г. Саратов |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А06-1729/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 18.10.2021 года.
Полный текст постановления изготовлен - 21.10.2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мацуциным Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Городская поликлиника N 5"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 июня 2021 года по делу N А06-1729/2021
по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (ОГРН 1043002623399, ИНН 3006006822, 414041, г. Астрахань, ул. Яблочкова, д. 23)
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области "Городская поликлиника N 5" (ОГРН 1023000852709, ИНН 3016022340, 414011, г. Астрахань, ул. Украинская, д. 5)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (далее - истец, МРИ ФНС N 1, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Городская поликлиника N 5" (далее - ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 5") задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 9 577 543,2 руб.; медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 1 956 329,27 руб., социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 1 085 687,87 руб., по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работы, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 32 923,37 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 69 552,19 руб., медицинское страхование в сумме 44 780,62 руб. (пени), социальное страхование в сумме 25 105,24 руб. (пени), по дополнительному тарифу за застрахованных лиц в сумме 335,39 руб. (пени), пени по земельному налогу с организаций, обладающих земельным участком в сумм 11 724, 44 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 4 190, 20 руб. Общая сумма 12 808 081,79 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 07 июня 2021 года заявленные налоговым органом требования удовлетворены в полном объеме.
ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 5" не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и прекратить производство по делу.
Межрайонная ИФНС России N 1 по Астраханской области считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 18.08.2021, 21.09.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 5" состоит на учете в Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области в качестве налогоплательщика с 05.12.2002, в соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком страховых взносов.
Инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено требование N 2755 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 22 января 2021 года на сумму задолженности по страховым взносам - 13 995 973,35 руб., а также пени - 157 195, 78 руб.
Указанное требование ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 5" исполнило частично.
В связи с неуплатой учреждением задолженности в полном объеме налоговый орган обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных инспекцией требований и удовлетворил их в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В апелляционной жалобе ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 5" указывает на неправомерное рассмотрение дела судом первой инстанции без привлечения в качестве третьих лиц учредителей Учреждения - Министерства здравоохранения Астраханской области и Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области.
Данный довод отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Исходя из анализа статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что данная правовая норма не является императивной и привлечение к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, является правом, а не обязанностью суда.
При этом основанием для привлечения к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, является то, что судебный акт может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для них последствий.
Вместе с тем заявителем апелляционной жалобы не представлено доказательств того, что в результате рассмотрения данного дела, с учетом заявленного предмета, оснований и субъектного состава участников спора, решение может повлиять на права и обязанности Министерства здравоохранения Астраханской области и Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области по отношению к одной из сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не установил, что решение по настоящему делу затрагивает права и обязанности Министерства здравоохранения Астраханской области и Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области как учредителей Учреждения, в связи с чем, пришел к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для их привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц.
Таким образом, судом первой инстанции не принят судебный акт о правах и обязанностях учредителей ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 5".
Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
В соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ Законом N 243-ФЗ, с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 НК РФ, а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба.
Из приведенных норм следует, что после 01.01.2017 взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникших после 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами.
Таким образом, заявитель уполномочен на обращение в суд с рассматриваемым требованием.
В силу абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса плательщиками страховых взносов (далее в главе 34 Кодекса - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности организации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога в судебном порядке производится с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей.
ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 5" является юридическим лицом и самостоятельным плательщиком страховых взносов. Учреждению открыт лицевой счет.
Сумма задолженности Учреждения составила более пять миллионов рублей, следовательно, налоговая инспекция правомерно обратилась в суд с заявлением о взыскании с ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 5" задолженности по страховым взносам.
Согласно пункту 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацем втором подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 420 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 5" в налоговую инспекцию представлен расчет по страховым взносам за 12 месяцев 2020 года.
Однако Учреждение обязанность по уплате страховых взносов по срокам уплаты 16.11.2020, 15.12.2020, 15.01.2021 в полном объеме не исполнило, в связи с чем, налоговый орган в адрес налогоплательщика направил требование N 2755 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 22 января 2021 года на сумму задолженности по страховым взносам - 13 995 973,35 руб., а также пени - 157 195, 78 руб.
Налоговым органом представлены расчеты пени на взыскиваемую задолженность.
В связи с неисполнением в полном объеме вышеуказанного требования, Инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением о взыскании с Учреждения задолженности в общей сумме 12 808 081,79 руб. из которых:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 9 577 543,2 руб.;
- страховые взносы на медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 1 956 329,27 руб.,
- страховые взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 1 085 687,87 руб.,
- страховые взносы на по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работы, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 32 923,37 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 69 552,19 руб., медицинское страхование в сумме 44 780,62 руб.,
- пени по страховым взносам на социальное страхование в сумме 25 105,24 руб.,
- пени по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц в сумме 335,39 руб. (пени),
- пени по земельному налогу с организаций, обладающих земельным участком в сумм 11 724, 44 руб.,
- пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 4 190, 20 руб.
Учреждением в материалы дела не представлено доказательства исполнения обязанности по уплате страховых взносов в полном объеме в установленный налоговым законодательствам срок.
Апелляционная жалоба не содержит доводов относительно наличия (отсутствия) задолженности в спорных суммах, расчета суммы пени.
Доказательств уплаты задолженности по страховым взносам в полном объеме за спорный период Учреждением не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Городская поликлиника N 5" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Платежным поручением от 18.06.2021 N 1755 Учреждением за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Учитывая, что ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 5" является бюджетным Учреждением здравоохранения, а также имущественное положение лица, подавшего жалобу, судебная коллегия считает возможным в соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить размер государственной пошлины по апелляционной жалобе до 1500 рублей.
Следовательно, ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 5" следует возвратить уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 июня 2021 года по делу N А06-1729/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области "Городская поликлиника N 5" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 18.06.2021 N 1755.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-1729/2021
Истец: Межрайонная ИФНС России N 1 по Астраханской области
Ответчик: АО ГБУЗ "Городская поликлиника N 5"