г. Пермь |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А60-18469/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
представителя заявителя, Шмыриной Т.К., действующей по доверенности N 66АА 6593277 от 03.02.2021, предъявлены паспорт, диплом;
иные лица, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 июля 2021 года
по делу N А60-18469/2021
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к Уральскому управлению Государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта" (ИНН 6659118799, ОГРН 1056603160712)
третье лицо - Пермская транспортная прокуратура
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 29.03.2021 N 13075/21,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российский железные дороги" (далее - заявитель, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральскому управлению Государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта" (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 29.03.2021 N 13075/21.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Пермская транспортная прокуратура.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой.
Согласно доводам, приведенным в жалобе, заявитель, ссылаясь на разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, полагает, постановление вынесено неуполномоченными на то должностными лицами административного органа, поскольку местом совершения вменяемого ОАО "РЖД" правонарушения является Пермский край Приволжского федерального округа; компетенция должностного лица Управления УГЖДН с местом нахождения в городе Челябинске не распространяется на указанную территорию. Считает, что оснований для признания ОАО "РЖД" виновным в уклонении от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры не имеется, поскольку законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры в виде оборудования распространяется только к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт объектам. Отмечает, станция Яйва оборудована двумя пешеходными переходами, в связи с чем, в случае возможности перекрытия пешеходного перехода на 168 км ПК 9, свободным остается пешеходный переход на 169 км ПК 2, что в полной мере обеспечивает гражданам, в том числе инвалидам и иным маломобильным группам населения, возможность безопасно пересечь железнодорожные пути станции Яйва. Указывает, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, по выявленные случаи 08.01.2021, 28.01.2021 истек, в связи с чем, они не могут рассматриваться в качестве события вмененного ОАО "РЖД" правонарушения. Обращает внимание, что ОАО "РЖД" по согласованию с Пермской общественной организацией "Всероссийское общество инвалидов" разработан и 25.10.2018 утвержден Регламент оказания практической помощи инвалидам и маломобильны группам населения Пермского края при осуществлении ими поездок в пригородном и дальнем сообщениях в пределах полигона Свердловской железной дороги.
Административный орган в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами апеллянта, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Пермская транспортная прокуратура отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя на доводах жалобы настаивал, просил решение суда, постановление о назначении административного наказания от 29.03.2021 N 13075/21 признать незаконными и отменить.
Административный орган, третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Пермской транспортной прокуратурой на основании решения от 27.01.2021 N 12 депутата Думы Александровского муниципального округа Михалева А.И. в интересах жителей пос. Яйва Свердловской железной дороги проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о профилактике непроизводственного травматизма.
В ходе проверки установлено, что оборудованные спуски с береговых платформ не соответствуют предъявляемым требованиям безопасности и доступности для маломобильной группы населения.
29.03.2021 Уральским Управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта вынесено постановление о назначении административного наказания N 13075/21, которым ОАО "Российские железные дороги" привлечено к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО "Российские железные дороги" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствия оснований для освобождения общества от административной ответственности.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Правоотношения в сфере обеспечения доступности инфраструктуры железнодорожного транспорта для инвалидов регулируются Конвенцией о правах инвалидов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 N 61/106 (ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ), Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
В силу статьи 15 Закона N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе:
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты транспортной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона N 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения е ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
В силу пункта 2 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 19.12.2012 г. N 473, и статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ, пункта 8.4.9 Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2016) перевозчики, владельцы инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, поездов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
Пунктом 4 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2007 N 18, установлено, что с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождение граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, а также иметь достаточное количество мест, оборудованных информационными знаками, для проезда и перехода через железнодорожные пути.
Пунктом 5 Правил, установлено, что с целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности и недопущения гражданами действий, указанных в пунктах 10 и 12 настоящих Правил, владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ по обеспечению содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии.
Согласно пункту 6 Правил проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах. Из положения пункта 7 этих же Правил следует, что при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами.
В силу пункта 8 Правил проезд гражданина в инвалидной коляске через железнодорожные пути допускается только по пешеходным переходам и обязательно с сопровождающим.
Нарушение установленных требований влечет возникновение угрозы жизни и здоровью пассажиров и маломобильных групп населения, в том числе в случае возникновения экстренных ситуаций.
В ходе проверки прокуратурой установлено, поселок Яйва разделен на две части железнодорожными путями. Железнодорожная станция Яйва по характеру работы является промежуточной и отнесена к 4 классу, имеет 9 путей. Пассажирское здание расположено между 5 и 3 путями.
Для посадки и высадки пассажиров на станции оборудованы две островные пассажирские платформы.
Из предоставленной информации Пермского центра организации работы железнодорожных станций следует, что прием пригородных электропоездов осуществляется на 3 путь станции, остановка (стоянка) транзитных грузовых поездов осуществляется на приемоотправочных путях 4,5,6,7 станции.
В ходе выездной проверки установлено, что остановка (стоянка) транзитных грузовых поездов осуществляется также на 1 или 2 главных путях станции. Для прохода граждан через железнодорожные пути ОАО "РЖД" в границах станции Яйва оборудовано 2 наземных пешеходных перехода: на 169 км пк 2 в районе улицы Уральская р.п. Яйва (данный переход совмещен с железнодорожным переездом) и на 168 км пк 9 в районе улицы Коммунистическая р.п. Яйва.
При проверке было установлено следующее: при приеме и стоянке на 1 и 2 главных путях станции длинносоставных грузовых поездов подвижным составом перекрывается пешеходный переход на 168 км пк 9, тем самым делая недоступным и невозможным в этом месте безопасный проход для граждан, в том числе для маломобильных групп населения, через пути. Факты длительной стоянки грузового поезда с перекрытием пешеходного перехода имели место 08.01.2021, 28.01.2021, что подтверждается журналом ДУ-2; поверхность деревянного пешеходного перехода на 169 км пк 2 станции неровная, с перепадом высот, что создает трудности для передвижения инвалидам колясочникам (п. 8.4.9, п. 5.1.11 СП 59.13330.2016); подходы к пешеходному переходу на 169 км пк 2 станции в районе железнодорожного переезда, а также переход между пассажирскими платформами на момент обследования не очищены от снега, что не позволяет беспрепятственно пользоваться этими переходами инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения (п. 8.4.9 СП 59.13330.2016).
Указанное свидетельствует о неисполнении требований статьи. 15 Закона N 181-ФЗ, пункта 2 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 19.12.2012 N 473, пункта 8.4.9 СП 59.13330.2016.
ОАО "РЖД" является собственником железнодорожной станции Яйва, путей, пассажирских платформ, предназначенных для посадки и высадки пассажиров. В связи с этим ОАО "РЖД" является субъектом указанного административного правонарушения как владелец инфраструктуры на станции Яйва, оказывающий населению соответствующие услуги, и который обязан создать условия доступности этих объектов транспортной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями.
Факт неисполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктур судом установлен, материалами дела подтверждается, что свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) ОАО "РЖД" события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.13 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении.
Доводы общества о недоказанности вины в совершении вмененного правонарушения со ссылками на то, что требование об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры в виде оборудования распространяется только к вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт объектам, а также на то, что предусмотренные Законом N 181-ФЗ меры социальной защиты являются расходными обязательствами Российской Федерации, обязанность финансировать мероприятия по дооборудованию либо переоборудованию объектов инфраструктуры на транспортную организацию не возложена, рассмотрены апелляционным судом и подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
Так, перечисленные в статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. Указанные положения закона предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. При этом исполнение установленной в названном Законе обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции конкретного объекта.
