г. Самара |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А55-2757/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Корастелева В.А., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
при участии:
от Министерства имущественных отношений Самарской области - представителя Дейер Н.В.(доверенность от 20.07.2021 N 64),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области - представителя Старковой Ю.К.(доверенность от 29.12.2020 N 12-7338),
от Министерства строительства Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Государственного автономного учреждения "Учебно-спортивный центр "Грация" - представителя Дейер Н.В.(доверенность от 25.06.2021 N 227),
от ФГБУ ФКП "Росреестр" по Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Общества с ограниченной ответственностью "Эксперт" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 августа 2021 года по делу N А55-2757/2021 (судья Степанова И.К.),
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области,
с участием третьих лиц - Министерства строительства Самарской области, Государственного автономного учреждения "Учебно-спортивный центр "Грация", ФГБУ ФКП "Росреестр" по Самарской области, Общества с ограниченной ответственностью "Эксперт"
о признании незаконным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление) о признании уведомления N 63/001/458/2020-210/2 от 06.11.2020 незаконным и просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Самарской области на объект недвижимости вспомогательного использования - трансформаторную подстанцию площадью 20,7 кв.м., расположенную по адресу: г. Самара, Кировский район, проспект Кирова, 145, в границах улиц Победа, Севастопольской, Физкультурной, Каховской, около физкультурно-спортивного комплекса "Грация" (кадастровый номер 63:01:0242001:555) на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0242001:14.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены: Министерство строительства Самарской области, Государственное автономное учреждение "Учебно-спортивный центр "Грация", ФГБУ ФКП "Росреестр" по Самарской области, Общество с ограниченной ответственностью "Эксперт".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 августа 2021 года уведомление N 63/001/458/2020-210/2 от 06.11.2020 Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области признано недействительным. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области в течение месячного срока по вступлении решения суда в законную силу осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Самарской области на объект недвижимости вспомогательного использования - трансформаторную подстанцию площадью 20,7 кв.м., расположенную по адресу: г. Самара, Кировский район, проспект Кирова, 145, в границах улиц Победа, Севастопольской, Физкультурной, Каховской, около физкультурно-спортивного комплекса "Грация" (кадастровый номер 63:01:0242001:555) на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0242001:14.
В апелляционной жалобе Управление просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 16 августа 2021 года по делу N А55-2757/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Управления апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представители заявителя и ГАУ "Учебно-спортивный центр "Грация" в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представителем министерства представлен отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно оспариваемому уведомлению N 63/001/458/2020-210/2 от 06.11.2020 управлением на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с истечением 5 ноября 2020 года срока приостановления, указанного в направленном уведомлении от 29 июля 2020 63/001/458/2020-210 о приостановлении государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) 63-63/001-63/001/458/2020-210, и неустранением приведенной(ых) в данном уведомлении причины (причин), препятствующей(их) осуществлению государственной регистрации прав, отказано в государственной регистрации прав.
В обоснование отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, управлением указано следующее.
Согласно ч.10 ст.40 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здания и сооружения осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Разрешения на ввод в эксплуатацию не представлено. На государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности представлено заключение специалиста от 10.07.2019, согласно которому трансформаторная подстанция, расположенная по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, проспект Кирова 145, в границах улиц Победа, Севастопольской, Физкультурной, Каховской, является вспомогательным объектом по отношению к основному зданию. К числу объектов капстроительства вспомогательного использования относятся здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания главного объекта капстроительства. Однако, исходя из назначения, трансформаторная подстанция имеет самостоятельное назначение и может быть предназначена для обслуживания неопределенного количества объектов капитального строительства. Таким образом, данное сооружение - трансформаторную подстанцию назвать вспомогательным объектом не представляется возможным. В порядке принятия дополнительных документов по заявлению вх. N63/001/316/2020-2745 от 21.09.2020 представлен ответ от 17.09.2020 N282 на получение уведомления о приостановлении от 05.08.2020. Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлены случаи, при которых выдача разрешения на строительство не требуется. В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Вместе с тем, Градостроительный кодекс РФ не содержит определение понятия "объект вспомогательного использования". Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее -Технический регламент о безопасности зданий и сооружений) к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, предусмотрено, что раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка" должен содержать в текстовой части, в том числе зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (в том числе основного и вспомогательного назначения) объектов капитального строительства для объектов производственного назначения (подпункт "з" пункта 12); раздел 6 "Проект организации строительства" должен содержать в графической части в том числе календарный план строительства, включая подготовительный период (сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, выделение этапов строительства) (подпункт "х" пункта 23); раздел 5 "Проект организации строительства" должен содержать в текстовой части в том числе перечень специальных вспомогательных сооружений, стендов, установок, приспособлений и устройств, требующих разработки рабочих чертежей для их строительства (при необходимости) (подпункт "с" пункта 38). Таким образом, создание зданий и сооружений вспомогательного использования должно предусматриваться в проектной документации объектов капитального строительства, однако проектная документация, что проектируемый объект является вспомогательным, не представлена.
