г. Пермь |
|
22 октября 2021 г. |
Дело N А60-60457/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гребенкиной Д.Ю.,
судей Лихачевой А.Н., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Можеговой Е.Х.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "Экология",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 июля 2021 года
по делу N А60-60457/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Экология" (ИНН 6633011829, ОГРН 1069633011546)
к акционерному обществу "Артемовский машиностроительный завод "Вентпром" (ИНН 6602010624, ОГРН 1069602006583),
третье лицо: Администрация Артемовского городского округа (ИНН 6602001531, ОГРН 1026600580270),
о взыскании задолженности по оплате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, задолженности по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Общего с ограниченной ответственностью "Экология" (далее - ООО "Экология") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества "Артемовский машиностроительный завод "Вентрпром" (далее - АО "АМЗ "Вентрпром") 413 743 руб. 54 коп. задолженности по оплате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов за июнь - октябрь 2020 года, 103 461 руб. 75 коп. задолженности по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июнь - октябрь 2020 года, 10 999 руб. 10 коп. неустойки за неисполнение обязательств за период с 10.09.2020 по 30.11.2020.
Определением суда от 08.12.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 09.02.2021 суд на основании части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением суда от 10.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечена Администрация Артемовского городского округа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.07.2021 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 41 958 руб. 87 коп., в том числе, долг в сумме 41 421 руб. 76 коп. и неустойку в сумме 537 руб. 11 коп., а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 323 руб. 24 коп. В остальной части иска отказано. ООО "Экология" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 987 руб. 51 коп., излишне уплаченная по платежному поручению от 27.11.2020 N 503.
Истец, не согласившись с принятым по делу решением в части требований, в удовлетворении которых суд отказал, обратился с апелляционной жалобой, просит его в обжалуемой части изменить, исковые требования удовлетворить полностью, ссылаясь на пункт 203 Правил N 644.
Возражая на доводы апелляционной жалобы, ответчик направил отзыв.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлением Администрации Артемовского городского округа N 1734-ПА от 31.12.2015 года ООО "Экология" является гарантирующим поставщиком коммунальных услуг водоотведения потребителям, находящимся на территории города Артемовского Свердловской области, и является владельцем объектов, обеспечивающих водоотведение на территории города Артемовского Свердловской области, в том числе очистными сооружениями города Артемовского Свердловской области.
Между ООО "Экология" и АО "АМЗ "Вентпром" заключен договор водоотведения N 13/18 от 01.01.2018 с протоколом разногласий от 12.01.2018.
По условиям договора истец принял на себя обязательства осуществлять прием сточных вод от производственной площадки ответчика по адресу: Свердловская область, г. Артемовский, ул. Садовая д. 12, в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку.
Ответчик согласно условиям договора обязан соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить оплату услуг водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в договоре.
В приложении N 5 к договору определены нормативы допустимых сбросов и нормативы водоотведения по составу сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, установленные для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Граница эксплуатационной ответственности по канализационным сетям абонента и организации ВКХ определена в акте разграничения эксплуатационной ответственности (приложение N 1 к договору). Местом исполнения обязательств по договору установлены канализационные колодцы КК-1160, КК-1173, КК-1174, КК-1176 (пункты 2, 3 договора).
В период с июня по октябрь 2020 года (включительно) ООО "Экология" оказало АО АМЗ "Вентпром" услугу водоотведение.
За указанный период ответчику предъявлены счета по оплате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов на общую сумму 413 743 руб. 54 коп.
Как указано в исковом заявлении, расчет произведен в соответствии с порядком, определенным абзацем 1 пункта 124, пунктом 203 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644).
Также ответчику предъявлены счета за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июнь - октябрь 2020 года на общую сумму 103 461 руб. 75 коп. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения произведен в соответствии с пунктами 123 (4) Правил N 644.
Объем отведенных стоков определен истцом на основании справок об объемах потребленной холодной воды за период июнь - октябрь 2020 года, тарифы на услуги водоотведения утверждены Постановлением РЭК СО N 234-ПК от 11.12.2019 и составляют: в период с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 38,71 руб./м3, в период с 01.07.2020 по 31.12.2020 - 40,29 руб./м3.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате превышенного норматива сброса загрязняющих веществ и по оплате негативного воздействие на работу централизованной системы водоотведения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск частично с учетом возражений ответчика.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции признает решение суда подлежащим изменению в части требований истца за октябрь 2020 года, подлежащих удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Пунктами 14, 15 договора предусмотрено, что для учета объемов принятых сточных вод используют приборы учета. Сведения об узлах учета и приборах учета сточных вод, о местах и периодичности отбора проб сточных вод абонента указаны в приложении N 3 к договору.
