г. Пермь |
|
22 октября 2021 г. |
Дело N А60-25982/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Васильевой Е.В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
От 16 августа 2021 года (мотивированное решение от 20 августа 2021 года), принятое в порядке упрощенного производства.
по делу N А60-25982/2021
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (ИНН 6658014910, ОГРН 1026602332052)
к государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области "Демидовская городская больница" (ИНН 6623097055, ОГРН 1136623007597)
о взыскании денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в размере 65100 руб., пени в размере 5934 руб. 95 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - истец, ТФОМС) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области "Демидовская городская больница" (далее - ответчик, больница) о взыскании денежных средств обязательного медицинского страхования (ОМС), использованных не по целевому назначению в размере 65 100 руб., пени в размере 5934 руб. 95 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 августа 2021 года (мотивированное решение от 20 августа 2021 года) в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что факт нецелевого использования ответчиком средств ОМС подтвержден совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела. Закон не предоставляет медицинским организациям право вместо возврата в бюджет ФОМС средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств ОМС.
Ответчик письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, на основании приказа ТФОМС Свердловской области от 30.09.2019 N 403 проведена плановая комплексная проверка ГАУЗ СО "Демидовская городская больница" за период с 01.10.2017 по 31.08.2019, в ходе которой выявлен факт использования средств ОМС не по целевому назначению в сумме 65100 рублей (на ремонт холодильной камеры трупов).
В акте проверки указано требование восстановить на расчетный счет ТФОМС в УФК Свердловской области средства в сумме 65100 рублей., использованные не по целевому назначению, в течение 10 рабочих дней и уплатить штраф в размере 10% от данной суммы.
Больницей денежные средства, использованные не по целевому назначению в сумме 65 100 руб., восстановлены на свой лицевой счет, открытый для получения средств ОМС.
Фондом письмами от 14.11.2019, 27.11.2019, 04.02.2020, 13.07.2020, 07.10.2020 в адрес больницы направлена информация о том, что использованные не по целевому назначению денежные средства в сумме 65100 руб. должны быть восстановлены в бюджет ТФОМС, а не на свой счет, открытый для получения средств ОМС. В письме от 14.11.2019 содержится также требование фонда восстановить на расчетный счет ТФОМС в УФК Свердловской области средства в сумме 65100 рублей., использованные не по целевому назначению (с указанием реквизитов счета для их перечисления).
По состоянию на 28.05.2021 указанные средства ОМС на счет ТФОМС не поступили. Вместе с тем штраф, начисленный в размере 10 процентов от указанной суммы нецелевого использования, ответчиком уплачен (платежное поручение от 12.11.2019 N 6455).
Фондом направлена ответчику досудебная претензия от 21.04.2021 с требованием перечислить в бюджет ТФОМС денежные средства в сумме 70 070 руб. 39 коп., их них 65 100 руб. - использованные не по целевому назначению, 4970,39 руб. - пени (в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предъявления претензии, от суммы нецелевого использования средств за 509 дней просрочки).
Претензия оставлена ответчиком без ответа, что явилось основанием обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции во взыскании денежных средств и пени отказал, исходя из того, что средства ОМС приведены в первоначальное состояние с применением предусмотренной нормативными актами процедуры уточнения платежа, на дату составления акта проверки нарушения требований статей 4, 35 и 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и территориальной программы ОМС на 2019 год не имелось.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховыми медицинскими организациями, являются целевыми.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В статье 16 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" определено, что бюджеты конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов Фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
В пунктах 1 и 2 статьи 19 указанного Закона предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается фондом, несмотря на перечисление 24.07.2019 платежным поручением N 3940 денежных средств в оплату холодильного оборудования за счет средств ОМС, уже 17.10.2019 (то есть в пределах отчетного периода и до составления акта проверки) больница уточнила источник, за счет которого производится оплата оборудования.
Письмом от 16.10.2019 N 48, адресованным Министерству финансов Свердловской области, подтверждается, что больница изменила в назначении платежа лицевой счет N 22013007210 (предназначенный для учета операций со средствами ОМС) на лицевой счет N 23013007210 (предназначенный для учета операций с собственными доходами). Сведения о лицевых счетах больница приведены на стр.2 акта проверки (приложен к исковому заявлению фонда).
Уточнение платежа принято Министерством финансов Свердловской области 17.10.2019. Соответствующие изменения о номере лицевого счета, с которого произведено списание, вынесены в программу для операций по контрактам и договорам WEB-торги-КС (файл "выписка N 2 с WEB-торги-КС").
Выпиской из лицевого счета N 23013007210 (предназначенного для учета операций с собственными доходами) за 17.10.2019 подтверждается, что в указанную дату на основании уведомления об уточнении операций N129622 собственные доходы больницы уменьшены на 65 100 руб.
Одновременно выпиской из лицевого счета N 22013007210 (предназначенный для учета операций со средствами ОМС) за 17.10.2019 подтверждается, что в указанную дату на основании уведомления об уточнении операций N129622 находящиеся в распоряжении больницы средства ОМС увеличены на 65 100 руб.
Указанные выписки приложены ответчиком к отзыву на исковое заявление (файлы с соответствующим названием) и истцом не оспорены.
Таким образом, представленные суду доказательства позволяют сделать достоверный вывод о том, что спорные расходы в сумме 65100 руб. произведены больницей в 2019 году именно за счет средств от собственной деятельности, приносящей доход, а не за счет средств ОМС.
При таких обстоятельствах оснований для взыскания указанных средств в бюджет ТФОМС не имеется, как и пени, поскольку они начисляются по истечении 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования, а больница восстановила средства еще до составления акта проверки.
Доводы фонда о том, что положения Закона N 326-ФЗ не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой лицевой счет (приводимые со ссылкой на определения Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2015 N 309-ЭС15-15875 и иную судебную практику), судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку суды при разрешении указанных дел исходили из иных фактических обстоятельств. В частности, при рассмотрении дела NА05-4121/2019 судами учтено, что средства ОМС были использованы не по целевому назначению в 2017 году, а восстановлены только в 2019 году.
В рассматриваемом же случае средства ОМС восстановлены медицинской организацией в этом же отчетном периоде, причем до составления фондом акта проверки. В таком случае средства с медицинской организации можно не взыскивать (определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2019 N 304-ЭС19-7389, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.05.2020 по делу N А05-4121/2019).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 августа 2021 года (мотивированное решение от 20 августа 2021 года) по делу N А60-25982/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-25982/2021
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДЕМИДОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА"