г. Самара |
|
20 октября 2021 г. |
Дело N А65-5797/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Барковской О.В., Буртасовой О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Добычиной Е.А.,
с участием:
от ответчика - Крючков А.Д., представитель (доверенность N 25 от 12.04.2021, диплом N 6267 от 29.06.2004);
в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 октября 2021 года в зале N 2 помещения суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮИТ Сервис Казань" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 июля 2021 года по делу NА65-5797/2021 (судья Андриянова Л.В.)
по иску некоммерческой организации "Фонд Жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (ОГРН 1131600004337, ИНН 1655258891), г. Казань,
к обществу с ограниченной ответственностью "ЮИТ Сервис Казань" (ОГРН 1121690069060, ИНН 1657122504), г. Казань,
о взыскании 16121180 руб. 73 коп. - задолженности, 1469999 руб. 30 коп. - процентов за пользование денежными средствами за период с 11.01.2017 по 30.09.2020, с 01.10.2020 по день фактической уплаты долга, об обязании заключить договор о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (далее - НО "Фонд ЖКХ РТ", истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЮИТ Сервис Казань" (далее - ООО "ЮИТ Сервис Казань", ответчик) о взыскании 16121180 руб. 73 коп. - задолженности, 1469999 руб. 30 коп. - процентов за пользование денежными средствами с 11.01.2017 по 30.09.2020, а также процентов с 01.10.2020 по день фактической уплаты долга, об обязании заключить договор о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2021 иск удовлетворен частично. С ООО "ЮИТ Сервис Казань" в пользу НО "Фонд ЖКХ РТ" взыскана задолженность в размере 14416342 руб. 70 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 804191 руб. 23 коп. за период с 11.03.2018 по 05.04.2020, проценты за пользование денежными средствами, начисленные на сумму задолженности 14416342 руб. 70 коп., начиная с 02.01.2021 по день фактической уплаты долга, исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды просрочки, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 102003 руб. На ООО "ЮИТ Сервис Казань" возложена обязанность заключить договор (соглашение) о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с НО "Фонд ЖКХ РТ". В удовлетворении остальной части иска отказано.
Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права и норм процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения. Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, отзыве истца на апелляционную жалобу, заслушав выступление присутствующего в судебном заседании представителя ответчика, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ЮИТ Сервис Казань" осуществляет управление многоквартирными домами N 3 лит. А (далее - МКД 1), N 3 лит. Б. (МКД 2), N 5 (МКД 3), N 7 (МКД 4), расположенными по адресу: г. Казань, ул. Алексея Козина, д.9; многоквартирными домами N 40 (МКД 5), 44 (МКД 6), 46 (МКД 7), 50 (МКД 8), 52 (МКД 9), по ул. Сибгата Хакима, многоквартирным домом N 20 корпус 2 (МКД 10) и корпус 1 (МКД 11) по ул. Закиева.
Положениями раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно положениям части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с ЖК РФ, Законом Республики Татарстан от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" (далее - Закон N 52-ЗРТ), Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан" (далее - Постановление N 1146) собственники помещений в многоквартирных домах (МКД 1-10) в срок до 18.04.2014 должны были реализовать решение о способе формирования капитального ремонта.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1230 от 25.12.2018 "О внесении изменений в Постановление N 1146" собственники помещений в многоквартирном доме N20 корп.1 по ул.Закиева в г.Казани (МКД 11) в течение трех месяцев после дня официального опубликования программы должны были реализовать решение о способе формирования фонда капитального ремонта.
НО "Фонд ЖКХ РТ" создана в соответствии со статьей 178 ЖК РФ, Законом N 52-ЗРТ, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.06.2013 N 394 "О создании некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (далее - Постановление N 394) и осуществляет в Республике Татарстан функции регионального оператора.
В соответствии с Постановлением N 394 НО "Фонд ЖКХ РТ" является специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан (региональный оператор).
Согласно Закону N 52-ЗРТ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме.
Более того, согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан N 729 от 08.10.2016 "Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146, в 2017 - 2019 годах" за ответчиком закреплена обязанность по формированию платежных документов и обеспечению ежемесячного начисления, поступления платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
В свою очередь, региональный оператор в соответствии с частью 1 статьи 180 ЖК РФ, частью 3 статьи 5 Закона N 52-ЗРТ аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона N 52-ЗРТ (в редакции, действовавшей до 14.05.2018) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД 5 по истечении двух календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.09.2016 N 612, опубликованном на официальном портале правовой информации Республики Татарстан 13.09.2016, МКД 5 включен в Региональную программу, соответственно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений МКД 5 возникла с декабря 2016 года.
В соответствии с частью 4.1 статьи 2 Закона N 52-ЗРТ (в редакции, действовавшей до 14.05.2018) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в МКД 1 - 4, 6 - 10, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах при ее актуализации, возникает по истечении пяти календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 612 от 02.09.2016, опубликованном на официальном портале правовой информации Республики Татарстан 13.09.2016, МКД 6 и 7 включены в Региональную программу, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 161 от 21.03.2017, опубликованном на официальном портале правовой информации Республики Татарстан 10.08.2017, МКД 1 - 4, 8 - 10 включены в Региональную программу. Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников МКД 6, 7 с марта 2017 года, а у собственников МКД 1 - 4, 8 - 10 с февраля 2018 года.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона N 52-ЗРТ (в редакции, действующей с 26.05.2018) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД 11, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и включенном в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах при ее актуализации, возникает по истечении шести календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1230 от 25.12.2018, опубликованном на официальном портале правовой информации Республики Татарстан 10.01.2019, МКД 11 включен в Региональную программу. Соответственно обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений МКД 11 возникла с августа 2019 года.
Ввиду отсутствия принятого и реализованного в установленных законодательством порядке и сроки решения собственников помещений МКД 1-11 о выборе способа формирования фонда капитального ремонта Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани 30.12.2016, 08.12.2017 и 14.06.2019 приняты постановления N N 5527, 5107 и 2168 "О внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 30.04.2014 N 2262", согласно которым принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении МКД 1-11 на счете регионального оператора.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по перечислению истцу взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в МКД 1-11 в период с декабря 2016 года по сентябрь 2020 года, истец направил в адрес ответчика претензию N 455-ф от 08.04.2020 с требованием в срок до 24.04.2020 перечислить на счет регионального оператора сумму задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт по МКД 1-11 в размере 13202890 руб. 80 коп. за период с декабря 2016 года по март 2020 года, проценты за пользование чужими денежными средствами и пени за несвоевременную уплату взносов на капитальный ремонт, а также просил обеспечить подписание договоров (соглашений) с региональным оператором (л.д. 18-19).
Поскольку претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения, истец направил повторную претензию N 1237-ф от 24.10.2020 с требованием в срок до 09.11.2020 перечислить на счет регионального оператора сумму задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт по МКД 1-11 в размере 16121180 руб. 73 коп. за период с декабря 2016 года по сентябрь 2020 года, проценты за пользование чужими денежными средствами, а также обеспечить подписание договоров (соглашений) с региональным оператором (л.д. 21).
Поскольку претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В силу части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 ЖК РФ).
Ввиду отсутствия принятого и реализованного в установленных законодательством порядке и сроки решения собственников помещений МКД 1-11 о выборе способа формирования фонда капитального ремонта Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани 30.12.2016, 08.12.2017 и 14.06.2019 приняты постановления N N 5527, 5107 и 2168 "О внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 30.04.2014 N 2262", согласно которым принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении МКД 1-11 на счете регионального оператора.