Согласно положениям статьи 15 Закона N 181-ФЗ порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание объектов железнодорожного транспорта, имеющих региональное и местное значение, в том числе железнодорожных вокзалов, пассажирских платформ осуществляется за счет собственных средств владельцев инфраструктуры, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
В соответствии с пунктом 4.1 Свода правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населенияСП 59.13330.2016 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и дляпредоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках "разумного приспособления".
Согласно пункту 3.38 СП 59.13330.2016 под "разумным приспособлением" понимается внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод (статья 2 Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 г.).
Таким образом, согласно данным нормам, ОАО "РЖД" как собственник вышеуказанного объекта железнодорожного транспорта, в том числе, за счет собственных средств несет расходы на проведение мероприятий, направленных на обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры.
Соответственно, неисполнение ОАО "РЖД" своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.
Статьей 16 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Более того, одним из приоритетов в области социальной защиты инвалидов является реализация мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества, в том числе равное право на получение всех необходимых социальных услуг для удовлетворения своих нужд в различных сферах жизнедеятельности - в целях повышения уровня и качества их жизни.
Таким образом, законодательство обязывает собственников зданий и руководителей организаций создавать на своей территории условия для доступа инвалидов и оказания им услуг, предполагает персональную ответственность руководства за его действие или бездействие.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Следовательно, перечень доказательств не является исчерпывающим, в связи с чем доказательствами могут быть любые документы (материалы), на основании которых могут быть установлены обстоятельства, предусмотренные статьей 26.2 КоАП РФ, в том числе любой иной документ, подтверждающий имеющие значение для рассмотрения административного дела обстоятельства. При этом нормами КоАП РФ непредусмотрена обязанность административного органа использовать при производстве по административному делу какое-либо конкретное доказательство. Использование того или иного доказательства в качестве подтверждения имеющих значения для дела обстоятельств определяется самим административным органом, исходя из особенностей дела.
Кроме того, заявленные защитником требования о невиновности юридического лица являются не состоятельными, поскольку основаны на неверном толковании закона.
Ссылки заявителя на разработанный ОАО "РЖД" по согласованию с Пермской общественной организацией "Всероссийское общество инвалидов" и утвержденный Регламент оказания практической помощи инвалидам и маломобильны группам населения Пермского края при осуществлении ими поездок в пригородном и дальнем сообщениях в пределах полигона Свердловской железной дороги, судом апелляционной инстанции признаны несостоятельными, поскольку установленный факт правонарушения не опровергают и не свидетельствуют о принятии обществом всех необходимых мер, направленных на обеспечение доступности для инвалидов указанного объекта транспортной инфраструктур.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции усматривает наличие вины ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.13 КоАП РФ.
Общество, имея возможность для соблюдения требований действующего законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о социальной защите инвалидов, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Доводы апеллянта о вынесении постановления неуполномоченным должностным лицом апелляционной коллегией отклоняются, поскольку станция Яйва - код единой сетевой разметки N 76890, относится к Свердловской железной дороге, а Уральское управление осуществляет свои полномочия в установленных регионах транспортного обслуживания Свердловской и Южно-Уральской железных дорог.
Согласно пункту 24 Положения об Уральском управлении, утвержденного приказом Ространснадзора от 20.10.2020 г. N ВБ-710фс, Управление имеет своих служащих в регионах транспортного обслуживания железных дорог. Служащие Управления в регионах состоят в штате Управления, назначаются на должность и освобождаются от должности начальником Управления. Регионы и места нахождения для постоянной работы служащих Управления определяет начальник Управления.
Таким образом, постановление вынесено уполномоченными на то должностными лицами административного органа.
Оспариваемое постановление принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное административное наказание соответствует минимальному размеру санкции статьи 9.13 КоАП РФ.
Правовых оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение в порядке ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ОАО "РЖД" не является субъектом малого и среднего предпринимательства; кроме того, совершенное правонарушение повлекло угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении правомерно признано судом законным.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 июля 2021 года по делу N А60-18469/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-18469/2021
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Третье лицо: Пермская транспортная прокуратура