г. Пермь |
|
20 октября 2021 г. |
Дело N А60-31472/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Борзенковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "СвердловскСпецТяжТранс",
на определение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 августа 2021 года
о прекращении производства по делу
по делу N А60-31472/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СвердловскСпецТяжТранс" (ИНН 6658466560, ОГРН 1156658001390)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016, ОГРН 1116659010291)
о признании недействительным дополнения к акту проверки от 19.05.2021 N 15-09,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СвердловскСпецТяжТранс" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным дополнения к акту проверки от 19.05.2021 N 15-09.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 31 августа 2021 года производство по заявлению общества прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить, направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. По мнению апеллянта, судом не дана оценка тому, что на основании требования о предоставлении документов N 5131 от 26.03.2021 ООО "СвердловскСпецТяжТранс" были запрошены сведения подлежащие отчетности за период 01.01.2016 по 31.12.20218. В рамках выездной налоговой проверки N 15-09 от 30.12.2019 Межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области, запрашиваемые документы были предоставлены в полном объеме. Считает, требования предоставить сведения подлежащие отчетности за период 01.01.2016 по 31.12.20218 нельзя признать законными по истечению срока отчетного периода, на основании чего определение подлежит безусловной отмене.
Налоговым органом в материалы дела представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому Инспекция возражает против доводов апеллянта, находя их несостоятельными.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, при этом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ налоговый орган письменно уведомил суд о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272 АПК РФ.
Из материалов дела следует, Инспекцией в отношении ООО "СвердловскСпецТяжТранс" проведена выездная налоговая проверка за период с 30.12.2019 по 24.07.2020, по результатам которой составлено дополнение к акту от 21.09.2020 N 15-09.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, инспекцией в соответствии с п. 6 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 26.03.2021 N 15-09. По результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией составлено дополнение к акту налоговой проверки от 19.05.2021 N 15-09.
Полагая, что дополнение к акту налоговой проверки от 19.05.2021 N 15- 09 является незаконным, нарушает его права и законные интересы, ООО "СвердловскСпецТяжТранс" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Прекращая производство по заявлению общества, суд первой инстанции исходил из того, что дополнение к акту выездной налоговой проверки не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в арбитражном суде.
Вывод суда является правильным, соответствует нормам материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах
Согласно части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникшие из административных и иных правоотношений экономические споры, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2 части 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов: камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки.
Согласно пункту 1 статьи 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 5 статьи 100).
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (пункт 6 статьи 100).
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно пункту 7 статьи 101 по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В силу пункта 9 статьи 101 названные решения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
В случае подачи налогоплательщиком апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 настоящего Кодекса, то есть лишь в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, а в необжалованной части - со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Таким образом, НК РФ предусмотрена определенная процедура проведения выездной налоговой проверки, принятия и обжалования решения по ее результатам. Правовые последствия для налогоплательщика порождает только вступившее в силу решение инспекции о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности.
Акт выездной налоговой проверки является лишь одним из этапов производства по делу о налоговом правонарушении, мнением проверяющих о правах и обязанностях налогоплательщика, но сам по себе не порождает изменений в их правах и обязанностях по уплате налогов, сборов, страховых взносов.
Вместе с тем дополнение к акту налоговой проверки от 19.05.2021 N 15-09 фиксирует только сведения о результатах проверки и выявленных в ее ходе нарушениях, не возлагает обязанностей и не содержит обязательных для исполнения предписаний, следовательно, не может нарушать права и законные интересы ООО "СвердловскСпецТяжТранс", в связи с чем не является актом ненормативного характера.
Таким образом, оспариваемый документ не является тем актом государственного органа, который порождает права и обязанности для сторон, он не нарушает права и законные интересы ООО "СвердловскСпецТяжТранс", в связи с чем он не может быть обжалован в судебном порядке в соответствии со ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель ошибочно полагает, что в статье 138 НК РФ, предусматривающей обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, речь идет об актах налоговых проверок и дополнениях к ним, составляемых на основании статьи 100 НК РФ.
Как указывалось ранее в пункте 48 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при толковании статей 137-138 НК РФ следует принимать во внимание, что понятие "акт" использовано в них в ином значении, чем в статьях 100, 101.1 (пункт 1) НК РФ.
Впоследствии Конституционным Судом РФ в определении от 27.05.2010 N 766-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 138 НК РФ, пунктом 2 статьи 29 и пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ даны похожие разъяснения: акт выездной налоговой проверки предназначен для оформления результатов такой проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщиков. По итогам рассмотрения данного акта налоговым органом принимается решение, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или в суд. В ходе такого обжалования, среди прочего, может быть проверено соблюдение налоговым органом требований, предъявляемых к составлению акта выездной налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Таким образом, соблюдение налоговым органом требований, предъявляемых к составлению дополнений к акту выездной налоговой проверки, его вручению налогоплательщику проверяются судом, но только при рассмотрении требований налогоплательщика об оспаривании решений, принятых по итогам выездной налоговой проверки.
Само по себе составление налоговым органом дополнений к акту выездной налоговой проверки прав и законных интересов налогоплательщика не нарушает.
На течение сроков давности привлечения к налоговой ответственности, установленных статьей 113 НК РФ, нарушение сроков проведения выездной налоговой проверки не влияет. Данные сроки никогда не приостанавливаются и текут до дня вынесения решения, предусмотренного пунктом 7 статьи 101 НК РФ.
На основании изложенного определение суда о прекращении производства по делу следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, предусмотренной подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, относятся на заявителя. Излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 31 августа 2021 года о прекращении производства по делу по делу N А60-31472/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СвердловскСпецТяжТранс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СвердловскСпецТяжТранс" (ИНН 6658466560, ОГРН 1156658001390) из федерального бюджета 1500 руб. госпошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 22.09.2021 N 4047 N54.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-31472/2021
Истец: ООО "СВЕРДЛОВСКСПЕЦТЯЖТРАНС"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 24 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13964/2021