В соответствии с п. 16 договора коммерческий учет отведенных сточных вод обеспечивает абонент.
Пунктом 22 договора установлено, что контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонента осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Согласно пункту 25 договора сведения о требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных абоненту в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, установлены в Приложении N 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ", сведения о нормативах водоотведения по составу сточных вод, установленные постановлением Администрации Артемовского городского округа от 03.06.2016 N 590-ПА "Об утверждении нормативов концентраций загрязняющих веществ в сточных водах и условий приема сточных вод и загрязняющих веществ, поступающих в централизованную систему водоотведения и на очистные сооружения населенных пунктов Артемовского городского округа", приведены в приложении N 5 к договору.
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 5 (подпункт "б" пункта 113 Правил N 644).
23.06.2020 ООО НПП "Эксорб" в присутствии представителей истца и ответчика осуществлен отбор сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, что подтверждается актом отбора проб 23.06.2020 N 178, протоколами результатов исследования воды NN 2053, 2054, 2055 от 30.06.2020.
По результатам проведенных ООО НПП "Эксорб" лабораторных исследований по всем канализационным выпускам ответчика, из которых отобраны пробы, превышения нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренных приложением N 5 Правил N 644, не выявлено.
Согласно пункту 30 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 728) протокол исследований отобранной пробы сточных вод, составленный аккредитованной лабораторией, является документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом декларации, нормативов состава сточных вод, требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, если организация ВКХ произвела отбор сточных вод абонента с целью определения значений показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, в соответствии с требованиями Правил N 728, то, согласно условиям абзаца 2 пункта 119 Правил N 644, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формулам, указанным в пунктах 120 и 123 Правил N 644.
При этом согласно абзацу 12 пункта 123 Правил N 644 объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод (для поверхностных сточных вод - расчетным способом) либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод с начала календарного месяца, в котором согласно указанию абонентом в декларации либо результатам контроля состава и свойств сточных вод абонента зафиксировано нарушение требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 настоящих Правил, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение (если следующий отбор проб был осуществлен в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (при расчетах платы на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение).
Следовательно, расчет размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в период июнь, июль, август 2020 года должен осуществляться на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проведенного ООО "Экология".
Поскольку результаты испытаний сточных вод абонента (протоколы исследования воды N N 2053, 2054, 2055 от 30.06.2020 ООО НПП "Эксорб", аттестат аккредитации N РОСС RU. 0001. 510905) подтверждают отсутствие нарушений ответчиком требований, установленных пунктом 113 Правил N 644, по колодцам 1173, 1174, 1176, то основания для внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в период июнь, июль, август 2020 года по указанным колодцам отсутствуют.
Плата может быть начислена за спорный период с июня по август 2020 года лишь за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по канализационному колодцу КК-1160.
При отборе проб сточных вод 23.06.2020, который проводился ООО "Экология" в целях контроля состава и свойств сточных вод, истцом не был осуществлен отбор проб из канализационного колодца КК-1160, ответчик произвел в период с июня по август 2020 года расчет платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, сточными водами, отведенными в канализационный колодец КК-1160, на основании абзаца 2, абзаца 6 пункта 123.4 Правил N 644, с учетом объема отведенных (сброшенных) сточных вод в канализационный колодец КК-1160 (согласно Расчетному балансу водопотребления и водоотведения, а также схеме внутриплощадочных канализационных сетей АО "АМЗ "Вентпром"), который составляет 0,5 % от всего сброшенного объема сточных вод за соответствующий период с объекта абонента АО "АМЗ "Вентпром".
Довод истца о том, что ответчик осуществил расчет платы за стоки, отведенные в канализационный колодец N КК-1160, исходя из баланса водопотребления, считая его недостоверным, является несостоятельным.
Расчетный баланс водопотребления и водоотведения от 09.01.2020, предоставленный в материалы дела ответчиком, с указанием объемов отводимых сточных вод (в процентном выражении) по канализационным выпускам КК-1160, КК-1173, КК-1174, КК-1176 в соответствии со схемой внутриплощадочных канализационных сетей объекта абонента, утвержден руководителем ответчика 09.01.2020.
Расчетный способ, предусмотренный абзацем 2 пункта 123 (4) Правил N 644, который использован истцом для определения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за сентябрь 2020 года, применен неправомерно.
На основании абзаца 2 пункта 123 (4) для объектов абонентов (при наличии любого из условий): среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:
П = К х Т х Qпpi,
где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпрi - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Таким образом, для осуществления расчетов по приведенной в пункте 123 (4) Правил N 644 формуле объект абонента должен соответствовать вышеуказанному критерию, а именно: среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод должен составлять менее 30 куб.м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно, то есть расчетным периодом, за который определяется среднесуточный объем отведенных (сброшенных) сточных вод с объекта абонента и производится расчет платы установлен календарный месяц.
Вместе с тем, суммарный по всем канализационным выпускам объем отводимых АО "АМЗ "Вентпром" сточных вод за сентябрь 2020 года превышает 30 куб.м в сутки и составляет 1 132 куб.м в месяц или 37,73 куб. м/сутки.
Объем отведенных стоков за сентябрь 2020 года подтверждается справкой об объеме потребленной холодной воды, переданной АО "АМЗ "Вентпром" в адрес ООО "Экология".
Следовательно, при отсутствии факта соответствия абонента требованиям, установленным абзацем 2 пункта 123 (4) Правил N 644, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за сентябрь 2020 года производится на основании положений пунктов 120 и 123 Правил N 644 и исключает возможность применения формулы, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил N 644.
Согласно представленным ответчиком расчетам размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по канализационному колодцу КК-1160 за период с июня по август 2020 года составляет 315 руб. 63 коп.; размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по всем канализационным колодцам за сентябрь и октябрь 2020 года составляет 40 340 руб. 30 коп.
По результатам проведенных 23.06.2020 ООО НПП "Эксорб" лабораторных исследований по всем канализационным выпускам АО "АМЗ "Вентпром" установлено превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод, утвержденных постановлением Администрации Артемовского городского округа от 03.06.2016 N 590-ПА "Об утверждении нормативов концентраций загрязняющих веществ в сточных водах и условий приема сточных вод и загрязняющих веществ, поступающих в централизованную систему водоотведения и на очистные сооружения населенных пунктов Артемовского городского округа", по контролируемому показателю медь в контрольных канализационных колодцах КК-1173, КК-1174, КК-1176 (0,013 мг/куб.дм, 0,013 мг/куб.дм, 0,014 мг/куб.дм, соответственно, вместо допустимого 0,0109 мг/куб.дм), по контролируемому показателю фосфор фосфатов (2,78 мг/ куб.дм вместо допустимого 0,24 мг/куб. дм) и по контролируемому показателю хлоридион (69,50 мг/куб.дм вместо допустимого 50,00 мг/куб. дм) - в контрольном колодце КК-1174.
Согласно пункту 30 Правил N 728 протокол исследований отобранной пробы сточных вод, составленный аккредитованной лабораторией, является документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом декларации, нормативов состава сточных вод, требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, если организация ВКХ произвела отбор сточных вод абонента с целью определения значений показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, в соответствии с требованиями Правил N 728, то размер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется на основании пункта 195 Правил N 644.
Согласно абзацу 5 пункта 198 Правил N 644 объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод (для поверхностных сточных вод - расчетным способом) либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод с начала календарного месяца, в котором согласно указанию абонентом в декларации либо результатам контроля состава и свойств сточных вод абонента установлено превышение нормативов состава сточных вод, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение (если он был произведен в этом же календарном месяце) или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (при расчетах платы на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение).
Следовательно, расчет размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за июнь 2020 года должен осуществляться на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проведенного ООО "Экология по формуле, указанной в пункте 197 Правил N 644.
Согласно расчету ответчика размер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за июнь 2020 года составил 765 руб. 83 коп.
Вместе с тем, необоснованными признаются выводы суда первой инстанции в части требований истца за октябрь 2020 года.
По мнению суда первой инстанции, расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период июль - октябрь 2020 года выполнен ООО "Экология" в нарушение действующего законодательства при отсутствии с 01.07.2020 установленных в соответствии с Правилами N 644 нормативов состава сточных вод.
Как отмечено судом первой инстанции, до 01.07.2020 для абонентов ООО "Экология" действовали нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленные постановлением Администрации Артемовского городского округа от 03.06.2016 N 590-ПА "Об утверждении нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах и условий приема сточных вод и загрязняющих веществ, поступающих в централизованную систему водоотведения и на очистные сооружения населенных пунктов Артемовского городского округа". С 01.07.2020 постановление Администрации Артемовского городского округа от 03.06.2016 N 590-ПА признано утратившим силу постановлением Администрации Артемовского городского округа от 18.09.2020 N 912-ПА "О признании утратившим силу постановления Администрации Артемовского городского округа от 03.06.2016 N 590-ПА "Об утверждении нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах и условий приема сточных вод и загрязняющих веществ, поступающих в централизованную систему водоотведения и на очистные сооружения населенных пунктов Артемовского городского округа".