В свою очередь, региональный оператор в соответствии с частью 1 статьи 180 ЖК РФ, частью 3 статьи 5 Закона N 52-ЗРТ аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Отклоняя доводы ответчика об отсутствии у ООО "ЮИТ Сервис Казань" обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт, об отсутствии полномочий на получение и (или) аккумулирование уплачиваемых собственниками взносов, также о том, что уплата взносов на капитальный ремонт является обязанностью собственников и производится непосредственно на счет регионального оператора, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, вопреки доводам ответчика, положения части 1 статьи 171 ЖК РФ устанавливают возможность регулирования региональным законодательством порядка оплаты взносов на капитальный ремонт при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В силу части 2 статьи 8 Закона N 52-ЗРТ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме, не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В разделе VII Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 729 от 08.10.2016 "Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146, в 2017 - 2019 годах" установлена обязанность управляющей организации заключать с Региональным оператором договоры (соглашения), в соответствии с которыми ТСЖ, ЖСК, ЖК, УО формируют платежные документы и обеспечивают ежемесячное начисление, поступление платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет Регионального оператора, а также меры по взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и пени.
Следовательно, законом субъекта установлена обязанность управляющей компании в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, обеспечивать ежемесячное начисление, поступление платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет Регионального оператора.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, сам факт отсутствия начислений собственникам взносов на капитальный ремонт не освобождает ответчика от исполнения обязанности перед истцом.
Ссылка ответчика на отсутствие обязанности по перечислению истцу взносов на капитальный ремонт в связи с отсутствием заключенного с региональным оператором договора (соглашения), правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку в рассматриваемом случае указанная обязанность возникает с момента принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае в связи с отсутствием принятого и реализованного в установленных законодательством порядке и сроки решения собственников помещений МКД 1-11 о выборе способа формирования фонда капитального ремонта Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани 30.12.2016, 08.12.2017 и 14.06.2019 приняты постановления N N 5527, 5107 и 2168 "О внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 30.04.2014 N 2262", в соответствии с которыми принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении МКД 1-11 на счете регионального оператора.
Аргумент ответчика об отсутствии у управляющей организации сведений, необходимых для включения в платежные документы для внесения взносов на капитальный ремонт, обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку для начисления взносов на капитальный ремонт необходима лишь информация о площади помещений, принадлежащих собственникам помещений.
Так, согласно статье 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 450 от 29.06.2013 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в период с 2014 года по 2016 год включительно в размере 5 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц; с 2017 года по 2019 год включительно - в размере 5,85 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц; с 2020 года - 6,11 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц.
Кроме того, как следует из представленной в материалы дела переписки сторон, ответчик в течение длительного времени уклонялся от заключения соответствующего договора с истцом.
При таких обстоятельствах, поскольку формирование фонда капитального ремонта по спорным МКД подлежит на счете регионального оператора, учитывая также, что в течение периода, за который истцом заявлено о взыскании с ответчика задолженности по взносам на капитальный ремонт, не было принято и реализовано решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, а ответчиком обязанность по перечислению региональному оператору (истцу) взносов на капитальный ремонт не исполнена, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требования истца о взыскании с ответчика задолженности по взносам на капитальный ремонт являются обоснованными.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности на взыскание задолженности по МКД 5, 6, 7.
Рассмотрев заявление ответчика, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 195, 196, 199, 200, 202 ГК РФ, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания задолженности по МКД 5, 6, 7 за период с декабря 2016 года по 14.02.2018 включительно, поскольку истец обратился в арбитражный суд с иском 17.03.2021, и с учетом установленного ЖК РФ срока уплаты взносов и приостановления течения срока исковой давности на срок, необходимый для соблюдения процедуры досудебного урегулирования спора, трехлетний срок исковой давности по указанным требованиям истек, что является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 195, 199, 200, 202, 210, 309, 310, 395, 421 ГК РФ, статьями 155, 158, 169, 170, 171, 178 ЖК РФ, статьями 9, 41, 65 АПК РФ, статьями 2, 5, 8 Закона N 52-ЗРТ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у ответчика обязанности по перечислению взносов в фонд капитального ремонта по МКД 5, 6, 7 за период с 15.02.2018, а по МКД 1, 2, 3, 4, 8, 9, 10 за период с 01.02.2018 сроком уплаты не позднее 10.03.2018 по сентябрь 2020 года и правомерно взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по уплате взносов в фонд капитального ремонта за период с 01.02.2018 по 30.09.2020 по МКД N 1 - 4, 8 - 10, за период с 15.02.2018 по 30.09.2020 по МКД N 5 - 7, за период с 01.09.2019 по 30.09.2020 по МКД 11 в общем размере 14416342 руб. 70 коп.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт произведен на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 450 от 29.06.2013 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан", которым установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2018-2020 годы на территории Республики Татарстан в расчете на один квадратный метр общей площади помещений в МКД 1-11 в месяц.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ в размере 1469999 руб. 30 коп. за период с 11.01.2017 по 30.09.2020, а также с 01.10.2020 по день фактической уплаты долга.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства. При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Суд первой инстанции признал данное требование истца обоснованным, поскольку факт неправомерного удержания взносов на капитальный ремонт за период с период с февраля 2018 года по сентябрь 2020 года подтвержден материалами дела.
