г. Самара |
|
22 октября 2021 г. |
Дело N А65-11308/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Драгоценновой И.С.,
рассмотрев, без вызова сторон, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 августа 2021 года (резолютивная часть решения от 19.07.2021) по делу N А65-11308/2021 (судья Гилялов И.Т.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Акционерного общества "Транспортная карта", г. Казань, (ОГРН 1061686082370, ИНН 1660096477)
к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань, (ОГРН 1101690053497, ИНН 1655200443)
о признании незаконным и отмене постановления N СП-15/2195/2021 от 23.04.2021 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Транспортная карта", г. Казань, (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань, (ответчик, административный орган, Госкомитет) о признании незаконным и отмене постановления N СП-15/2195/2021 от 23.04.2021 о назначении административного наказания.
Дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 августа 2021 года (резолютивная часть решения от 19.07.2021) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на неверный вывод суда о том, что АО "Транспортная карта" не осуществляет регулируемую деятельность, в связи с чем не обязано представлять информацию в Госкомитет.
Податель жалобы полагает, что отказ организации от предоставления информации по запросу органа регулирования, препятствует осуществлению Госкомитетом возложенных на него задач и функций.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Как следует из материалов дела, заявитель постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении (в отношении юридического лица) от 23.04.2021 (исх. от 29.04.2021 N СП-15/2195/2021) привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. за совершение административного правонарушения, выразившегося в нарушении установленного порядка в сфере регулируемого ценообразования.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию.
Объективная сторона правонарушений, ответственность за которые предусмотрена части 1 данной статьи, состоит в непредставлении сведений в уполномоченный орган по тарифам, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Субъектами административных правонарушений по данной статье являются юридические лица, на которых нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов возложена обязанность по представлению в орган государственного регулирования тарифов сведений, необходимых для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Госкомитет в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 N 468, является органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, а также контроля за их применением в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности послужили выводы административного органа о том, что общество, осуществляющее деятельность в качестве регулируемой организации, не исполнило требования по предоставлению сведений, указанных в запросе Госкомитета.
В обоснование заявленного требования заявитель указал на отсутствие в его действиях события административного правонарушения, пояснил, что не является регулируемой организацией.
Из представленного в материалы дела запроса Госкомитета, направленного в адрес общества, следует, что уполномоченным органом у общества запрошены сведения об объемных показателях деятельности предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземных электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в муниципальном образовании города Казани в соответствии с принятой дифференциацией тарифов.
Однако доказательств того, что какими-либо нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов на общество возложена обязанность по представлению в орган государственного регулирования тарифов указанных сведений, административным органом не представлено.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 07.06.2019 N 7-1/т (в редакции от 03.02.2021) утвержден Порядок установления регулируемых тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Татарстан (далее - Порядок).
Пунктом 11 Порядка установлено:
- основанием для рассмотрения вопроса об установлении тарифов является обращение заказчика(-ов) в Госкомитет с заявлением с приложенными к нему документами, сформированными перевозчиком(-ами) в соответствии с пунктом 22 и приложениями 2 и 3 к данному Порядку по итогам закрытия перевозчиком(-ами) отчетного года в соответствии с законодательством о налоговом и бухгалтерском учете, но не позднее 1 июля года, в котором подается заявление (на период регулирования 2022 года и последующие года);
- в случае непредставления заказчиком(-ами) заявления и обосновывающих документов, предусмотренных пунктом 22 и приложениями 2 и 3 к Порядку, орган регулирования рассматривает вопрос об установлении тарифов на основании результатов проверки хозяйственной деятельности перевозчика(-ов), а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих тарифов.
В этом случае орган регулирования запрашивает у заказчика(-ов) обосновывающие документы, сформированные в соответствии с пунктом 22 и приложениями 2 и 3 к данному Порядку; срок представления документов заказчиком(-ами) составляет 20 рабочих дней, следующих за днем получения запроса о представлении документов; по письменному обращению заказчика(-ов) срок представления документов продлевается органом регулирования, но не более чем на 20 рабочих дней.
Согласно п. 12 Порядка:
- орган регулирования в течение 14 рабочих дней со дня регистрации заявления проверяет наличие всех документов, перечисленных в пункте 22 и приложениями 2 и 3 к данному Порядку, их соответствие требованиям законодательства и Порядка (по комплектности, форме, содержанию);
- при наличии всех документов для установления тарифов, их соответствия требованиям законодательства, пункту 22 и приложениями 2 и 3 к Порядку принимается решение об открытии тарифного дела, о чем орган регулирования уведомляет (почтовым отправлением, посредством электронного документооборота либо по электронной почте) заказчика(-ов) в срок не позднее 5 рабочих дней с момента принятия такого решения;
- при непредставлении полного перечня документов, либо несоответствии представленных документов требованиям законодательства в сфере тарифного регулирования, бухгалтерского учета и отчетности, пункту 22 и приложениями 2 и 3 к Порядку, орган регулирования в срок не позднее 5 рабочих дней с момента завершения проверки документов запрашивает у заказчика(-ов) документы.
