город Ростов-на-Дону |
|
22 октября 2021 г. |
дело N А32-687/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Деминой Я.А., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания Фроловой Т.В.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Краснодарскому краю: представитель Игнатов Д.А. по доверенности от 12.02.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.05.2021 по делу N А32-687/2021
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Центр Развития Образования" муниципального образования город Горячий Ключ
к Межрайонной ИФНС России N 9 по Краснодарскому краю, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белореченском районе Краснодарского края (межрайонное),
третье лицо: Администрация муниципального образования город Горячий Ключ
о признании утраченной возможности принудительного взыскания сумм задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Центр Развития Образования" муниципального образования город Горячий Ключ (далее - заявитель, учреждение, МКУ "ЦРО") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 9 по Краснодарскому краю (далее - ответчик N 1, инспекция), к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белореченском районе Краснодарского края (межрайонное) (далее - ответчик N 2, ГУ-УПФ РФ в Белореченском районе Краснодарского края (межрайонное) о признании утраченной налоговым органом возможности принудительного взыскания и безнадежной ко взысканию суммы задолженности в ПФР, возникшей до 2017 года, которая состоит из суммы пени в размере 1 579 557,83 руб., задолженности в ФОМС, возникшей до 2017 года, которая состоит из суммы пени в размере 355 511,15 руб., задолженности в ПФР накопительной пенсии, возникшей до 2017 года, которая состоит из суммы пени в размере 114 514,27 руб., задолженности ЕСН, зачисляемой в ФФОМС из суммы пени в размере 19 056,31 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2021 признана безнадежной ко взысканию задолженность МКУ "Центр развития образования" МО город Горячий Ключ (ИНН 2305025765), указанная в справке N 190073 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам от 1.11.2020: - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в сумме 1 579 557,83 руб., - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) в сумме 114 514,27 руб., - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет ФФОМС в сумме 355 511,15 руб., - пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 19 056,31 руб., а возможность взыскания указанных сумм утраченной.
Решение мотивировано истечением срока взыскания задолженности в принудительном порядке и действием части 1 статьи 11 Закона N 436-ФЗ, вступившего в законную силу 30.01.2018.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что налоговым органом выполнены требования законодательства о принудительном взыскании задолженности, предъявлены исполнительные листы к исполнению. Также налоговая инспекция указывает на то, что муниципальное учреждение не является субъектом применения части 1 статьи 11 Закона N 436-ФЗ, в связи с чем задолженность указанного юридического лица по данному основанию списана быть не может.
В отзыве на апелляционную жалобу МКУ "ЦРО" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании справки от 09.11.2020 года N 190073 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 ноября 2020 года, выданной Межрайонной ИФНС России N 9 по Краснодарскому краю, за МКУ "ЦРО" числится задолженность в ПФР, возникшая до 2017 года, которая состоит из суммы пени в размере 1 579 557, 83 руб., задолженность в ФОМС, возникшая до 2017 года, которая состоит из суммы пени в размере 355 511,15 руб., задолженность в ПФР накопительной пенсии, возникшая до 2017 года, которая состоит из суммы пени в размере 114 514, 27 руб., задолженность ЕСН зачисляемый в ФФОМС из суммы пени в размере 19 056,31 руб.
МКУ "ЦРО" направило в адрес Межрайонной ИФНС России N 9 по Краснодарскому краю письмо от 24.12.2020 года N 682 с приложением акта сверки по состоянию на 1 ноября 2020 года в целях признания задолженности безнадежной ко взысканию и списания.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила, предусмотренные пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (пункт 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации).
В целях реализации статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам".
Согласно названному Постановлению Правительства Российской Федерации решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом, за исключением случаев, предусмотренных указанным Постановлением.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам", согласно которому решение о признании безнадежной к взысканию и списании указанных недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 57) налогоплательщик вправе подать в суд заявление о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
В абзаце 3 пункта 9 постановления N 57 указано, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта.
При этом в соответствии с абзацем 5 пункта 9 постановления N 57 судам необходимо исходить из того, что при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе, вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате - прекращенной.
Соответствующие разъяснения даны в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 1150-О и в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам, с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
В силу положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 года взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведённых за расчётные (отчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, применённой органами Пенсионного фонда Российской Федерации и в соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Таким образом, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации с 1 января 2017 года.