Произведенный истцом расчет процентов суд первой инстанции проверил и признал неверным, с учетом примененного срока исковой давности, а также поскольку истцом при расчете процентов не учтено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" приостановлено до 01.01.2021 взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
Принимая во внимание, что задолженность ответчика подтверждена в размере 14416342 руб. 70 коп., судом первой инстанции произведен самостоятельный расчет процентов за пользование денежными средствами за период с 11.03.2018 по 05.04.2020, размер которых составил 804191 руб. 23 коп.
При наличии оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами с учетом срока исковой давности и установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" моратория на взыскание неустойки по заявленным требованиям с 06.04.2020 по 01.01.2021, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в части взыскания с ответчика 804191 руб. 23 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 11.03.2018 по 05.04.2020, а также процентов за пользование денежными средствами, начисленных на сумму задолженности с 02.01.2021 по день фактической уплаты долга, исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды.
Как следует из материалов дела, истцом также заявлено требование об обязании ответчика заключить договор (соглашение) о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Законом N 52-ЗРТ установлена презумпция выбора способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона Республики Татарстан N 64-ЗРТ от 06.04.2005 "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан обязательны к исполнению в Республике Татарстан.
Согласно разделу VII Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 729 от 08.10.2016 "Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146, в 2017 - 2019 годах", Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.12.2019 N 1220 "Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан", в 2020 - 2022 годах" установлена обязанность управляющей организации заключать с Региональным оператором договоры (соглашения), в соответствии с которыми ТСЖ, ЖСК, ЖК, УО формируют платежные документы и обеспечивают ежемесячное начисление, поступление платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет Регионального оператора, а также меры по взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и пени.
Поскольку собственниками МКД 1-11 решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в установленный законом срок не реализовано, в силу части 7 статьи 170 ЖК РФ орган местного самоуправления вправе был принять решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Истцом представлены в материалы дела проект договора и претензия N 1237-ф от 24.10.2020, направленные ответчику 27.10.2020 с требованием обеспечить подписание договоров (соглашений) с региональным оператором, с приложением проекта договора (л.д. 21-33).
В силу пункта 1 статьи 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Статья 160 ГК РФ предусматривает, что сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами.
На основании статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Таким образом, по смыслу статьи 445 ГК РФ до обращения в суд с указанным требованием сторона, от которой исходит предложение о заключении договора, должна направить обязанной стороне оферту (проект договора), при этом указанная оферта должна содержать существенные условия договора, а сторона, направившая оферту, может обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора только по истечении указанного в упомянутой статье срока, либо после получения отказа от акцепта.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) ответчик истцу в течение тридцати дней не направил.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленное истцом требование об обязании ответчика заключить договор (соглашение) о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах является правомерным и подлежащим удовлетворению.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 64, 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований признать иное и переоценить выводы суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, ответчик не представил.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 июля 2021 года по делу N А65-5797/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮИТ Сервис Казань" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5797/2021
Истец: Некоммерческая организация "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан", г.Казань
Ответчик: ООО "ЮИТ Сервис Казань", г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13933/2023
13.07.2023 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5797/2021
17.01.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12681/2021
20.10.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13564/2021
12.07.2021 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5797/2021