Не согласившись с оспариваемым отказом, выраженном в оспариваемом уведомлении, заявитель обратился в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
26.12.2008 разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU-63301000-0803 был разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства: физкультурно - спортивный комплекс "Грация".
Заказчиком строительства данного комплекса являлось Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
В пункте 2 разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указано, что физкультурно-спортивный комплекс "Грация" состоит из двух зданий: здание физкультурно-спортивного комплекса и здание котельной. Вместе с тем, в рамках строительства указанного объекта фактически было возведено три здания: здание физкультурно-спортивного комплекса, здание котельной и здание трансформаторной подстанции.
Наличие здания трансформаторной подстанции в составе физкультурно-спортивного комплекса "Грация" заявитель считает подтвержденным, в частности, письмом департамента технического надзора министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30.03.2009 N В-56/0, а также письмом Министерства строительства Самарской области от 27.12.2012 N 3/9002. Впоследствии, 10.02.2009 приказом N 106 Министерства имущественных отношений Самарской области имущество построенного физкультурно-спортивного комплекса было изъято у Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и передано в оперативное управление государственному учреждению "Учебно-спортивный центр "Грация" (в настоящее время - государственное автономное учреждение Самарской области "Учебно-спортивный центр "Грация", ГУ УСЦ "Грация"). В соответствии с указанным приказом 04.03.2009 между министерством и учреждением был заключен договор об использовании имущества Самарской области на праве оперативного управления, приложением к которому является перечень объектов недвижимого и движимого имущества. Право оперативного управления ГУ УСЦ "Грация" (на момент осуществления государственной регистрации права - ГБУ СО УСЦ "Грация") на переданные объекты недвижимости - здание физкультурно-спортивного комплекса и здание котельной было зарегистрировано в установленном законом порядке. На этом основании заявитель считает, что при передаче имущества от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области к ГУ УСЦ "Грация" фактически произошла передача трех зданий, при документальном оформлении только двух из них, а именно: в перечне объектов недвижимого имущества отсутствовал объект - трансформаторная подстанция. По объяснениям заявителя, данный объект не был надлежащим образом оформлен заказчиком строительства - Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в качестве самостоятельного объекта капитального строительства, однако фактически был включен в стоимость основного объекта - физкультурно-спортивного комплекса.
Заявитель указывает на правовую неопределенность статуса данного объекта, на невозможности его отражения в бухгалтерском учете учреждения со всеми вытекающими отсюда последствиями (невозможность уплаты налога на недвижимость, невозможность планирования и осуществления бюджетного финансирования затрат на содержание данного объекта и т.д.). По объяснениям заявителя, изначально строительство объекта осуществлялось на земельном участке, предоставленном Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в установленном законом порядке, разрешенное использование земельного участка было обозначено "для строительства". В настоящее время объект располагается в границах земельного участка, находящегося в собственности Самарской области и принадлежащего ГАУ СО УСЦ "Грация" на праве постоянного (бессрочного) пользования со ссылкой на технический план, кадастровый паспорт, распоряжение Правительства Самарской области от 22.01.2010 N 10-р и свидетельство о праве постоянного бессрочного пользования на земельный участок, разрешенное использование которого - для размещения объектов физической культуры и спорта.
Заявитель ссылается на то, что трансформаторная подстанция не является объектом физической культуры и спорта, но на этом же земельном участке располагается физкультурно-оздоровительный комплекс, являющийся объектом физической культуры и спорта. По отношению к нему объект выполняет обслуживающую функцию, без него комплекс не может функционировать в качестве объекта физической культуры и спорта. Нахождение объекта на данном земельном участке соответствует целевому использованию земельного участка (территориальная зона - общественно-деловая зона городского значения (Ц-2), действие градостроительного регламента на данный земельный участок не распространяется со ссылкой на письмо департамента градостроительства г.о. Самара от 17.04.2017.
Заявитель считает, что на объект, расположенный по адресу г. Самара, Кировский район, проспект Кирова, 145, в границах улиц Победа, Севастопольской, Физкультурной, Каховской и возведенный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (заказчик строительства), разрешение на строительство не требовалось, поскольку данный объект является объектом вспомогательного использования и в силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на его строительство не требуется. Кроме того, данный объект был возведен на земельном участке в соответствии с целевым использованием такого земельного участка, его нахождение на данном земельном участке соответствует целевому использованию земельного участка и не нарушает требования Градостроительного регламента.
