г. Хабаровск |
|
20 октября 2021 г. |
А37-532/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области: представитель не явился;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана: представитель не явился;
от акционерного общества "Магаданэлектросеть": представитель не явился;
от публичного акционерного общества ЭиЭ "Магаданэнерго": представитель не явился;
от муниципального унитарного предприятия "Водоканал": представителя Смородиновой К.К., по доверенности от 14.09.2021 (сроком по 31.12.2022);
от муниципального унитарного предприятия "Магадантеплосеть": представитель не явился;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Магаданской области: представитель не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана
на решение от 30.06.2021
по делу N А37-532/2021
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области (ОГРН 1024900960963, ИНН 4900000434)
к комитету по управлению муниципальным имуществом города Магадана (ОГРН 1024900961150, ИНН 4909039394)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Магаданской области; акционерное общество "Магаданэлектросеть"; публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго"; муниципальное унитарное предприятие города Магадана "Водоканал"; муниципальное унитарное предприятие г. Магадана "Магадантеплосеть"; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу
о признании незаконным бездействия, понуждении обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества участков инженерно-технических сетей,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области (далее - Пенсионный фонд, отделение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением от 03.03.2021 к комитету по управлению муниципальным имуществом города Магадана (далее - Комитет, КУМИ г. Магадана) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе поставить на учет как бесхозяйные следующие объекты недвижимости: 1. (сооружение коммунального хозяйства) участок сети водоотведения от наружной стенки колодца на канализационной сети КК-5805, обслуживаемой МУП г. Магадана "Водоканал" - до наружной стены административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Якутская, д. 52; 2. (сооружение коммунального хозяйства) участок сети энергоснабжения КЛ-04 кВ от наконечников электрического кабеля в РУ-0,4 кВ ТП-221 - до ВРУ-2-0,4 кВ административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Якутская, д. 52 и от ВРУ-1-0,4 кВ жилого здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Якутская, д. 54 до ВРУ-2 административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Якутская, д. 52; 3. (сооружение коммунального хозяйства) участок сети холодного водоснабжения от фланца задвижки в ТВК-1591 со стороны административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Горького, д. 20 - до наружной стены административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Горького, д. 20, через ТВК-1590; 4. (сооружение коммунального хозяйства) участок сети водоотведения от наружной стены административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Горького, д. 20 до канализационного колодца КК-2692 через КК-2695; 5. (сооружение коммунального хозяйства) участок тепловых сетей от наружной стены тепловой камеры ТВК-315 - до наружной стены административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Горького, д. 20, через ТВК-314. Также заявитель просит обязать ответчика обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества перечисленных выше участков инженерно-технических сетей.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Магаданской области; акционерное общество "Магаданэлектросеть"; публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго"; муниципальное унитарное предприятие города Магадана "Водоканал"; муниципальное унитарное предприятие г. Магадана "Магадантеплосеть"; управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
Решением от 30.06.2021 суд: признал незаконным бездействие Комитета, выразившегося в не постановке на учет как бесхозяйных следующих объектов недвижимости (сооружений коммунального хозяйства): участок сети водоотведения от наружной стенки колодца на канализационной сети КК-5805, обслуживаемой МУП г. Магадана "Водоканал" - до наружной стены административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Якутская, д. 52; участок сети энергоснабжения КЛ-04 кВ от наконечников электрического кабеля в РУ-0,4 кВ ТП-221 - до ВРУ-2-0,4 кВ административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Якутская, д. 52 и от ВРУ-1-0,4 кВ жилого здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Якутская, д. 54 до ВРУ-2 административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Якутская, д. 52; участок сети холодного водоснабжения от фланца задвижки в ТВК-1591 со стороны административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Горького, д. 20 - до наружной стены административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Горького, д. 20, через ТВК-1590; участок сети водоотведения от наружной стены административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Горького, д. 20 до канализационного колодца КК-2692 через КК-2695; участок тепловых сетей от наружной стены тепловой камеры ТВК-315 - до наружной стены административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Горького, д. 20, через ТВК-314; в соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя возложил на комитет по управлению муниципальным имуществом города Магадана обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества перечисленных в пункте 1 резолютивной части решения объектов недвижимости (сооружений коммунального хозяйства).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: положения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ не содержат обязанность органов местного самоуправления осуществлять действия по постановке объектов недвижимости на учет в качестве бесхозяйных и последующего признания права собственности на такие объекты; линии электропередачи, которые соединяют энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии с объектами электросетевого хозяйства энергопоставляющей организаци, не могут являться бесхозяйными, а обстоятельство неустановленности собственника таких объектов, не может являться причиной их ненадлежащего содержания и эксплуатации.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Пенсионный фонд доводы жалобы отклонил, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МУП г. Магадана "Магадантеплосеть", в представленном в суд отзыве на жалобу, поддерживает позицию заявителя жалобы. Вместе с отзывом на апелляционную жалобу в суд представлен экземпляр документа (поименован в приложении к отзыву п. 1).
