г. Пермь |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А60-24685/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 августа 2021 года
по делу N А60-24685/2021
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)
третье лицо - Администрация городского округа Первоуральск
о признании постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-1114/2021 незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания по делу N 066/04/9.21-1114/2021 в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03 августа 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе общество ссылается на то, что правила подключения не содержат каких-либо требований к форме выдаваемых технических условий, в связи с чем ответ N 513072-01-01137 от 18.11.2020 содержал всю необходимую информацию и может считаться техническими условиями. Так, в ответе содержалась информация о наличии технической возможности подключения к сетям теплоснабжения в отношении указанной в запросе нагрузки 0,40 Гкал/ч (п.11 правил подключения) и срок действия технических условий (пп. "в" п. 10 правил подключения). Срок подключения является нормативным и составляет 18 месяцев, следовательно, отсутствие этой информации в ответе ООО "СТК" не является нарушением. Учитывая обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, отсутствие общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством общественным отношениям, а также тот факт, что технические условия в скорректированном виде были направлены в адрес администрации ГО Первоуральск (N 36302/230 от 10.06.2021), заявитель считает правонарушение, вменяемое ПАО "Т Плюс", может быть признано малозначительным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению дела согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ является заявление Администрации городского округа Первоуральск (вх. N 01-31212 от 24.11.2020). Дело возбуждено путем составления протокола от 30.03.2021 об административном правонарушении.
Управлением вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 066/04/9.21-1114/2021 об административном правонарушении (часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ) от 16.04.2021 и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ) от 16.04.2021, в отношении ПАО "Т Плюс".
Указанным постановлением ПАО "Т Плюс" признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787 (далее - Правила N 787) определяют порядок подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения, а также порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения (пункт 1).
В Правилах N 787 используются следующие понятия (пункт 2):
"заявитель" - лицо, имеющее намерение подключить объект к системе теплоснабжения, а также теплоснабжающая или теплосетевая организация в случае, предусмотренном п. 3 настоящих Правил;
"исполнитель" - теплоснабжающая или теплосетевая организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, к которым непосредственно или через тепловые сети и (или) источники тепловой энергии иных лиц осуществляется подключение.
Согласно пункту 8 Правил N 787 правообладатели земельных участков, а также органы государственной власти или органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в теплоснабжающую или теплосетевую организацию, определенную в соответствии с пунктом 4 Правил N 787, с запросом о предоставлении технических условий.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 787 запрос о предоставлении технических условий должен содержать:
а) наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;
б) правоустанавливающие документы на земельный участок;
в) информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство подключаемого объекта или на котором расположен реконструируемый подключаемый объект;
г) информацию о разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 10 Правил N 787 технические условия должны содержать следующие данные:
а) максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
б) срок подключения подключаемого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
в) срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях - не менее 3 лет.
Согласно пункту 11 Правил N 787 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пункте 9 Правил N 787, в полном объеме, теплоснабжающие и теплосетевые организации в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязаны предоставить технические условия либо мотивированный отказ в выдаче указанных технических условий при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения.
В случае непредставления сведений и документов, указанных в пункте 9 Правил N 787, в полном объеме теплоснабжающие и теплосетевые организации вправе отказать в выдаче технических условий.
Материалами по делу об административном правонарушении подтверждается, что Администрация городского округа Первоуральск направила в адрес общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (ОГРН 1076673010150, сокращенное наименование - ООО "СТК") запрос от 02.11.2020 о предоставлении технических условий и информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения.
К запросу приложены правоустанавливающие документы на земельный участок; информация о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства; информация о разрешенном использовании земельного участка; информация о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку.
Указанный запрос поступил в ООО "СТК" 18.11.2020.
В ответ на запрос ООО "СТК" направило письмо от 18.11.2020 N 513072-01001/37, в котором сообщило администрации, что имеется возможность технического подключения к соответствующим тепловым сетям; "владельцу объекта необходимо произвести официальный запрос о выдаче технических условий на присоединение к тепловой сети; дополнительно указать: максимальную присоединенную нагрузку с приложением правоустанавливающих документов, срок подключения к тепловым сетям и год ввода в эксплуатацию объекта. Срок действия технических условий - 3 года, с момента выдачи".
Однако, как верно установлено антимонопольным органом, в письме ООО "СТК" от 18.11.2020 N 513072-01001/37 отсутствует информация, предусмотренная пунктом 10 Правил N 787, в том числе о максимальной нагрузке в возможных точках подключения (подпункт "а" пункта 10), сроке подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (подпункт "б" пункта 10).
Таким образом, данное письмо явно не является техническими условиями, о которых идет речь в пункте 10 Правил.
Поскольку, получив 18.11.2020 запрос о предоставлении технических условий со всеми необходимыми документами, ООО "СТК" в установленный 14-дневный срок такие условия не предоставило, как и мотивированный отказ в выдаче технических условий (при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения), вывод антимонопольного органа о нарушении теплосетевой организацией правил подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям является верным.
По данным Единого государственного реестра юридических лиц от 16.12.2020, дополнительным видом деятельности ООО "СТК" являлась передача пара и горячей воды (тепловая энергия). Из схемы теплоснабжения городского округа Первоуральск на период 2017-2035 годы (утв. постановлением Администрации городского округа Первоуральск N 1021 от 05.06.2018) следует, что ООО "СТК" осуществляет подключение жилых домов по ул. Береговая. Таким образом, ООО "СТК" является субъектом естественной монополии.
04.03.2021 ООО "СТК" прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к ПАО "Т Плюс" (заявителю по настоящему делу).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения подробно исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 2.10 КоАП РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.
Согласно части 7 статьи 2.10 КоАП РФ в случаях, указанных в частях 3-6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что материалами дела в действиях общества доказано наличие состава вменяемого административного правонарушения.
Оспариваемое постановление административного органа вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности не допущены.
Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей соответствует санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Принимая во внимание сферу правоотношений, характер правонарушения и поведение лица, привлекаемого к административной ответственности, апелляционный суд считает, что назначенное судом первой инстанции наказание по своему размеру и виду отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ, а также принципам законности, неотвратимости юридической ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пунктах 18, 18.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в течение длительного периода без уважительных причин.
Рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в области теплоснабжения.
Доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на субъективной оценке обстоятельств дела. Позиция, приведенная в апелляционной жалобе, сводится к несогласию заявителя с оценкой доказательств, произведенной административным органом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 августа 2021 года по делу N А60-24685/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-24685/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕРВОУРАЛЬСК, ПАО "Т ПЛЮС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