Подпунктом г пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам в случае принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Приказом ФНС России от 14.05.2018 N ММВ-7-8/256@ "Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию и списания налоговым органом переданных органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи" (зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2018 N 51201) не предусмотрена обязанность должника обращаться в налоговый орган с инициацией процедуры списания безнадежной задолженности. Таким образом, процедура проводится уполномоченным органом самостоятельно.
Однако, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанная процедура налоговым органом в отношении имеющейся задолженности администрации, возникшей до 01.01.2017 года, не произведена.
В силу части 1 статьи 11 Закона N 436-ФЗ, вступившего в законную силу 30.01.2018, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Судом установлено, что согласно справки от 09.11.2020 N 190073 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 ноября 2020 года, за МКУ "ЦРО", ИНН 2305025765, числится следующая задолженность:
в виде пени в размере 1 579 557,83 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии,
в виде пени в размере 114 514,27 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии,
в виде пени в размере 19 056,31 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,
в виде пени в размере 355 511,15 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхования работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Поскольку материалами дела подтверждается пропуск инспекцией срока взыскания денежных средств в судебном порядке, суд первой инстанции пришел к выводу об утрате налоговым органом права на взыскание спорных сумм страховых взносов, и полагает возможным удовлетворить заявленные требования.
Признавая выводы суда первой инстанции ошибочными, судебная коллегия руководствуется следующим.
Как было отмечено выше, Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
В рамках передачи указанных полномочий, отделениями ПФР по субъектам Российской Федерации в Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации переданы сведения о сальдо расчетов налогоплательщиков по платежам в Пенсионный фонд и в Фонд обязательного медицинского страхования по состоянию на 01.01.2017.
В соответствии с соглашением о взаимодействии Финансового управления и Инспекции от 07.07.2015, Финансовое управление организует исполнение решений о взыскании задолженности в бюджет Российской Федерации в соответствии с порядком и сроками, предусмотренными статьёй 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа.
Согласно пункту 3 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Применительно к рассматриваемому случаю, судом установлено, что налоговым органом были приняты все меры для принудительного взыскания с заявителя сумм задолженности по уплате обязательных платежей.
Положения статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливают, что решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее - должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.
Для исполнения решений налогового органа за счет средств соответствующего бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом названного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения решения налогового органа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств соответствующего бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов.
Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
При неисполнении должником требований, установленных названным пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, меры принудительного взыскания на начальном этапе принимались Управлением ПФР в г. Горячий ключ, в результате которых выставлены следующие требования:
N 033 005 10 ТН 0131430 от 08.11.2010 на сумму 247 267.87 руб.,
N 033 005 11 ТН 0396636 от 25.08.2011 на сумму 395 262.16 руб.,
N 033 005 12 ТН 0115477 от 21.03.2012 на сумму 442 902.62 руб.,
N 033 005 12 ТН 0276651 от 25.05.2012 на сумму 390 016.17 руб.,
N 033 005 12 ТН 0373066 от 09.08.2012 на сумму 401 946,32 руб.,
N 033 005 12 ТН 0458520 от 07.11.2012 на сумму 392 922.00 руб.,
N 033 005 13 ТН 0232224 от 23.05.2013 на сумму 464 370.58 руб.,
N 033 005 13 ТН 0232444 от 23.05.2013 на сумму 413 968.67 руб.,
N 033 005 13 ТН 0325261 от 24.07.2013 на сумму 413 968.67 руб.,
N 033 005 13 ТН 0451711 от 01.11.2013 на сумму 461 568.41 руб.,
N 033 005 14 ТН 0014137 от 23.01.2014 на сумму 461 661.19 руб.,
N 033 005 14 ТН 0248219 от 19.05.2014 на сумму 552 656.13 руб.,
N 033 005 14 ТН 0346768 от 31.07.2014 на сумму 516 351.50 руб.,
N 033 005 14 ТН 0459072 от 10.11.2014 на сумму 473 161.21 руб.,
N 033 005 15 ТН 0048413 от 03.02.2015 на сумму 583 360,91 руб.,
N 033S01150054506 от 21.10.2015 на сумму 419 946.81 руб.,
N 033S01150092500 от 25.11.2015 на сумму 298 010.51 руб.,
N 033S01160020163 от 28.01.2016 на сумму 266 829.05 руб.,
N 033S01160247009 от 27.04.2016 на сумму 272 583.32 руб.,
N 033S01160374575 от 10.08.2016 на сумму 284 220.48 руб.,
N 033S01160532413 от 14.11.2016 на сумму 319 055.21 руб.,
N 033S01160532427 от 14.11.2016 на сумму 1 297 042,13 руб.,
N 033S01170172467 от 09.01.2017 на сумму 111 351.86.