Заказчик(-и) представляет(-ют) запрашиваемые органом регулирования документы вместе с сопроводительным письмом и приложением описи документов в течение 14 рабочих дней со дня получения запроса.
В соответствии с п. 13 Порядка при непредставлении заказчиком(-ами) в установленный срок запрашиваемых документов или представлении документов, недостаточных для осуществления анализа и расчетов, орган регулирования принимает решение об отказе в открытии тарифного дела, о чем Госкомитет уведомляет заказчика(-ов) в срок не позднее 5 рабочих дней с момента окончания срока представления запрашиваемых документов.
Отказ не является препятствием для повторного обращения в орган регулирования после устранения причин, послуживших основанием для отказа, в порядке, предусмотренном законодательством и данным Порядком.
Согласно п. 22 Порядка в целях установления тарифов перевозчик(-и) формирует(-ют) документы (в подлинниках или копиях, заверенных надлежащим образом), согласованные с заказчиком(-ами), в том числе результат обследования пассажиропотока с представлением данных за период предшествующий базовому и базовый период (с указанием номера и наименования маршрута, даты проведения, должностных лиц со стороны перевозчика и заявителя, принимающих участие в обследовании пассажиропотока). Заполняется в произвольной форме (п. 22.4 Порядка).
При этом в соответствии с п. 2 Порядка под заказчиками понимаются уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан или уполномоченный орган местного самоуправления, заключающий с перевозчиком государственный или муниципальный контракт; под перевозчиком - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя согласно государственному или муниципальному контракту обязанность перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как установил суд, Госкомитетом у общества запрошены сведения по форме, соответствующей форме таблицы 3.1 (приложение 2 к Порядку) "Анализ натуральных и финансовых показателей к расчету тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении" в части, относящейся к объему перевезенных пассажиров (раздел 1), то есть документа, необходимого для установления регулируемых тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Татарстан.
Вместе с тем, данные сведения подлежат представлению в Госкомитет согласно п. 22 Порядка непосредственно перевозчиками исключительно в целях установления тарифов.
Следовательно обязанными лицами по представлению запрошенных сведений являются заказчики и перевозчики.
На общество же как на оператора в безналичных расчетах за проезд ни данным Порядком, ни иным нормативным правовым актом не возложена обязанность представлять запрошенные сведения.
Данное обстоятельство также подтверждается самим Госкомитетом, который, запрашивая спорные сведения, сослался не на нормативный правовой акт, которым на общество возлагается обязанность представлять данные сведения на регулярной основе, а на поручение первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан.
Доказательств обратного, равно как и наличия у общества запрашиваемых сведений, в том числе, в части всего объема перевезенных пассажиров, в том числе при приобретении проездного документа за наличный расчет, ответчиком не представлено.
Судом правомерно отклонена ссылка ответчика на то, что спорные сведения запрашивались у общества как у организации, выступающей в качестве оператора, осуществляющего автоматизацию контроля оплаты проезда в городском пассажирском транспорте с помощью автоматизированной системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте.
Как установил суд, у общества запрошены сведения, которыми общество не располагает, являясь лишь оператором автоматизированной системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте г. Казани.
Вместе с тем, данная система решает задачи обеспечения контроля прохождения и расходования бюджетных средств, выделяемых в рамках социальных программ и для обеспечения жизнедеятельности транспортных предприятий; обеспечение денежных компенсаций транспортным операторам за реальный объем оказанных услуг; обеспечение адресной социальной помощи населению в части расходов на транспорт; возможного использования многофункциональной карты как инструмента расчетов за транспортные услуги и носителя других социальных, банковских и финансовых приложений; повышение защищенности проездных документов от незаконного использования и воспроизведения; возможность получения реальных данных о распределении пассажиропотока, способствующих оптимизации планирования маршрутной сети и количества подвижного состава.
Доказательств того, что указанная система служит целям установления, регулирования тарифов контроля за их применением, ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о том, что общество не является субъектом государственного контроля в сфере естественных монополий, не осуществляет регулируемую деятельность, не осуществляет раскрытие информации в соответствии со стандартами раскрытия информации, не является участником административных правоотношений, на которого соответствующими нормативными правовыми актами возложена обязанность по представлению в орган государственного регулирования тарифов сведений, необходимых для установления, изменения, введения или отмены тарифов, исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации.
Ответчиком данный довод не опровергнут.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что общество не может являться субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Суд первой инстанции, исходя из оценки материалов дела, сделал правильный вывод о том, что административным органом не доказано наличия в действиях общества события и состава (объективная сторона) вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Отсутствие события и состава административного правонарушения в силу п.п. 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются обстоятельствами, при наличии которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление о назначении административного наказания N 041/21 от 23.04.2021 (исх. от 29.04.2021 N СП-15/2195/2021) является незаконным и правомерно отменено судом, а производство по делу об административном правонарушении в отношении общества - прекращено.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 августа 2021 года (резолютивная часть решения от 19.07.2021) по делу N А65-11308/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.С.Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-11308/2021
Истец: АО "Транспортная карта", г.Казань
Ответчик: Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд