г. Киров |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А28-2347/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Винокуровой Е.М., действующей на основании доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 05.08.2021 по делу N А28-2347/2021
по иску министерства лесного хозяйства Кировской области
(ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963)
к публичному акционерному обществу "Газпром"
(ИНН: 7736050003, ОГРН: 1027700070518),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Газпроминвест" (ИНН: 7810483334, ОГРН: 1077847507759), закрытое акционерное общество "Газпром инвест Юг" (ИНН: 7728260399, ОГРН: 1037700043567), Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) (ИНН: 7705598840, ОГРН: 1047796366298),
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство, истец, заявитель) обратилось с иском в Арбитражный суд Кировской области к публичному акционерному обществу "Газпром" (далее - Общество, ответчик) о взыскании 6103,08 рублей задолженности, составляющей стоимость недополученной арендной платы на основании договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 05.09.2016 N 37.191-2016 (далее - договор аренды).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпроминвест", закрытое акционерное общество "Газпром инвест Юг", Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 05.08.2021 в удовлетворении требований отказано.
Министерство с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области от 05.08.2021 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению заявителя, при проверке правильности исчисления арендной платы по договору аренды был неверно применен коэффициент, установленный пунктом 8 примечаний к таблицам 14-16, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Вместе с тем, строительство линейного объекта не подпадает под действие указанного пункта.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 10.09.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 11.09.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
ЗАО "Газпром инвест Юг" в отзыве на апелляционную жалобу доводы Министерства отклонило, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержала ранее изложенную письменную позицию по делу.
Остальные участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается при состоявшейся явке.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.09.2016 на основании распоряжения Министерства от 02.09.2016 N 377 "О предоставлении лесных участков в аренду" между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды, по условиям которого арендодатель обязуется передать, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности и определенные в пункте 2 договора.
Лесные участки общей площадью 36,055 га передаются арендатору в целях строительства линейного объекта: газопровода-отвода и ГРС в г. Слободском (пункт 2 договора).
Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы. Арендатор вносит арендную плату в порядке, предусмотренном приложением N 4 к договору (пункты 6, 8 договора).
Срок действия договора устанавливается с даты его государственной регистрации и составляет 3 года (пункт 23 договора).
Дополнительным соглашением от 17.08.2018 N 1 стороны внесли изменения в пункт 6 к договору, согласно которым размер арендной платы на 2018 год составил 87801 рублей в год, размер арендной платы на 2019 год составил 105697,62 рублей в год. Согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению расчет размера арендной платы произведен, в том числе, с учётом понижающего коэффициента 0,1.
Оплата арендной платы на 2018-2019 годы была произведена ответчиком согласно внесенным в договор аренды изменениям.
На основании приказа Рослесхоза от 02.07.2020 N 614 в период с 06 по 24 июля 2020 года проведена проверка исполнения Министерством переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств субвенций из федерального бюджета (проверяемый период 2018-2019 годы, 1-е полугодие 2020 года).
В ходе проверки правильности исчисления арендной платы по договорам аренды лесных участков Рослесхоз установил неполучение денежных средств в федеральный бюджет, в том числе, по договору аренды на сумму 6103,08 рублей (применение коэффициента 0,5 в отношении противопожарного разрыва и ЛЭП).
По результатам проверки составлено предписание N 9/2020, согласно пункту 9 которого Министерству предписано произвести перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков в связи с неверным применением понижающих коэффициентов в отношении ЛЭП, противопожарных разрывов, нефтепроводов, газопроводов, водопроводов.
Во исполнение устранения выявленных нарушений Министерство произвело перерасчёт арендной платы по договору аренды, по результатам которого доначислило Обществу арендную плату на 2018-2019 годы на сумму 6103,08 рублей.
В связи с чем 29.01.2021 Министерство направило Обществу требование о добровольной уплате сумм арендной платы, исчисленных по акту проверки Рослесхоза, неисполнение которого послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Кировской области с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Как следует из части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным кодексом
В статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование лесов является арендная плата.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Содержащаяся в частях 2 и 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации норма о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет).
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов установлены в таблице 16 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Таблица 16).
В рассматриваемом случае Рослесхоз по итогам проверки заключил, что на лесных участках, переданных в аренду Обществу, имеется противопожарный разрыв и ЛЭП.
О наличии на территории лесных участков, переданных в аренду Обществу, газопровода и ЛЭП, свидетельствует также и приложение N 2 к договору аренды (сведения о характеристиках лесных участков на 05.09.2016).
Более того, согласно распоряжению Общества от 29.12.2017 N 601 на территории арендуемых лесных участков построен объект "газопровод-отвод и ГРС в г. Слободском".
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения).
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие на арендуемых лесных участках линейных объектов, а именно ЛЭП и газопроводов.
Согласно примечанию N 9 к Таблице 16 к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линейных объектов применяется поправочный коэффициент 0,1.
Учитывая изложенное, в дополнительном соглашении от 17.08.2018 N 1 при расчете арендной платы на 2018 и 2019 годы применен корректный поправочный (понижающий) коэффициент.
Оснований для применения иного поправочного (понижающего) коэффициента не имеется. Как следует из буквального толкования примечания N 8 к Таблице 16, коэффициент 0,5 применяется при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, занятых просеками, дорогами, болотами, каменистыми россыпями. В данном случае ни Министерство, ни Рослесхоз в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили доказательств нахождения на арендуемых лесных участках описанных объектов.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 05.08.2021 по делу N А28-2347/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-2347/2021
Истец: Министерство лесного хозяйства Кировской области
Ответчик: ООО "Газпром"
Третье лицо: ЗАО "Газпром инвест Юг", ООО "Газпром инвест", Федеральное агенство лесного хозяйства (Рослесхоз)