город Омск |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А46-10184/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10377/2021) индивидуального предпринимателя Чухляд Оксаны Ивановны на решение Арбитражного суда Омской области от 22.07.2021 по делу N А46-10184/2021 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Чухляд Оксаны Ивановны (ОГРНИП 312554306000292, ИНН 550601529309) к Администрации Октябрьского административного округа г. Омска (ОГРН 1025501248630, ИНН 5506020956, адрес: 644021, Омская область, город Омск, улица Лизы Чайкиной, дом 1) о признании недействительным распоряжения от 19.05.2021 N 337,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Чухляд Оксана Ивановна (далее - ИП Чухляд О.И., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Октябрьского административного округа г. Омска (далее - Администрация Октябрьского АО г. Омска, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения от 19.05.2021 N 337 "О выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества".
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.07.2021 по делу N А46-10184/2021 в удовлетворении требований ИП Чухляд О.И. отказано полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Чухляд О.И. обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указала на то, что она не была извещена о судебном заседании, извещения о судебном заседании по адресам, указанным в части 4 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Кроме того, податель жалобы, цитируя положения постановления Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п, Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, постановление Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска", указал на то, что право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется лицам, с которыми ранее был заключен договор аренды земельного участка и НТО включен в схему размещения НТО, а также лицам, с которыми ранее был заключен договор аренды земельного участка, но НТО не включен в схему размещения НТО в порядке предоставления компенсационного места.
Отзыв на апелляционную жалобу от Администрации Октябрьского АО г. Омска в материалы дела не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Между ИП Чухляд О.И. и Администрацией Октябрьского АО г. Омска заключен договор от 12.02.2016 N ОАО-НТО-ГЗ-219-0036 на размещение нестационарного торгового объекта согласно схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
В соответствии с условиями договора от 12.02.2016 N ОАО-НТО-ГЗ-219-ООЗб Уполномоченный орган предоставляет, а владелец принимает сроком на 5 лет место на размещение нестационарного торгового объекта, площадью 30 кв. м, в соответствии с паспортом нестационарного торгового объекта. Тип торгового объекта: Павильон, Местоположение НТО: (установлено относительно ориентира, расположенного), улица Кирова д. 67, вид торговой деятельности: розничная. Специализация НТО: Цветы (пункты 1.1- 1.5 договора).
Согласно пункту 3.2.10 договора владелец обязан по истечении срока действия настоящего договора, а также в случае его досрочного расторжения освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации и передать в течение трех рабочих дней уполномоченному органу по акту приема-передачи.
Должностными лицами Администрации Октябрьского АО г. Омска в соответствии с решением Омского городского Совета от 29.06.2011 N 421 "Об администрации Октябрьского административного округа города Омска" 28.04.2021 проведена проверка соблюдения порядка размещения НТО на территории Октябрьского АО г. Омска.
По результатам контрольных мероприятий 28.04.2021 составлен акт N 280421/1, в котором зафиксировано, что павильон серого цвета с вывеской "Цветочный домик" общей площадью 30 кв. м, расположенный в 19 м западнее относительно шестнадцатиэтажного жилого дома с административными помещениями, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Кирова, 51 в Октябрьском АО г. Омска, находится на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120307:3449, разрешенное использование - земли общего пользования, автомобильный транспорт. Указанный объект размещен на основании договора от 12.02.2016 N ОАО-НТО-ГЗ-219-0036сроком до 17.02.2021.
Распоряжением от 19.05.2021 N 337 "О выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества" спорный НТО - павильон серого цвета с вывеской "Цветочный домик" общей площадью 30 кв. м, расположенный в 19 м западнее относительно шестнадцатиэтажного жилого дома с административными помещениями, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Кирова, 51 в Октябрьском АО г. Омска, определён самовольно размещенным объектом.
Также заинтересованным лицом установлен срок, в который должен быть добровольно вынесен и (или) демонтирован самовольно размещённый объект - до 28.05..2021 (пункт 2 Распоряжения).
Пунктом 3 Распоряжения N 337 предписано осуществить принудительный вынос и (или) демонтаж самовольно размещённого объекта в срок с 31.05.2021 по 09.07.2021.
Полагая, что Распоряжение от 19.05.2021 N 337 "О выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества" в части НТО заявителя не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ИП Чухляд О.И.., последняя обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции, исходил из недоказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемого распоряжения законодательству и нарушении этим распоряжением прав и законных интересов заявителя, поскольку срок действия договора на размещение НТО истек, действующие правоустанавливающие документы для размещения НТО у предпринимателя отсутствуют.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 22.07.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО (далее - схема размещения) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Частью 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления наделены правом издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.02.2018 N 304-ЭС17-15428, размещение НТО осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Закона N 381-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").
В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом N 381-ФЗ принято постановление Администрации г. Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории г. Омска" (далее - Постановление N 1812-п).
Постановлением N 1812-п определены процедура размещения НТО на территории г. Омска без формирования земельных участков, процедура взаимодействия структурных подразделений Администрации г. Омска при разработке схемы размещения НТО на территории г. Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (пункт 2).
Согласно пункту 3 Постановления N 1812-п размещение НТО на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения НТО на территории г. Омска.
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 1812-п нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В силу пункта 10 Постановления N 1812-п самовольно установленный нестационарный торговый объект - нестационарный торговый объект, размещенный без соблюдения указанного постановления.
Согласно пункту 9 Постановления N 1812-п органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, являются Администрации административных округов г. Омска, которые в соответствии с пунктом 49 данного нормативного акта осуществляют контроль за соблюдением Постановления N 1812-п при размещении и эксплуатации нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 12 Порядка размещения НТО на территории города Омска, утвержденного Постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п (далее также - Порядок N 1812-п), размещение НТО на территории города Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска схемой размещения НТО на территории города Омска.
