г. Владимир |
|
19 октября 2021 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.08.2021 по делу N А43-22132/2021, принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области о привлечении акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" (ОГРН 1027700034493, ИНН 7728029110) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии в деле третьего лица - Пономаренко Александра Михайловича
при участии:
от заявителя - не явился, извещен
от ответчика - не явился, извещен
от третьего лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (далее - заявитель, Управление) с заявлением о привлечении акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" (далее - ответчик, общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен гражданин Пономаренко А.М. (далее - третье лицо).
Решением от 24.08.2021 по делу N А43-22132/2021 суд привлек АО "ТД"Перекресток" к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 700 000 (семьсот тысяч) рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "ТД"Перекресток" обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит Изменить решение суда первой инстанции - снизить размер штрафа до половины суммы, предусмотренной санкцией статьи вменяемого правонарушения - до 350 000 руб.
АО "ТД"Перекресток" с вынесенным решением Арбитражного суда Нижегородской области не согласен, настаивает, что ответственность за реализацию продукции с истекшим сроком годности при имеющихся обстоятельствах должно нести должностное лицо - директор универсама, а не организация, т.к. именно директор универсама обеспечивает контроль за деятельностью конкретного объекта торговли. Кроме того, по мнению ответчика, применение в отношении АО "ТД "Перекресток" штрафа в размере 700 000 рублей является несоразмерным наказанием за указанное правонарушение, наносит существенный финансовый ущерб торговой сети. Учитывая характер административного правонарушения, тяжесть содеянного, отсутствие неблагоприятных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан, ответчик просит суд уменьшить размер штрафа до половины суммы, предусмотренной санкцией статьи вменяемого правонарушения.
В судебное заседание представители заявителя, ответчика и третьего лица не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области поступили обращения гражданина (N 6186/ж-2021 от 11.05.2021, N 6592/ж-2021 от 18.05.2021, N 6970/ж-2021 от 25.05.2021, N 7774/ж-2021 с приложением видеоматериалов), касающиеся реализации в магазинах "Перекресток" по адресам: г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, д. 82, Казанское шоссе, д.4А, пищевой продукции с нарушением требований законодательства в сфере технического регулирования.
При рассмотрении данных обращений Управлением установлено, что 11.05.2021 в магазине "Перекресток" по адресу: г Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, д. 82 в реализации находилась пищевая продукция с истекшими сроками годности, а именно: хлеб пшеничный из муки высшего сорта, упакованный в потребительскую тару, изготовитель ООО "Компания Хлебный дом", масса 0,5 кг, дата изготовления 06.05.2021, срок годности 3 суток, срок годности истек 09.05.2021, данный продукт поражен плесенью; Ватрушка "Домашняя", торговая марка "Сормовский хлеб", дата изготовления 08.05.2021 время 03:00, срок годности 3 суток, срок годности истек 11.05.2021 в 03:00; Изделия хлебобулочные сдобные "Ватрушка к чаю", произведено 09.05.2021 время 03:00, срок годности истек 11.05.2021 в 03:00. 10.05.2021 в 17 ч. 23 мин. в магазине "Перекресток" по адресу: г Нижний Новгород, Казанское шоссе, д. 4А в реализации находилась пищевая продукция с истекшими сроками годности, а именно: изделие кулинарное мясосодержащее охлажденное, блюдо первое обеденное, суп гороховый с копченостями, изготовитель ООО "Производственная компания Славянская трапеза", масса 390г, дата изготовления и упаковывания 09.04.2021, срок годности 30 суток, срок годности истек 08.05.2021. 18.05.2021 в 08 ч. 08 мин. в магазине "Перекресток" по адресу: г Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, д. 82 в реализации находилась и была продана пищевая продукция с истекшими сроками годности, а именно: йогурт с клубникой м.д.ж. 1,5%, торговая марка "Вкуснотеево", масса 750г, дата изготовления 26.04.2021, годен до 18.05.2021.
Кроме того, 07.06.2021 в 08 ч. 27 мин. в магазине "Перекресток" по адресу: г Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, д. 82 в реализации находилась и была продана пищевая продукция с истекшими сроками годности, а именно: тенд. Салака х/к, масса 128г, упаковано 04.06.2021 в 11 ч. 57 мин., срок годности фасованной продукции 48 часов при температуре от +2 до +6 °С; сыр "Марсенталь Арабеск" 50%, 0,198 кг, изготовитель АО "Сернурский сырзавод", изготовлено и упаковано 01.06.2021 в 14 ч. 50 мин., годен до 06.06.2021; пирожное ЧАО, упаковано 04.06.2021 в 09 ч. 15 мин., срок годности 48 часов при температуре от +2 до +6 °С.