МУП г. Магадана "Водоканал", в представленном в суд мнении на апелляционную жалобу, также поддерживает позицию заявителя жалобы, просит решение суда отменить. Вместе с мнением на апелляционную жалобу в суд представлены экземпляры документов (поименованы в приложении к мнению п. 1).
Представители Пенсионного фонда, КУМИ г. Магадана, ТУ Росимущества по Магаданской области; АО Магаданэлектросеть"; ПАО "Магаданэнерго"; МУП г. Магадана "Магадантеплосеть"; управления Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц, согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель МУП г. Магадана "Водоканал" поддержала позицию заявителя жалобы, просила решение суда отменить, пояснила о том, что документы, приложенные к письменному мнению, представлены для ознакомления судом.
Арбитражный суд апелляционной инстанции возвращает экземпляры документов, приложенных к отзыву МУП г. Магадана "Магадантеплосеть", а также к мнению МУП г. Магадана "Водоканал", в адрес указанных лиц вместе с сопроводительными письмами.
Заслушав представителя МУП г. Магадана "Водоканал", исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы и отзывов, мнения на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, заявителю на праве оперативного управления принадлежат объекты недвижимого имущества: административное здание с кадастровым N 49:09:030109:66, площадью 1086,0 кв. м, расположенное по адресу г. Магадан, ул. Якутская, д. 52; административное здание с кадастровым N 49:09:000000:76, площадью 793,5 кв. м, расположенное по адресу г. Магадан, ул. Горького д. 20.
Водоснабжение, водоотведение электро- и теплоснабжение указанных помещений осуществляют МУП города Магадана "Водоканал", АО "Магаданэлектосеть", ПАО энергетики и электрификации "Магаданэнерго" в соответствии с заключенными государственными контрактами.
По информации, предоставленной на запрос заявителя ресурсоснабжающими организациями, участки сетей на их балансах не состоят.
По информации КУМИ г. Магадана участки спорных сетей холодного водоснабжения, тепловой сети, сети водоотведения, электрической сети в реестре муниципального имущества муниципального образования "город Магадан" не учитываются.
В реестре федерального имущества ТУ Росимущества в Магаданской области спорные участки инженерно-технических сетей также не учитываются.
На балансе Департамента САТЭК Мэрии г. Магадана указанные участки инженерно-технических сетей отсутствуют.
По сведениям ОГБУ "МОУТИ" акт ввода в эксплуатацию объектов инженерных сетей иная техническая документация на инженерно-технические сети, в архиве ОГБУ "МОУТИ" отсутствует.
