г. Москва |
|
20 октября 2021 г. |
Дело N А40-115926/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А. Чеботаревой,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "СТИ такси"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.07.2021 по делу N А40-115926/21, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "СТИ такси" (ОГРН: 1187746930942, ИНН: 9721071477)
к Московской административной дорожной инспекции
об оспаривании постановления
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "СТИ такси" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской административной дорожной инспекции (далее - административный орган, МАДИ) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 13.05.2021 г. N 0356043010321051302003667.
Решением суда от 27.07.2021 требования Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель ссылается на процессуальные нарушения, допущенные МАДИ при привлечении Общества к административной ответственности.
Отзыв на апелляционную жалобу от административного органа не поступал.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон применительно к положениям части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по представленным в дело доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым отменить обжалуемый судебный акт, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.04.2021 в 12:34 по адресу ул.Маршала Бирюзова, д.40, г. Москва выявлено нарушение п.91 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1586 (далее - Правила), выразившееся в отсутствии информации, предусмотренной Правилами, в салоне транспортного средства марки ХЕНДЭ СОНАТА, государственный регистрационный знак АУ84199, используемом для оказания услуг деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании разрешения N 125535, действительного с 11.04.2019 по 10.04.2024, выданного ООО "СТИ Такси" (далее - Заявитель).
15.04.2021 МАДИ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении Общества.
13.05.2021 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.14.1 КоАП РФ в отсутствие представителя Общества.
В тот же день, 13.05.2021 МАДИ вынесено постановление N 0356043010321051302003667, согласно которому ООО "СТИ такси" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.14.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вынесенным Постановлением, заявитель обратился с соответствующим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом наличия в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения.
Между тем, проверив в соответствии с требованиями вышеприведенной части 6 статьи 210 АПК РФ порядок привлечения Общества к административной ответственности, апелляционный суд пришел к выводу о несоблюдении МАДИ норм КоАП РФ в части извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола и вынесения оспариваемого постановления, что влечет признание привлечения к административной ответственности незаконным.
В качестве доказательств надлежащего извещения Общества о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела по существу Инспекцией в материалы дела представлены: извещение без даты, в котором указано на необходимость явки в МАДИ для совершения указанных процессуальных действий 13.05.2021 в 8-15 часов (л.д.82). Кроме того, представлен Отчет об отслеживании почтового отправления с почтовыми идентификатором 14580858962918 (л.д.83-84).
Из содержания Отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 14580858962918 на официальном сайте Почты России следует, что 19.04.2021 почтовая корреспонденция прибыла в место вручения, однако 20.04.2021 состоялась неудачная попытка вручения.
Между тем почтовые реестры, списки почтовых отправлений, опись вложения позволяющие сделать вывод о том, что названный отчет подтверждает факт направления в адрес Общества определения о возбуждении административного дела от 15.04.2021 и извещения о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, МАДИ не представлены.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении необоснованны.
В соответствии с положениями части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", подобные нарушения процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа, поскольку несоблюдение порядка привлечения к административной ответственности свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Допущенные административным органом процессуальные нарушения требований ч.1 ст.25.1, ч.5 ст.25.5, ст.ст.28.2, 29.10 КоАП РФ лишили заявителя гарантий, предусмотренных Кодексом об административном правонарушениях РФ, и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен 13.05.2021 и административное дело рассмотрено административным органом в тот же день - 13.05.2021 в отсутствие законного представителя Общества.
При этом надлежащих доказательств извещения законного представителя Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении в деле не имеется, МАДИ не представлено.
Отчет об отправлении почтового отправления не может быть принят в качестве доказательства надлежащего извещения заявителя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, так как его невозможно соотнести с извещением. Из Отчета не следует, что в адрес Общества было направлено именно это извещение, определение о возбуждении дела от 15.04.2021.
Таким образом, составив протокол и рассмотрев 13.05.2021 административное дело, МАДИ лишила Общество возможности реализовать гарантированные ему законом процессуальные права при осуществлении в отношении него административного производства - участвовать при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении, представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола и существу вменяемого ему правонарушения, а также воспользоваться квалифицированной помощью защитника.
При таких обстоятельствах нарушение административным органом положений статей 25.1, 28.2 КоАП РФ при вынесении оспариваемого постановления в один день с составлением протокола без участия представителя Общества носит существенный характер, что привело к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, не позволило рассмотреть дело об административном правонарушении полно и всесторонне, установить все значимые для дела обстоятельства.
Существенный характер допущенных нарушений является безусловным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа в силу части 2 статьи 211 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что МАДИ допущены нарушения КоАП РФ в части указания события правонарушения, за которое Общество привлечено к ответственности оспариваемым постановлением.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, событие административного правонарушения.
По смыслу ст. ст. 1.5, 2.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указание в протоколе об административном правонарушении (постановлении) на событие правонарушения предполагает описание фактических обстоятельств совершенных противоправных действий (бездействия), обеспечивающее возможность установления признаков состава административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что Общество привлечено к ответственности за нарушение п.91 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1586.
Однако в чем выразилось нарушение Обществом МАДИ ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении не указано.
Учитывая изложенное, требования заявителя подлежали удовлетворению, постановление МАДИ N 0356043010321051302003667 признанию незаконным и отмене.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.229, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.07.2021 по делу N А40-115926/21 (145-888) отменить.
Признать незаконным и отменить постановление МАДИ от 13.05.2021 г. N 0356043010321051302003667 о привлечении ООО "СТИ такси" к административной ответственности ч. 1 ст. 11.14.1 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 229 АПК РФ.
Судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-115926/2021
Истец: ООО "СТИ ТАКСИ"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДОРОЖНАЯ ИНСПЕКЦИЯ