконным актом предлагается дифференцировать подход к привлечению страхователей к ответственности в зависимости от характера допущенного нарушения, а именно от того, допущена ли страхователем неполнота и (или) недостоверность сведений о застрахованных лицах (ответственность не применяется, если ошибки устранены до истечения срока, указанного в уведомлении органа пенсионного фонда), либо нарушение состоялось в форме непредставления сведений об отдельных застрахованных лицах (ответственность применяется в любом случае) правомерно непринята судом первой инстанции.
Принятие и введение в действие данного подзаконного акта не может быть направлено на преодоление законодательных положений, регулирующих вопросы привлечения к ответственности, и наделяющих страхователя правами на уточнение и дополнение ранее представленных сведений о застрахованных лицах.
Иной подход, по сути, лишает страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лиц.
Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, в статьи 15 и 17 Федерального закона N 27-ФЗ законодателем какие-либо изменения не вносились, следовательно, с принятием новой Инструкции N 211н не могут быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свое практикообразующее значение.
В связи с отсутствием оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, требования Пенсионного фонда о взыскании с общества штрафных санкций в размере 6 000 руб. удовлетворению не подлежат.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.08.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-5121/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N 1 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд
Судья |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5121/2021
Истец: ГУ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ N 1
Ответчик: ООО "СОЮЗБЕТОН"