Кадастровым инженером подготовлены технические планы от 22.06.2020 наружных сетей инженерно-технического обеспечения с целью постановки на кадастровый учет бесхозяйных объектов недвижимости: (сооружение коммунального хозяйства) участок сети водоотведения от наружной стенки колодца на канализационной сети КК-5805, обслуживаемой МУП г. Магадана "Водоканал" - до наружной стены административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Якутская, д. 52; (сооружение коммунального хозяйства) участок сети энергоснабжения КЛ-04 кВ от наконечников электрического кабеля в РУ-0,4 кВ ТП-221 - до ВРУ-2-0,4 кВ административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Якутская, д. 52 и от ВРУ-1-0,4 кВ жилого здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Якутская, д. 54 до ВРУ-2 административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Якутская, д. 52; (сооружение коммунального хозяйства) участок сети холодного водоснабжения от фланца задвижки в ТВК-1591 со стороны административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Горького, д. 20 - до наружной стены административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Горького, д. 20, через ТВК-1590; (сооружение коммунального хозяйства) участок сети водоотведения от наружной стены административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Горького, д. 20 до канализационного колодца КК-2692 через КК-2695; (сооружение коммунального хозяйства) участок тепловых сетей от наружной стены тепловой камеры ТВК-315 - до наружной стены административного здания, расположенного по адресу: г. Магадан, ул. Горького, д. 20, через ТВК-314.
Заявитель обратился к Комитету о постановке на учет, как бесхозяйного имущества перечисленных выше участков инженерно-технических сетей.
Письмом от 18.01.2021 N 03/144 КУМИ г. Магадана отказал в принятии спорных объектов на учет в связи с отсутствием правовых оснований для проведения процедуры признания муниципальной собственности на указанные объекты.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Согласно статье 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В силу положений пунктов 1 и 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу пунктов 5, 6 статьи 8 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 установлен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по: выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами (пункты 4.5 части 6 статьи 14 названного Закона).
В силу положений пунктов 4, 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1), а также абзаца четвертого пункта 1 приложения N 3 к постановлению N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятия) передаются в муниципальную собственность городов.
В соответствии с пунктом 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Из анализа указанных выше норм следует, что орган местного самоуправления, как орган власти, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения электроснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимать их на учет, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, в частности, путем заключения соответствующих договоров с сетевой организацией (договоров оказания услуг по передаче электрической энергии) и гарантирующим поставщиком (договоров энергоснабжения).
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Материалами дела подтверждается, что здания, к которым подведены спорные участки сетей, находятся в оперативном управлении заявителя, при этом спорные участки сетей в собственность, либо в оперативное управление заявителю не передавались.
Не состоят они на балансе также и ресурсоснабжающих организаций.
Получение ресурсов заявителем по государственным контрактам с ресурсоснабжающими организациями через спорные участки сетей, само по себе не свидетельствует о наличии какого-либо законного права заявителя на эти сети.
Доказательства наличия у заявителя, третьих лиц или иных лиц какого-либо вещного права на спорные участки сетей в материалах дела отсутствуют.
По мнению КУМИ г. Магадана, со ссылкой, в частности на Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008), спорные участки сетей являются неотъемлемой частью административных зданий, соответственно, не являются бесхозяйными и должны обслуживаться заявителем.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008), в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, - система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники и лифты.
Встроенные в здания котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование по принадлежности, также относятся к зданиям. Основные фонды отдельно стоящих котельных учитываются в соответствующих группировках.
Водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства водоотведения включаются в состав зданий, начиная от вводного вентиля или тройника у зданий, или от ближайшего смотрового колодца, в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода.
Таким образом, Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008) не содержит указания на то, что инженерные сети являются совокупностью элементов и устройств, составляющих единый функциональный комплекс со зданием.
В соответствии с договором купли-продажи от 04.02.2002 заявитель приобрел недвижимое имущество, представляющее собой отдельно стоящее трехэтажное здание с цокольным этажом в городе Магадане по ул. Горького, 20, общей площадью 813,9 кв. м. В договоре купли-продажи от 04.02.2002, техническом паспорте, отчете об оценке в составе приобретаемого административного здания отсутствует информация о наличии инженерно-технических сетей и соответственно об их передаче при приобретении заявителем указанного здания.
