г. Самара |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А55-20059/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В. и Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А., с участием:
от ПАО "Т Плюс" - Ефимова М.В., доверенность от 21.12.2020,
иные участники не явились, о времени и мете судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Никольское"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июля 2021 года по делу N А55-20059/2020 (судья Михайлова М.В.), принятое
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс"
к товариществу собственников недвижимости "Никольское"
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Т Плюс" обратилось в арбитражный суд с иском к ТСН "Никольское" об обязании предоставить доступ и возможность подключения коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и ГВС к единой автоматизированной информационно-измерительной системе технологического и коммерческого учета и передачи показаний указанных приборов учета на объекте теплоснабжения по договору N 50169ко от 15.05.2017.
Определением от 15.03.2021 произведена замена истца Акционерного общества "Предприятие тепловых сетей" (ИНН 6315530348) на его правопреемника Публичное акционерное общество "Т Плюс" (ИНН 6315376946).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 июля 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСН "Никольское" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционный суд решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ТСН "Никольское" участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель ПАО "Т Плюс" доводы апелляционной жалобы не поддержал, просил отказать в удовлетворении.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министерства энергетики РФ N 755 от 20.10.2014 года присвоен статус Единой теплоснабжающей организации в зонах деятельности источников теплоснабжения на территории г.о. Самара.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 808 от 08.08.2012 года "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления (далее -уполномоченные органы) при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа. В силу изложенного АО "ПТС" является теплоснабжающей организацией, в соответствии со схемой теплоснабжения г. Самара.
Истец, на основании договора N 50169ко от 15.05.2017 г., заключенного с ТСН "Никольское" (далее -Ответчик), осуществляет деятельность по снабжению тепловой энергии и теплоносителем, в том числе как горячей водой на нужды горячего водоснабжения объектов ответчика, расположенных по адресу в г. Самара (далее именуемый- объект теплоснабжения):
На основании заключенного агентского договора N R110-FA057/01-020/0014-2019 от 28.06.2019 г. (далее - Агентский договор) в качестве агента ресурсоснабжающей организации (РСО) в отношениях с потребителями и третьими лицами выступает агент - АО "Энергосбыт Плюс" Самарский филиал.
В соответствии с вышеуказанным агентским договором ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" действуя в интересах истца письмом исх.N 7100-09/22-05557 от 28.04.2020 обращалось в адрес ответчика с требованием обеспечить доступ к общедомовым приборам учета для установки (ОДПУ) в МКД для установки оборудования автоматизированной информационно-измерительной системы учета ресурсов (далее - ЕАИИС ТиКУ) и передачи показаний приборов учета.
30.09.2020 ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" задокументировал отказ от допуска к энергопринимающим устройствам, для установки вышеуказанных электронных устройств.
25.05.2020 г. ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" обратился с досудебной претензией 71100-09/22-06531 с просьбой предоставить доступ к приборам учета для установки УСПД (ОДПУ). На письмо Ответчик не ответил, доступ не предоставил.
Уклонение ответчика от предоставления доступа к ОДПУ для установки оборудования ЕАИИС ТиКУ и передачи показаний приборов учета, послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
В соответствии с пп. "ж" п. 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения помимо прочего предусматривается обязанность исполнителя предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам.
При этом, расходы на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета и передачи показаний приборов не должны возлагаться на потребителей и ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случая, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно п. 9 Правил N 1034 теплоснабжающая организация, теплосетевая организация и потребитель имеют право установки на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя, в том числе для дистанционного снятия показаний с тепловычислителя, не препятствующих при этом осуществлению коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и не влияющих на точность и качество измерений.
В силу п. 5 ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Из положений Правил N 491 следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно подп. "к" п. 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, обеспечение исполнителем надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых ресурсов.
Учитывая изложенное, обязанность предоставить предусмотренную подп. "ж" п. 18 Правил N 124 и п. 9 Правил N 1034 возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к названным системам передачи показаний приборов учета путем установки УСПД возлагается на Абонента. Оказание содействия в согласовании возможности подключения к таким системам, обеспечение доступа к общедомовому прибору учета входит в полномочия Абонента, права собственников помещений в многоквартирном доме при этом не нарушаются.
Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ от 26.0б.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями этого Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством РФ об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством РФ о техническом регулировании обязательных требований.
В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Нарушение обязательных требований к условиям эксплуатации средств измерений, приводящее к искажению показателей точности измерений, исключает возможность применения таких средств для использования по назначению, в том числе для целей учета объема потребления ресурса.
В силу п. 3 ст. 543 Гражданского кодекса РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов, оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
При этом приборы учета тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды, на которые надлежит установить УСПД, размещены на территории, подконтрольной абоненту, куда Общество свободного доступа не имеет, что потенциально допускает подконтрольное владельцу территории нарушение обязательных требований к условиям эксплуатации средства измерения для искажения показателей точности измерений и исключения возможности применения УСПД для использования по назначению.
При таких обстоятельствах, с учетом изложенного выше, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что обязанность обеспечить надлежащие условия эксплуатации и функционирования УСПД возлагается на Абонента.
Кроме того Приказом Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", автоматизация расчетов за потребляемые энергетические ресурсы, внедрение систем дистанционного снятия показаний приборов учета используемых энергетических ресурсов относятся к мероприятиям по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда.
Указанные меры определены в том числе и положениями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ. Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов, на исполнителя коммунальных услуг должна быть возложена обязанность предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к названным системам и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета.
Податель жалобы возражая против требований истца, указал, что в заключенном договоре N 50169ко от 15.05.2017 отсутствуют условия об обязанности ответчика предоставить доступ и возможность подключения коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и ГВС к единой автоматизированной информационно-измерительным системам учета.
Указанный довод отклоняется апелляционным судом, поскольку согласно пунктом 3.1 договора установлено, что точки поставки потребителя должны быть оборудования приборами учета энергетических ресурсов, допущены к эксплуатации в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, действующих на момент ввода прибора учета в эксплуатацию.
Согласно п. 3.2 договора потребитель обеспечивает в течение срока действия договора сохранность, своевременную проверку средств измерений, надлежащее техническое состояние и работоспособность установленных на объектах потребителя коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах.
В соответствии с п. 3.3 потребитель рассчитывается за отпущенные тепловую энергию по допущенным в эксплуатацию представителем теплоснабжающей организации коммерческим приборам учета потребителя. Объем энергетических ресурсов в МКД, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период.
Пунктом 2.3.16 договора предусмотрена прямая обязанность потребителя предоставить теплоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета объектов Потребителя к автоматизированным информационно-измерительным системам учета энергетических ресурсов и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам.
Таким образом, требования истца не удовлетворены ответчиком в добровольном порядке в полном объеме, поскольку фактическое подключения прибора учета тепловой энергии к единой автоматизированной информационно-измерительной системе технологического и коммерческого учета не осуществлено в полном объеме. Доступ оборудования истца к электроэнергии не предоставлен.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ, статьей 333.21 НК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы - ответчика по делу.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июля 2021 года по делу N А55-20059/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20059/2020
Истец: АО "Предприятие тепловых сетей"
Ответчик: ТСН "Никольское"
Третье лицо: ПАО "Т Плюс"