Срок размещения НТО с типом киоск, павильон, торговая галерея не может превышать 5 лет (пункт 45 Порядка N 1812-п).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 1812-п аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска, срок размещения которого составляет до 1 года включительно, проводится согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска, срок размещения которого составляет более 1 года, проводится в электронной форме.
В силу пункта 24 Порядка N 1812-п право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется владельцам нестационарных торговых объектов, обладающих статусом индивидуального предпринимателя или юридического лица, в следующих случаях:
1) при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов;
2) предоставления компенсационного места.
Основанием для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта является распорядительный акт уполномоченного органа о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Согласно пункту 25 Порядка N 1812-п компенсационное место для размещения нестационарного торгового объекта предоставляется в соответствии с Порядком предоставления компенсационного места на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска согласно приложению N 4 к настоящему Порядку в случаях, в частности, если нестационарный торговый объект, владелец которого имеет действующий договор аренды земельного участка, размещен в местах, не установленных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Как следует из материалов дела, срок действия договора от 12.02.2016 N ОАО-НТО-ГЗ-219-0036 на размещение НТО закончился. Действующий договор аренды земельного участка у предпринимателя отсутствует.
Более того, после истечения срока действия договора от 12.02.2016 N ОАО-НТО-ГЗ-219-0036 предоставленное заявителю место под размещение НТО, в нарушение пункта 3.2.10 договора, уполномоченному органу в установленные сроки по акту приёма-передачи не возвращено.
Предпринимателем не представлен действующий договор на размещение НТО по адресу: г. Омск, ул. Кирова, 51 в Октябрьском АО г. Омска, заключенный между заявителем и Администрацией.
В материалах дела также отсутствуют правоустанавливающие документы, свидетельствующие о наличии у заявителя прав на земельный участок под НТО по адресу: г. Омск, ул. Кирова, 51 в Октябрьском АО г. Омска.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого распоряжения, действующий договор на размещение НТО у предпринимателя отсутствовал, то есть НТО располагается на земельном участке без правовых оснований.
При таких обстоятельствах факт размещения спорного НТО на земельном участке без правовых оснований подтвержден материалами дела.
Постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п утверждено Положение о порядке выноса движимого имущества в городе Омске (Положение N 95-п).
В силу пункта 4 Положения N 95-п выявление самовольно размещенного движимого имущества осуществляют уполномоченные структурные подразделения Администрации города Омска - администрации административных округов города Омска.
Выносу и (или) демонтажу подлежит выявленное самовольно размещенное движимое имущество (пункт 6 Положения N 95-п).
Таким образом, Администрация Октябрьского АО г. Омска, выявив отсутствие у заявителя документов на право пользования земельным участком в целях размещения на нем движимого имущества и установив, что предприниматель занимает спорный земельный участок самовольно, правомерно в части спорного НТО вынесла оспариваемое распоряжение.
Довод заявителя о его ненадлежащим извещении о времени и месте судебного заседания, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Частью 1 статьи 153 АПК РФ предусмотрено, что разбирательство дела осуществляется в судебном заседании арбитражного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
В силу части 4 статьи 121 АПК РФ судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по месту нахождения юридического лица.
Судебные извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (абзац 2 части 4 статьи 121 АПК РФ).
В абзаце четвертом указанной части статьи 121 АПК РФ закреплено, что если лицо, участвующее в деле, заявило ходатайство о направлении судебных извещений по иному адресу, арбитражный суд направляет судебное извещение также по этому адресу.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 4, 15 постановления от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" разъяснил, что извещение является надлежащим, если в материалах дела имеются документы, подтверждающие направление арбитражным судом лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по делу в порядке, установленном статьей 122 АПК РФ, и ее получение адресатом (уведомление о вручении, расписка, иные документы согласно части 5 статьи 122 АПК РФ), либо иные доказательства получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся процессе (часть 1 статьи 123 АПК РФ), либо документы, подтверждающие соблюдение одного или нескольких условий части 4 статьи 123 АПК РФ. Первым судебным актом для лица, участвующего в деле, является определение о принятии искового заявления (заявления) к производству и возбуждении производства по делу (часть 6 статьи 121 АПК РФ).
Согласно пункту 2 части 4 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Как усматривается из материалов дела, судебная корреспонденция, содержащая определение Арбитражного суда Омской области от 11.06.2021 о принятии искового заявления к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначении предварительного судебного заседания направлена заявителю: по адресу его места жительства, указанному в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (идентификационный номер почтового отправления 64401060299713), а также по адресу представителя заявителя, указанному в исковом заявлении (идентификационный номер почтового отправления 64401060299720).
Указанные почтовые отправления возвращены в суд первой инстанции с отметками органа почтовой связи об истечении срока хранения, при этом установленные Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, требования к порядку доставки и вручения отправлений разряда "судебное" работниками почтовой связи соблюдены.
Ссылка подателя жалобы о том, что суд должен был направлять судебные извещения помимо адреса регистрации заявителя по месту жительства по иному адресу, указанному в исковом заявлении, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в материалах дела не имеется соответствующего заявления ИП Чухляд О.И., сделанного в порядке абзаца четвертого части 4 статьи 121 АПК РФ.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что ИП Чухляд О.И. была ненадлежащим образом извещена о времени и месте заседания суда первой инстанции.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 ВАУ РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 22.07.2021 по делу N А46-10184/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10184/2021
Истец: ИП ЧУХЛЯД ОКСАНА ИВАНОВНА
Ответчик: Администрация Октябрьского административного округа г. Омска