Из документов по административному зданию по ул. Якутская, 52, следует, что его строительство осуществлялось в рамках объекта "Жилой дом со вставкой по ул. Якутской", шифр 2089 (жилой дом на 30 квартир по ул. Якутской, 54).
Согласно Решению Исполкома Магаданского городского Совета народных депутатов от 27.03.1987 N 397 "О согласовании земельного участка управлению капитального строительства горисполкома для проектирования жилого дома и жилой вставки по улице Якутской", на предоставленном участке уже имелись инженерные сети теплоснабжения и канализации, к которым производилось подключение, в связи с чем, не подтверждается факт того, что спорные сети строились специально для административного здания по ул. Якутской, 52.
По договору купли-продажи от 26.12.1997, заключенному между АКБ "Надежный банк" (продавец) и Отделением Пенсионного фонда России по Магаданской области (покупатель) продавец продает, а покупатель покупает нежилое строение, именуемое "здание Угловой вставки по объекту "Жилой дом с угловой вставкой" по ул. Якутской, 52" (шифр 2089 МГП, ТМ-1-2), площадью 1093,6 кв. м. Здание оснащено пожарно- охранной сигнализацией, инженерными коммуникациями: тепловодоснабжением, канализацией, энергоснабжением. В акте приема-передачи от 26.12.1997 указано на наружные сети тепловодоснабжения, холодного водоснабжения, канализации, радиофикации, телевидения.
В то же время описание, а также какие-либо характеристики инженерных коммуникаций, переданных при купли-продаже здания, отсутствуют, что не позволяет безусловно установить факт передачи заявителю также и спорных участков сетей. Технический паспорт здания сведений о них также не содержит.
В соответствии со статьей 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Доказательства того, что в составе права собственности на здание (по ул. Якутской, 52) в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано также право собственности на инженерные сети - в материалах дела отсутствуют.
Также отсутствуют доказательства о передаче на баланс заявителя спорных участков инженерно-технических сетей по административному зданию по ул. Горького, 20.
18.06.2021 сторонами с участием представителей МУП г. Магадан "Магадантеплосеть" проведено обследование инженерных сетей (акт от 18.06.2021) с приложением фотоснимков.
Заявителем по данному акту представлены дополнительные документы (выкопировка 1964, ул. Горького, 20) и увеличенные фотоснимки к ТВК - 315 (Горького, 20), и к КК-5805 (ул. Якутская, 52), из которых следует, что к спорным участкам подключены иные потребители, подключение объектов заявителя производилось к уже существующим сетям, т.е. с учетом представленных заявителем дополнительных схем, копий проектной документации, также не усматривается оснований для признания спорных участков составной частью административных зданий заявителя.
Доказательства, безусловно свидетельствующих о наличии собственника у спорных участков технических сетей, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 225 ГК РФ, указанные объекты подлежат признанию бесхозяйным имуществом и передаче на учет соответствующему муниципальному органу власти.
Непостановка на учет бесхозяйного имущества нарушает права заявителя, поскольку возникает угроза последствий чрезвычайных ситуаций, кроме того, отсутствие у спорного имущества собственника влечет дополнительные расходы для заявителя, ставит под угрозу функционирование указанного оборудования.
Таким образом, суд первой инстанции принял правильный судебный акт об удовлетворении требования о признании незаконным оспариваемого бездействия Комитета.
Руководствуясь пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, суд указал в резолютивной части решения на обязание КУМИ г. Магадана совершить действия, направленные на постановку спорных участков инженерных сетей на учет в качестве бесхозяйного имущества, путем обращения с соответствующим заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Арбитражный суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 30 июня 2021 года по делу N А37-532/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-532/2021
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Магаданской области
Ответчик: КУМИ г. Магадана
Третье лицо: МУП "Водоканал", МУП "Магадантеплосеть", ПАО ЭиЭ "Магаданэнерго", АО "Магаданэлектросеть", МУП г. Магадана "Магадантеплосеть", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государсвтенным имуществом в Магаданской области, Управление Росреестра по Магаданской области и ЧАО