Приложенные к обращениям (N 6186/ж-2021 от 11.05.2021, N 6592/ж-2021 от 18.05.2021, N 6970/ж-2021 от 25.05.2021, N 7774/ж-2021) видеоматериалы свидетельствуют о том, что на момент реализации 10.05.2021, 11.05.2021, 18.05.2021, 07.06.2021 в магазинах "Перекресток" по адресам: г.Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, д. 82, Казанское шоссе, д.4А, вышеуказанная пищевая продукция находилась на реализации с истекшими сроками годности.
Усмотрев в деянии АО "ТД"Перекресток" признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ, 01.07.2021 уполномоченное должностное лицо административного органа в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества (л.д. 33-35) составило протокол об административном правонарушении N 21060127.
Материалы проверки переданы для рассмотрения в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ответчика к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ, и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.
Действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут административную ответственность по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В свою очередь повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 36 Закона N 184-ФЗ).
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со статьей 15 Закона N 52-ФЗ пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования. К отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Из статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) следует, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно части 1 статьи 20 Закона N 29-ФЗ при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов. Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), объектами технического регулирования которого являются пищевая продукция, а также связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации. Согласно статье 4 ТР ТС 021/2011 под пищевой продукцией понимаются продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье. Срок годности пищевой продукции - период времени, в течение которого пищевая продукция должна полностью соответствовать предъявляемым к ней требованиям безопасности, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, а также сохранять свои потребительские свойства, заявленные в маркировке, и по истечении которого пищевая продукция не пригодна для использования по назначению.
Частями 1, 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011 установлено, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
В силу части 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (часть 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011).
Пунктом 8.24 СП 2.3.6.1066-01 предусмотрен запрет реализации в организациях торговли продукции с истекшими сроками годности.
В соответствии с абзацем 6 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении" к числу некачественной и опасной пищевой продукции отнесена пищевая продукция, сроки годности которой истекли. Таким образом, пищевая продукция с истекшим сроком годности, не может быть реализована и использована по своему прямому назначению, кроме того, такая пищевая продукция является опасной для использования.
Согласно пункту 3.1.1 "СанПиН 2.3.2.1324-03. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" срок годности пищевого продукта определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого пищевой продукт пригоден к использованию, либо даты, до наступления которой пищевой продукт пригоден к использованию.
Таким образом, формулировка "годен до" означает, что с 00.00 час. указанной даты срок годности продукции считается истекшим.
Между тем судом установлено и ответчиком не оспаривается, в нарушение вышеназванных норм права, обществом в магазинах "Перекресток" произведена реализация потребителю пищевых продуктов, поименованных выше, с истекшим сроком годности.
Названное обстоятельство подтверждено совокупностью следующих доказательств: обращениями потребителя; приложенными потребителем видеозаписями, на которых зафиксирован факт приобретения продукции с истекшим сроком годности, и по существу обществом не оспаривалось.
Такие недостатки товара, как истечение срока годности, при должной осмотрительности не могло быть не замечено ответчиком, поскольку соблюдение Технического регламента полностью находится в ведении общества.
Из представленных в дело материалов усматривается, что 10.05.2021, 11.05.2021, 18.05.2021, 07.06.2021 в магазинах "Перекресток" по адресам: г.Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, д. 82, Казанское шоссе, д.4А, АО "ТД"Перекресток" осуществлена продажа товаров с истекшем сроком годности.
По мнению суда, общество обладало всеми необходимыми организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, имело возможность и было обязано принять все зависящие меры по соблюдению сроков реализации продуктов.
Доводы ответчика о том, что ответственность за реализацию продукции с истекшим сроком годности при имеющихся обстоятельствах должно нести должностное лицо - директор универсама, а не организация, т.к. именно директор универсама обеспечивает контроль за деятельностью конкретного объекта торговли судом отклоняются, как основанный на неверном толковании законодательства, поскольку юридическое лицо несет ответственность за действия своих работников.
При этом суд учитывает, что ответственность за административное правонарушение по статье 14.43 КоАП РФ наступает вне зависимости от вины конкретных должностных лиц общества.
Неисполнение данными должностными лицами своих должностных обязанностей не исключает возможности привлечения самого юридического лица к административной ответственности в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ.
Ссылка общества на осуществление постоянного контроля за товарами с истекшими сроками годности не опровергает факт реализации потребителю товаров с истекшим сроком годности.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП Российской Федерации формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В рассматриваемом случае АО "ТД"Перекресток" имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства при реализации продукции.
Запрет на реализацию пищевых продуктов, материалов и изделий с истекшим сроком годности установлен пунктом 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) и статьей 3 Закона N 29-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что пищевые продукты, сроки годности которых истекли, признаются некачественными и опасными.