Исходя из смысла и содержания норм действующего законодательства, под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным). Заявитель считает, что им представлены все необходимые для государственной регистрации документы, поскольку государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные объекты вспомогательного использования осуществляются на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений. Заявитель ссылается на письмо от 13.04.2020 N 3215-АБ/20 "Об объектах вспомогательного использования", в котором Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии однозначно указала на необходимость осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объектов вспомогательного использования при наличии определенных критериев, которым, по мнению заявителя, в полном объеме соответствует спорный объект - трансформаторная подстанция.
Заявитель ссылается на представленное на государственную регистрацию в числе других документов заключение кадастрового инженера, согласно которому, трансформаторная подстанция является объектом вспомогательного использования по отношению к основному зданию, то есть выполняет обслуживающую функцию по отношению к основному объекту - физкультурно-спортивному комплексу.
Ссылаясь на положения ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ, п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, п. 10 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", управление указывает на то, что по смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Основными критериями отнесения объектов к объектам вспомогательного использования управление считает следующие: наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен; невозможность самостоятельного использования объекта для иной деятельности.
В отсутствии проектной документации с указанием на то, что планируемый к возведению объект является объектом вспомогательного использования, с учетом назначения трансформаторной подстанции как таковой управлению не представляется обоснованным вывод о невозможности ее использования и в целях обслуживания иных зданий, либо как полностью самостоятельного объекта недвижимости. Расположение трансформаторной подстанции на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0242001:14, то есть на том же земельном участке, где расположено и основное здание физкультурно-спортивного комплекса с кадастровым номером 63:01:0242001:555, управление не считает достаточным основанием для определения объекта в качестве вспомогательного.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 2 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу статьи 131 ГК РФ в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац 2 пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
При разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Пунктом 1 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, то есть таких, которые предназначены для обслуживания основных объектов строительства.
Учитывая назначение и особенности гражданского оборота недвижимости, Гражданский кодекс и Закон о регистрации предусматривают осуществление государственной регистрации вещных прав и сделок только в отношении объектов, имеющих признаки, установленные статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8.1 ГК РФ введены принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, среди которых названы принципы публичности и достоверности государственного реестра, обеспечивающие открытость и доступность сведений, содержащихся в ЕГРП, для неограниченного круга лиц, а также достоверность, бесспорность зарегистрированных в реестре прав.
Достоверность государственного реестра означает также бесспорность принадлежности объекта, на который зарегистрированы вещные права, к недвижимому имуществу. Иное свидетельствует о недостоверности реестра.
Из материалов дела следует, что 26.12.2008 разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N RU-63301000-0803 был разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - физкультурно - спортивный комплекс "Грация".
Заказчиком строительства данного комплекса являлось Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
В пункте 2 разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указано, что физкультурно-спортивный комплекс "Грация" состоит из двух зданий: здание физкультурно-спортивного комплекса и здание котельной.
Однако в рамках строительства указанного объекта фактически было возведено три здания: здание физкультурно-спортивного комплекса, здание котельной и здание трансформаторной подстанции.
Наличие здания трансформаторной подстанции в составе физкультурно-спортивного комплекса "Грация" подтверждается письмом департамента технического надзора министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30.03.2009 г. N В-56/0, письмом Министерства строительства Самарской области от 27.12.2012 N 3/9002.
Впоследствии, 10.02.2009 приказом N 106 Министерства имущественных отношений Самарской области имущество построенного физкультурно-спортивного комплекса было изъято у Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и передано в оперативное управление государственному учреждению "Учебно-спортивный центр "Грация" (в настоящее время - государственное автономное учреждение Самарской области "Учебно-спортивный центр "Грация").
В соответствии с указанным приказом 04.03.2009 между министерством и учреждением был заключен договор об использовании имущества Самарской области на праве оперативного управления, приложением к которому является перечень объектов недвижимого и движимого имущества.
Право оперативного управления ГУ УСЦ "Грация" (на момент осуществления государственной регистрации права - ГБУ СО УСЦ "Грация") на переданные объекты недвижимости - здание физкультурно-спортивного комплекса и здание котельной - было зарегистрировано в установленном законом порядке (свидетельства о государственной регистрации права от 19.09.2012 63-АИ N 154214, 63-АИ N 154213).
Таким образом, при передаче имущества от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области к ГУ УСЦ "Грация" фактически произошла передача трех зданий, при документальном оформлении только двух из них, а именно: в перечне объектов недвижимого имущества отсутствовал объект -трансформаторная подстанция.
Согласно техническому плану здания и заключению кадастрового инженера, назначение здания - нежилое здание, наименование здания - трансформаторная подстанция, площадь 20,7 кв. м, год завершения строительства - 2008, нежилое здание (трансформаторная подстанция) является вспомогательным по отношению к основному зданию (Физкультурно-спортивный комплекс "Грация") с кадастровым номером 63:01:0242001:555, т.е. выполняет обслуживающую функцию по отношению к основному объекту. Основное здание и вспомогательный объект располагаются в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0242001:14.
Согласно заключению специалиста от 10.07.2019 объект "трансформаторная подстанция" представляет собой нежилое здание, которое установлено на капитальном фундаменте, стены ж/б плиты, крыша ж/б плита перекрытия. В данном случае нежилое здание (трансформаторная подстанция) является вспомогательным объектом по отношению к основному зданию (Физкультурно-спортивный комплекс "Грация") с кадастровым номером 63:01:0242001:555, т.е. выполняет обслуживающую функцию по отношению к основному объекту. Основное здание и вспомогательный объект располагаются в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0242001:14.
Согласно общей пояснительной записки 220/03-ОПЗ ООО "Русич" (генеральный подрядчик строительства физкультурно-спортивного комплекса "Грация") указана трансформаторная подстанция - одноэтажное здание блочного типа с размером в осях в плане 4.97х4,64 м. На площадке центра предусмотрено строительство здания 2-х трансформаторной, блочной, комплектной понизительной подстанции 10/0.4 кВ мощностью 2х1000 кВА типа 2БКТП-1000 с оборудованием на высокой стороне типа RM6, а низкой стороне панели ЩО 70-М.
Учитывая изложенное, спорный объект- трансформаторная подстанция является объектом недвижимости, она не может использоваться отдельно от основного здания (Физкультурно-спортивный комплекс "Грация"), ее демонтаж нарушит функциональное предназначение основного здания, объект располагается в границах земельного участка, находящегося в собственности Самарской области и принадлежащего ГАУ СО УСЦ "Грация" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается техническим планом здания, заключением кадастрового инженера, кадастровым паспортом, распоряжением Правительства Самарской области от 22.01.2010 N 10-р, свидетельством от 31.10.2011 о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования на земельный участок, заключением специалиста от 10.07.2019. Разрешенное использование земельного участка - для размещения объектов физической культуры и спорта.
Трансформаторная подстанция, являющаяся предметом спора, имеет класс напряжения 10 кВ, что подтверждается представленными документами: разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 09.06.2009, общей пояснительной запиской 220/03-ОПЗ, подготовленной ООО "Русич", является объектом вспомогательного использования по отношению к основному зданию - Физкультурно-спортивный центр "Грация" и не требует при возведении разрешения на строительство.
Трансформаторная подстанция не является объектом физической культуры и спорта, но на этом же земельном участке располагается физкультурно-оздоровительный комплекс, являющийся объектом физической культуры и спорта. По отношению к нему спорный объект выполняет обслуживающую функцию, без него комплекс не может функционировать в качестве объекта физической культуры и спорта. Нахождение объекта на данном земельном участке соответствует целевому использованию земельного участка (территориальная зона - общественно-деловая зона городского значения (Ц-2), действие градостроительного регламента на данный земельный участок не распространяется (письмо Департамента градостроительства г.о. Самара от 17.04.2017 N Д05-01-01/3386-0-1).
По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования. Между тем, основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Спорный объект отвечает указанным критериям.
Материалами дела подтверждается, что на спорный объект, расположенный по вышеуказанному адресу и возведенный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (заказчик строительства), разрешение на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию не требовалось, поскольку данный объект является объектом вспомогательного использования, что следует из представленных в дело документов. Обратного управлением не доказано. Данный объект является объектом недвижимого имущества, что Управлением не оспаривалось..
Довод управления о том, что спорный объект недвижимости может быть предназначен для эксплуатации не только здания физкультурно-спортивного центра, не имеет документального подтверждения, основан на предположении и правомерно отклонен судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о несоответствии закону уведомления N 63/001/458/2020-210/2 от 06.11.2020 Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области и обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области в течение месячного срока по вступлении решения суда в законную силу осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Самарской области на объект недвижимости вспомогательного использования - трансформаторную подстанцию площадью 20,7 кв.м., расположенную по адресу: г. Самара, Кировский район, проспект Кирова, 145, в границах улиц Победа, Севастопольской, Физкультурной, Каховской, около физкультурно-спортивного комплекса "Грация" (кадастровый номер 63:01:0242001:555) на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0242001:14.
Доводы апелляционной жалобы Управления полностью повторяют доводы оспариваемого отказа и, по сути, являются изложением позиции ответчика по делу. Между тем, доводы ответчика рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит. Законность оспариваемого отказа ответчика материалами настоящего дела не подтверждена.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 августа 2021 года по делу N А55-2757/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2757/2021
Истец: Министерство имущественных отношений Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Ассоциация "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих", ГАУ "Учебно-спортивный центр "Грация", Министерство строительства Самарской области, ООО "Эксперт", ФГБУ "ФКП Росреестра", Государственное автономное учреждение "Учебно-спортивный центр "Грация"