город Воронеж |
|
22 октября 2021 г. |
Дело N А64-4644/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ухиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Рассказово Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.07.2021 по делу N А64-4644/2021 по заявлению заявление Администрации города Рассказово Тамбовской области (ОГРН 1036876411967 ИНН 6828001300) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (ОГРН 1046882321320, ИНН 6829009944), Межмуниципальному отделу по Рассказовскому и Ржаксинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области о признании незаконным уведомления о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения,
в отсутствие представителей надлежащим образом извещенных Администрации города Рассказово Тамбовской области, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области и Межмуниципального отдела по Рассказовскому и Ржаксинскому районам управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Рассказово Тамбовской области (далее - Администрация г.Рассказово, Администрация, орган местного самоуправления) обратилась в Рассказовский районный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным уведомления Межмуниципального отдела по Рассказовскому и Ржаксинскому районам (далее - Межмуниципальный отдел) управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее - управление Росреестра по Тамбовской области, управление, регистрирующий орган) от 13.01.2021 КУВД-001/2020-30748100/2 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения.
Определением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 17.03.2021 по делу N 2а-311/2021, оставленным без изменения определением Тамбовского областного суда от 17.05.2021, указанное заявление передано на рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области по подсудности.
Определением от 16.06.22021 заявление Администрации г.Рассказово принято Арбитражным судом Тамбовской области к производству за номером А64-4644/2021.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация г.Рассказово обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования.
Ссылается на то, что имелись предусмотренные законом основания для обращения с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Оснований для возврата документов без рассмотрения не имелось.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явился, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) имеются сведения о здании с кадастровым номером 68:28:0000044:435, назначение - нежилое, наименование - здание административно-производственное, общая площадь - 1436.3 кв.м., адрес (местоположение): Тамбовская область, г. Рассказово, ул. Комсомольская, д.59.
По сведениям Реестра, указанное здание принадлежит на праве собственности ООО "Столица" на основании договора купли-продажи производственного здания N 04/3 от 23.03.2005 (актуальная запись от 31.03.2005 N 68-68-35/002/2005-208).
Также имеются сведения о здании с кадастровым номером 68:28:0000044:300, назначение - нежилое, наименование - здание производственное, общая площадь - 791.1 кв.м., адрес (местоположение): Тамбовская область, г. Рассказово, ул. Комсомольская, д.59.
По сведениям Реестра здание принадлежит на праве собственности ООО "Столица" на основании договора купли-продажи производственного здания N 05/3 от 23.03.2005 (актуальная запись от 31.03.2005 N 68-68-35/002/2005-209).
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, ООО "Столица" прекратило деятельность в качестве юридического лица и было исключено из реестра с 29.07.2010 на основании п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" по решению регистрирующего органа как недействующее.
24.12.2020 Администрация г.Рассказово обратилась в регистрирующий орган с заявлениями о принятии на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества зданий с кадастровыми номерами 68:28:0000044:435 и 68:28:0000044:300.
К указанном заявлению были приложены доверенность на представителя Прокудина Ю.В.; выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Столица"; информация Комитата по управлению имуществом Тамбовской области об объекте недвижимости от 24.08.2020 N 05-04/9526; информация Федерального агентства по управлению имуществом об объекте недвижимости от 24.08.2020 N 68-ММ-034/6551; информация Администрации г.Рассказово об объекте недвижимости от 13.08.2020 N 03-13/3273.
По результатам рассмотрения представленных документов Межмуниципальным отделом указанные документы были возвращены со ссылкой на п. 12 "Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931.
В соответствии с указанным пунктом, заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются, если в представленных документах отсутствует заявления собственника об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества, или решение суда.
Полагая уведомления о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения, вынесенное 13.01.2021 N КУВД-001/2020-30748100/2 незаконным, Администрация г.Рассказово обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198, пунктов 4 и 5 ст. 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания возлагается на орган, который принял оспариваемый ненормативный правовой акт.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Для возникновения права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество в силу статьи 225 ГК РФ необходимо совершение определенных действий, в том числе:
-обращение органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет;
-решение суда о признании бесхозяйной недвижимой вещи поступившей в муниципальную собственность.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ, Закон о государственной регистрации).
Пунктом 7 части 3 статьи 3 названного Закона предусмотрено, что к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
В силу части 10 статьи 32 Закона N 218-ФЗ правом на обращение с заявлением о постановке на учет здания, сооружения, помещения, машиноместа на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, обладают, в том числе, органы местного самоуправления.
Статьей 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Законом порядке.
В части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ перечислены документы, являющиеся основаниями для осуществления государственной регистрации прав, к которым, в том числе, относятся: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок N 931).
Согласно пункту 3 названного Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:
прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;
проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Порядка N 931).
В силу пункта 6 Порядка N 931 обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.
На основании пункта 9 Порядка N 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.
В пункте 12 Порядка N 931 указаны основания для возвращения органом регистрации прав заявления о принятии объекта в качестве бесхозяйного объекта недвижимости и прилагаемых к нему документов.
Так, заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если:
из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;
в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;
из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;
Единый государственный реестр недвижимости содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;
в течение установленного пунктом 8 настоящего Порядка срока в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;
собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, в силу указанных норм принятие объекта недвижимости в качестве бесхозяйной недвижимой вещи осуществляется регистрирующим органом на основании заявления органа местного самоуправления путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
При этом именно на органе регистрации прав лежит обязанность по проведению правовой экспертизы документов, представленных для принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, на предмет наличия или отсутствия установленных действующим законодательством оснований для принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества либо для отказа в осуществлении принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Управлением Росреестра по Тамбовской области в ходе правовой экспертизы документов и судом области в ходе рассмотрения дела установлено, что спорные объекты недвижимости находятся в собственности ООО "Столица".
В порядке, предусмотренном статьей 225 ГК РФ, право собственности муниципального образования город Рассказово Тамбовской области на спорные объекты недвижимого имущества не приобретено.
Как обосновано указал суд, в силу п.2 ст.64.2 и п.8 ст.63 ГК РФ в случае ликвидации юридического лица, в том числе как недействующего, право собственности на имущество такого юридического лица переходит к его учредителям (участникам), которыми в рассматриваемом случае являются Кривошеий Сергей Александрович и Рочев Леонид Михайлович.
Сведений о том, что указанные лица отказались от данного объекта, не имеется, при обращении в регистрирующий орган с заявлением не представлено.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований. Возвращение документов без рассмотрения является обоснованным.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов не разрешается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.07.2021 по делу N А64-4644/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4644/2021
Истец: администрация города Рассказово Тамбовской области
Ответчик: Межмуниципальному отделу по Рассказовскому и Ржаксинскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд