г. Вологда |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 октября 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения Постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 10 августа 2021 года по делу N А05П-312/2021,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (адрес: 163069, город Архангельск, набережная Северной Двины, дом 28; ИНН 2901038317, ОГРН 1022900514515; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения Постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Коми-Сервис" (адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица им. В.И. Ленина, дом 33б, квартира 65; ИНН 2983006120; ОГРН 1078383000607; далее - Общество) о взыскании 26 729 руб. 24 коп. убытков, возникших в результате переплаты суммы страховой пенсии за период с 01.08.2019 по 30.11.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Сумарокова Ольга Петровна.
Решением суда от 10.08.2021 в иске отказано.
Учреждение с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Учреждение не располагало сведениями о факте работы Сумароковой О.П. в августе 2019 года, произвело перерасчет и выплату пенсии в повышенном размере, действуя в соответствии с нормами действующего законодательства. Обоснованный вывод можно сделать на основании отчетности формы СЗВ-СТАЖ за 2019 год с указанием периода работы застрахованного лица.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Сумарокова О.П. является получателем страховой пенсии по старости. Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета Сумарокова О.П. являлась работником Общества, которое как страхователь предоставляло о ней сведения по форме СЗВ-М.
Поскольку Общество не представило в установленный срок индивидуальные сведения об указанном застрахованном лице форме СЗВ-М за август 2019 года, Учреждение посчитало, что данное лицо не осуществляет трудовую деятельность, приняло 25.10.2019 решение об индексации с 01.08.2019 размера ее страховой пенсии в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Учреждение 31.07.2020 направило Обществу претензию с требованием возместить убытки в связи с непредставлением Обществом сведений формы СЗВ-М за август 2019 года в установленный срок.
Претензия оставлена Обществом без удовлетворения.
Как указано в иске, в связи с не представлением Обществом сведений формы СЗВ-М за август 2019 года в установленный срок, Сумароковой О.П. в период с 01.08.2019 по 30.11.2019 необоснованно произведена выплата страховой пенсии с учетом индексации как неработающему пенсионеру.
По расчету истца, размер убытков составил 26 729 руб. 24 коп.
Полагая, что убытки причинены по вине ответчика, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными по праву, отказал в иске.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 1064 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Как правомерно указал суд первой инстанции, для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.
В соответствии с пунктами 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ в редакции, действующей в спорный период, установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), в целях реализации положений частей 1-3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В силу части 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
При выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи (часть 9 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии со статьей 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (часть 1).
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3).
Как указал суд первой инстанции, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Учреждение в обоснование своей правовой позиции указало на то, что выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации за период с 01.08.2019 по 30.11.2019 осуществлялась работающему пенсионеру по вине Общества, несвоевременно представившего сведения о застрахованном лице по форме СЗВ-М за август 2019 года.
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная форма) за август 2019 года представлены Обществом 16.09.2019, в списке сотрудников Сумароква О.П. не значится; 21.11.2019 ответчик представил сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая форма) за август 2019 года, в списке сотрудников значится Сумарокова О.П.
В списках о застрахованных лицах (форма СЗВ-М), поданных Обществом в последующие месяцы (за сентябрь 2019 года - 15.10.2019, за октябрь 2019 года - 15.11.2019, за ноябрь 2019 года - 16.12.2019, за декабрь 2019 - 15.01.2020), Сумарокова О.П. присутствует.
Решение об индексации с 01.08.2019 размера страховой пенсии Сумароковой О.П. принято Учреждением 25.10.2019 на основании сведений, представленных страхователем за август 2019 года.
В соответствии со статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ Сумароковой О.П. начислена и выплачена индексация к фиксированной выплате страховой пенсии в размере 26 729 руб. 24 коп. за период с 01.08.2019 по 30.11.2019.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку сведения за сентябрь 2019 года представлены Обществом 15.10.2019, то есть до 25.10.2019, то о факте работы пенсионера в августе 2018 года на дату принятия решения об индексации Управление извещено, в рассматриваемом случае после представления Обществом сведений 15.10.2019 оснований для выплаты индексации не имелось. При этом Учреждение после указанной даты приняло решение о выплате индексации сумм пенсии Сумароковой О.П.
При этом суд указал, что фактически Учреждение имело возможность не производить выплату индексации с 01.08.2019, однако этого не сделало. В дальнейшем сведения о Сумароковой О.П. как о работнике Общество предоставляло Учреждению ежемесячно (15.11.2019, 16.12.2019, 15.01.2020).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что излишняя выплата индексации к пенсии Сумароковой О.П. в период с августа по ноябрь 2019 года в размере 26 729 руб. 24 коп. произошла не по вине Общества, а вследствие того, что Учреждение в нарушение требований части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ не проверило все имеющиеся у него сведения о застрахованных лицах и не уточнило факт осуществления Сумароковой О.П. трудовой деятельности.
Частью 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).
Согласно пункту 88 Правил, если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2-4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Как правомерно указал суд первой инстанции, в силу части 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ Учреждение обязано на основании представляемых страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежемесячно уточнять (выявлять) факт продолжения пенсионерами трудовой деятельности в целях выплаты им страховой пенсии с учетом индексации, а при установлении такого факт принять соответствующее решение. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружена соответствующая ошибка. Вопреки приведенным выше нормам Закона N 400-ФЗ, а также корреспондирующим им положениям Правил, Учреждение, своевременно получив от Общества сведения о факте осуществления застрахованным лицом работы за последующие периоды, начиная с сентября 2019 года, и не имея аналогичных сведений за август 2019 года, определяющих его статус, не обратилось к Обществу за разъяснениями, а приняло решение о выплате указанному лицу сумм страховой пенсии с учетом индексации, начиная с августа 2019 года, и ежемесячно производило соответствующие фиксированные выплаты по ноябрь 2019 года включительно.
Суд обоснованно указал, что заявленные убытки не находятся в прямой причинно-следственной связи с действиями Общества по несвоевременному предоставлению сведений, поскольку в Учреждении имелись сведения о Сумароковой О.П. как о застрахованном лице, работающем у Общества в 2019 году.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось, в иске отказано правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области Постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 10 августа 2021 года по делу N А05П-312/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05П-312/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ненецком автономном округе
Ответчик: ООО "Коми-Сервис"
Третье лицо: Сумарокова Ольга Петровна, ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Отдел по миграции УМВД России по Ненецкому автономному округу