Соответственно, УПФР в г. Горячий ключ выставлено требований на общую сумму 9 905 850 руб., в том числе в эти требования вошли следующие суммы пени:
- 1 973 603,03 - по СВ в ПФР страх, часть;
- 208 665.12 - по СВ в ПФР накопит. часть;
- 444 440,49 - по СВ в ФФОМС.
В последующем, налоговым органом приняты следующие меры принудительного взыскания:
1. выставлено требование N 033S01170172467 от 09.01.2017 на сумму 111 351.86 руб., в том числе:
- 84685,47 - по СВ в ПФР страх часть - пеня;
- 6195,79 - по СВ в ПФР накопит. часть - пеня;
- 20470,60 - по СВ в ФФОМС - пеня;
На основании указанного требования принято решение о взыскании с лицевых счетов N 1832 от 30.06.2017.
2. выставлено требование N 2451 от 26.04.2017 на сумму 257 594.03 руб., в том числе:
- 195309,33 - по СВ в ПФР страх часть - пеня;
- 14289,86 - по СВ в ПФР накопит. часть - пеня;
- 47211,32 - по СВ в ФФОМС - пеня
На основании указанного требования принято решение о взыскании с лицевых счетов N 1603 от 02.06.2017.
3. выставлено требование N 67908 от 11.05.2017 на сумму 291 188.35 руб., в том числе:
- 19323,68 - по СВ в ПФР страх. часть - пеня;
- 1413,83 - по СВ в ПФР накопит. часть - пеня;
- 4671,03 - по СВ в ФФОМС - пеня.
На основании указанного требования принято решение о взыскании с лицевых счетов N 1705 от 15.06.2017, а также решение о взыскании за счет имущества N 18490 от 12.10.2017 и постановление о взыскании задолженности за счет имущества N 18680 от 12.10.2017.
4. выставлено требование N 4960 от 26.07.2017 на сумму 19 899,00 руб., в том числе:
- 9659,49- по СВ в ПФР накопит. часть - пеня;
- 301,17 - по СВ в ФФОМС фикс. - пеня.
На основании указанного требования принято решение о взыскании с лицевых счетов N 2001 от 27.08.2017, а также решение о взыскании за счет имущества N 21775 от 14.12.2017 и постановление о взыскании задолженности за счет имущества N 21800 14.12.2017.
5. выставлено требование N 74807 от 10.08.2017 на сумму 525 491,28 руб., в том числе:
- 161167,65 - по СВ в ПФР страх часть - пеня;
- 2135,58 - по СВ в ПФР накопит. часть - пеня;
- 35859,17-по СВ в ФФОМС - пеня.
- 240,73 - по СВ в ФФОМС фикс. - пеня.
На основании указанного требования принято решение о взыскании с лицевых счетов N 2134 от 13.09.2017, а также решение о взыскании за счет имущества N 21776 от 19.12.2017 и постановление о взыскании задолженности за счет имущества N 21851 от 19.12.2017.
6. выставлено требование N 10094 от 13.09.2017 на сумму 73 804,05 руб. в том числе:
- 51890,16 - по СВ в ПФР страх. часть- пеня;
- 3796,57- по СВ в ПФР накопит. часть - пеня;
- 12115,25-по СВ в ФФОМС - пеня.
- 427,95 - по СВ в ФФОМС фикс. - пеня.
На основании указанного требования принято решение о взыскании с лицевых счетов N 2326 от 15.10.2017, а также решение о взыскании за счет имущества N 638 от 23.01.2018 и постановление о взыскании задолженности за счет имущества N 638 от 23.01.2017.
7. выставлено требование N 14325 от 25.10.2017 на сумму 88 957.46 руб. в том числе:
- 63691,58 - по СВ в ПФР страх. часть- пеня;
- 4660,03 - по СВ в ПФР накопит. часть - пеня;
- 14870,63 - по СВ в ФФОМС - пеня
- 525,28 - по СВ в ФФОМС фикс. - пеня.