В пункте 4 статьи 5 Закона N 2300-1 указано на то, что продукты питания с истекшими сроками годности считаются непригодными для использования по назначению. То есть в действующем законодательстве имеется следующая юридическая презумпция: пищевые продукты, сроки годности которых истекли, в силу одного лишь этого обстоятельства являются некачественными, непригодными для использования по назначению и опасными для жизни и здоровья потребителей.
Указанные выше правовые нормы являются императивными и носят обязательный характер.
Реализация АО "ТД"Перекресток" продукции с истекшим сроком годности создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, потребителей такой продукции.
Из протокола об административном правонарушении следует, что обществу вменяется правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена часть 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 названной статьи.
В протоколе об административном правонарушении установлено, что решениями Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-718/2021 от 04.03.2021, по делу N А43-962/2021 от 05.03.2021 АО "ТД"Перекресток" привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа.
На момент совершения административного правонарушения указанные решения вступили в законную силу.
Таким образом, административный орган пришел к верному выводу о наличии в действиях общества, с учетом повторного совершения, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.43 КоАП РФ.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не усматривается, поскольку совершенное обществом правонарушение необходимо отнести к категории существенных, так как создает угрозу причинения вреда здоровью граждан, поскольку реализация продукции с истекшим сроком годности представляет угрозу жизни и здоровью граждан.
Граждане, должностные лица, юридические лица обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности.
Суд, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, учитывая большое количество продукции с истекшим сроком годности и магазинов, реализующих просроченную продукцию, что свидетельствует о реальной угрозе жизни и здоровья граждан, не находит исключительности в характере совершенного административного правонарушения, поскольку выявленные нарушения посягают на охраняемое Конституцией Российской Федерации и иными нормативными актами право граждан на охрану здоровья. Наличие продукции с истекшим сроком годности предлагаемой покупателям на полках магазина представляет собой угрозу причинения вреда жизни и здоровья людей и свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к требованиям действующего законодательства.
При этом в силу приведенных выше обстоятельств допущенное обществом нарушение создает существенную угрозу жизни и здоровью граждан.
В связи с чем, совершенное ответчиком правонарушение не может квалифицироваться судом в качестве малозначительного.
Возможности замены обществу административного наказания на предупреждение судом не усматривается в силу следующего.
Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
На основании части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу.
Таким образом, условиями применения правила статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является: 1) наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; 2) правонарушение совершено им впервые; 3) вследствие совершения правонарушения не причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб; 4) правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В отсутствие в совокупности всех указанных выше обстоятельств возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, совершенное административное правонарушение создает угрозу жизни и здоровью людей.
При таких обстоятельствах, в силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у суда отсутствуют достаточные и необходимые в совокупности основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначения обществу административного наказания в виде предупреждения.
Довод АО "ТД"Перекресток" о возможности снижения размера штрафа ниже низшего предела судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен, поскольку согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II этого Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, назначение наказания ниже низшего предела также обусловлено наличием исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения.
При этом суд принимает во внимание, что наличие продукции с истекшим сроком годности на полках магазинов представляет собой угрозу причинения вреда жизни и здоровья потребителей.
Кроме того, за совершение аналогичных правонарушений ответчик ранее неоднократно привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения.
Однако АО "ТД"Перекресток" должных выводов для себя не сделало и снова совершило аналогичное правонарушение, допустив к продаже просроченную продукцию.
При этом снижение размера суммы штрафа не приводит к снижению объемов просроченной продукции и уменьшению количества магазинов, реализующих товар с истекшим сроком годности.
Исключительных обстоятельств, обусловивших совершение настоящего административного правонарушения, судом не установлено, доказательства тяжелого финансового и материального положения ответчика в материалах дела отсутствуют и ответчиком ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении настоящего дела не представлены.
В связи с чем, основания для снижения (уменьшения) размера штрафа отсутствуют.
Существенных нарушений процессуальных требований со стороны административного органа при производстве по административному делу не установлено, оспариваемое постановление вынесено в пределах давностного срока, при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность привлечения заявителя к административной ответственности или освобождения его от административной ответственности.
На основании вышеизложенного, учитывая указанные обстоятельства и характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя, суд первой инстанции правомерно назначил наказание в минимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в минимальном размере 700000 рублей.
Назначение АО "ТД"Перекресток" административного наказания в виде наложения штрафа в размере 700 000 рублей в данном случае соответствует принципу справедливости и соразмерности.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции. Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.08.2021 по делу N А43-22132/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-22132/2021
Истец: Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области
Ответчик: АО "ТД "Перекресток"
Третье лицо: Пономаренко А.М.