На основании указанного требования принято решение о взыскании с лицевых счетов N 2410 от 16.11.2017, а также решение о взыскании за счет имущества N 1333 от 21.02.2018 и постановление о взыскании задолженности за счет имущества N 1333 от 21.02.2018.
8. выставлено требование N 17648 от 09.11.2017 на сумму 29 982.90 руб., в том числе:
- 22792,03 - по СВ в ПФР страх. часть - пеня;
- 1667,59- по СВ в ПФР накопит. часть - пеня;
- 5321,45-по СВ в ФФОМС - пеня.
- 187,97 - по СВ в ФФОМС фикс. - пеня.
На основании указанного требования принято решение о взыскании с лицевых счетов N 2507 от 30.11.2017, а также решение о взыскании за счет имущества N 1672 от 14.03.2018 и постановление о взыскании задолженности за счет имущества N 1671 от 14.03.2018.
9. выставлено требование N 26773 от 05.12.2018 на сумму 55 129,59 руб. в том числе:
- 41620,24 - по СВ в ПФР страх. часть - пеня;
- 3045,17- по СВ в ПФР накопит. часть - пеня;
- 9717.44-по СВ в ФФОМС - пеня;
- 343,25 - по СВ в ФФОМС фикс. - пеня.
На основании указанного требования принято решение о взыскании с лицевых счетов N 2736 от 26.12.2018, а также решение о взыскании за счет имущества N 2573 от 10.04.2018 и постановление о взыскании задолженности за счет имущества N 2570 от 10.04.2018.
10. выставлено требование N 3787 от 14.03.2018 на сумму 588 196.08 руб. в том числе:
- 441606,44 - по СВ в ПФР страх, часть - пеня;
- 43232,12- по СВ в ПФР накопит. часть - пеня;
- 103 3 5 7.52 - по СВ в ФФОМС - пеня.
На основании указанного требования принято решение о взыскании с лицевых счетов N 302 от 06.04.2018, а также решение о взыскании за счет имущества N 6153 от 12.07.2018 и постановление о взыскании задолженности за счет имущества N 6137 от 12.07.2018.
Соответственно, налоговым органом выставлены требования и приняты в соответствии с ними следующие решения N 302 от 06.04.2018, N 1603 от 02.06.2017, N 1705 от 15.06.2017, N 1832 от 30.06.2017, N 2001 от 27.08.2017, N 2134 от 13.09.2017, N 2326 от 15.10.2017, N 2410 от 16.11.2018, N 2507 от 30.11.2017, N 2736 от 26.12.2017.
Направление указанных решений о взыскании в финансовое управление администрации г. Горячий ключ подтверждается следующими сопроводительными письмами: N 12-11/07469 от 10.04.2018 в отношении решения N 302 от 06.04.2018 (отметка о получении от 11.04.2018), N 12-11/26005 от 04.12.2017 в отношении решения N 2507 от 30.11.2017 (отметка о получении от 04.12.2017), N 12-11/12055 от 06.06.2017 в отношении решения N 1603 от 02.06.2017 (отметка о получении от 06.06.2017), N 12-11/17503 от 28.08.2017 в отношении решения N 2001 от 27.08.2017 (отметка о получении от 30.08.2017), N 12-11/21571 от 16.10.2017 в отношении решения N 2326 от 15.10.2017 (отметка о получении от 19.10.2017), N 12-11/13589 от 03.07.2017 в отношении решения N 1832 от 30.06.2017 (отметка о получении от 03.07.2017), N 12-11/12723 от 19.06.2017 в отношении решения N 1705 от 15.06.2017 (отметка о получении от 20.06.2017), N 12-11/24567 от 20.11.2017 в отношении решения N 2410 от 16.11.2018 (отметка о получении от 20.11.2017), N 12-11/29765 от 29.12.2017 в отношении решения N 2736 от 26.12.2017 (отметка о получении от 09.07.2018).
Таким образом, налоговым органом соблюден порядок принудительного взыскания в отношении следующей задолженности:
в виде пени в размере 1 579 557,83 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии,
в виде пени в размере 114 514,27 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии,
в виде пени в размере 355 511,15 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхования работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Оценивая наличие принятых мер в отношении единого социального налога, суд апелляционной инстанции учитывает, что финансовым управлением Администрации г. Горячий ключ представлены сведения по предъявленным в управление исполнительных листов, согласно которым налоговым органом и пенсионным фондом в отношении обязательств перед бюджетом, образовавшихся до 01.01.2017, предъявлены исполнительные листы на взыскание следующей суммы задолженности:
в виде пени в размере 1 720 684,54 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии,
в виде пени в размере 141 283,28 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии,
в виде пени в размере 2 128,34 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,
в виде пени в размере 330 464,42 руб. по страховым взносам на обязательное медицинское страхования работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Таким образом, в финансовое управление администрации предъявлено исполнительных листов в отношении большей задолженности, чем та, которую МКУ "ЦРО" просило признать безнадежной, и среди указанных сведений значится, в том числе задолженность по единому социальному налогу, в отношении которой налоговый орган сведений не предоставил.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции признает необоснованными выводы суда первой инстанции о признании утраченной налоговым органом возможности принудительного взыскания с учреждения спорной задолженности в части задолженности по СВ в ПФР страх. часть (пени) в размере 1 579 557,83 руб., СВ в ПФР накопит. часть (пени) в размере 114 514,27 руб., СВ в ФФОМС (пени) в размере 355 511,15 руб., а также по ЕСН в ФФОМС в размере 2 128,34 руб. Соответственно, безнадежной ко взысканию является лишь сумма задолженности по ЕСН в ФФОМС (пени) в размере 16 927,97 руб.
Кроме того, судебная коллегия признает обоснованными доводы налогового органа о том, что применительно к рассматриваемому случаю положения статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ не применимы.
В соответствии с указанной статьей, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии с буквальным смыслом пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам, числящаяся за отдельными категориями плательщиков, а именно за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься частной практикой.
Применительно к рассматриваемому случаю, заявитель является муниципальным бюджетным учреждением, и не относится к категориям плательщиков, на которых распространяются положения данной нормы.
Соответственно, статья 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ не подлежит применению в рассматриваемом случае.
Не подлежит применению и подпункт "г"" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820, в соответствии с которым признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам, уплачиваемым организациями угольной промышленности и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям, применяемым в соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в случае принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Как установлено пунктом 1 данного постановления Правительства Российской Федерации списывается недоимка по страховым взносам, уплачиваемым организациями угольной промышленности и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
Заявитель является муниципальным бюджетным учреждением, и не относится к организациям угольной промышленности и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации,
Таким образом, положения постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 не подлежат применению в данном деле.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.07.2021 по делу N А32-42908/2020, а также в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.10.2021 по делу N А32-900/2021 (резолютивная часть).
Принимая решение, суд первой инстанции не учёл, что основная сумма задолженности образована в связи с передачей с 2017 года в налоговые органы функций по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в связи с чем Инспекцией принят полный комплекс мер по принудительному взысканию задолженности:
направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов.
направлены решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика;
направлены постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов для принудительного взыскания за счет имущества должника.
Таким образом, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, неполно исследовал фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для дела, в результате чего принял незаконный судебный акт, что в силу части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения и принятия нового судебного акта, которым в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать в части признания безнадежной ко взысканию задолженности по СВ в ПФР страх. часть (пени) в размере 1 579 557,83 руб., СВ в ПФР накопит. часть (пени) в размере 114 514,27 руб., СВ в ФФОМС (пени) в размере 355 511,15 руб., а также по ЕСН в ФФОМС в размере 2 128,34 руб. При этом признать безнадежной ко взысканию сумму задолженности по ЕСН в ФФОМС (пени) в размере 16 927,97 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2021 по делу N А32-687/2021 отменить в части признания безнадежной ко взысканию задолженности по
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в сумме 1 579 557,83 руб.,
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) в сумме 114 514,27 руб.,
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет ФФОМС в сумме 35 5511,15 руб.,
- пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 2128,34 руб..
В указанной части в удовлетворении заявления отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2021 по делу N А32-687/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Я.А. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-687/2021
Истец: МКУ "Центр развития образования" МО город Горячий Ключ, Муниципальное казенное учреждение "Центр развития образования" муниципального образования город Горячий Ключ
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белореченском районе Краснодарского края межрайонное, ГУ УПФР в Белореченском районе Краснодарского края межрайонное, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Краснодарскому краю, МИФНС N 9 по КК, УПФР в г. Горячий Ключ
Третье лицо: Администрация муниципального образования город Горячий Ключ, АМО г. Горячий ключ