Из материалов дела следует, что ответчик письмом исх. N 09/1137 от 15.10.2020 обращался в Администрацию Артемовского городского округа за разъяснениями об установлении нормативов сточных вод для объектов абонентов ООО "Экология".
Письмом от 20.10.2020 N 7503/19 Администрация Артемовского городского округа уведомила ответчика об отказе ООО "Экология" в установлении нормативов состава сточных вод в связи с отсутствием результатов исследований сточных вод, поступающих на очистные сооружения и на выпуске сточных вод в водный объект, выполненных аккредитованной в установленном порядке Правительством Российской Федерации лабораторией.
По состоянию на 01.11.2020 нормативный правовой акт, утверждающий нормативы состава сточных вод, поступающих в централизованную систему водоотведения и на очистные сооружения населенных пунктов Артемовского городского округа, Администрацией Артемовского округа не принят, нормативы состава сточных вод для объектов абонентов ООО "Экология" не установлены.
В рассматриваемом случае в части исковых требований за октябрь 2020 год суд апелляционной инстанции признает допустимым применение положений пункта 203 Правил N 644, который является самостоятельной, императивной нормой, содержащей исчерпывающий перечень условий её применения, содержит исчерпывающий перечень квалификационных признаков, которым должен соответствовать абонент, обязанный вносить плату на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, а также порядок расчёта платы.
Пункт 203 Правил N 644 не содержит каких-либо условий, ставящих применение данного пункта в зависимость от выполнения иных условий, указанных в каком-либо ином нормативно-правовом акте.
Единственными условиями, исключающими возможность начисления платы абонентам в порядке, предусмотренном абзацами 2-6 пункта 203 являются условия, указанные в абзаце 7 пункта 203 Правил N 644, это случаи, когда произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем пункта 203, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов.
Таким образом, пункт 203 Правил N 644 не содержит условий, которые бы свидетельствовали о том, что применение пункта 203 невозможно без фактического установления (действия) нормативов состава сточных вод для абонентов.
При этом нормативного правового акта большей юридической силы, который бы определял иные условия, исключающие возможность применения пункта 203 Правил N 644, не имеется.
В пользу данного довода говорит и то обстоятельство, что порядок расчёта платы, установленный абзацем 6 пункта 203 Правил N 644, в составе формулы не содержит элементов, связанных с установленными нормативами состава сточных вод.
Следовательно, для расчёта платы по пункту 203 Правил N 644 наличие либо отсутствие установленных нормативов состава сточных вод, ни практического и ни правового значения не имеет. Установленные нормативы в расчёте платы не участвуют.
Следует отметить то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 127 Правил N 644, Декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года. Ответчик имел возможность подать декларацию о составе сточных вод на 2020 год до 1 ноября 2019 года, однако, этого не сделал.
Таким образом, у ответчика отсутствовала принятая в установленном порядке декларация о составе сточных вод на 2020 год.
При таких обстоятельствах, в сложившихся фактических условиях, даже в случае наличия утверждённых нормативов по составу сточных вод, в спорном периоде, абоненты, подпадающие под действие условий пункта 203 Правил N 644 и не имеющие принятых в установленном порядке деклараций на 2020 год, не имели правовых оснований требовать от истца начисления платы по фактическим концентрациям, и не имели правовых оснований требовать от истца принятия декларации о составе сточных вод на 2020 год, в период с июля по январь 2020 года для расчёта платы в соответствии с установленными нормативами.
В материалах дела имеется письмо Минстроя России, N 13440-ИА/04, от 05.04.2021, из которого следует, что в целях недопущения сброса абонентами в централизованную систему водоотведения сточных вод без наличия действующих нормативов, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, в период, начиная с 01.07.2020, в случае отсутствия нормативного правового акта, устанавливающего нормативы состава сточных вод в соответствии с разделом XIII Правил N 644, сохраняют действие нормативы водоотведения по составу сточных вод, установленные в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (в случае, если соответствующий нормативный правовой акт не отменен).
Вместе с тем, положения пункта 203 Правил N 644 направлены на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с необходимостью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещения вреда, причиненного водным объектам, и финансирования инвестиционной программы организации, осуществляющей водоотведение, в части осуществления мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (пункт 205 Правил N 644).
Изменения, внесенные в Правила, определяют условия, при которых расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод возможен без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, и без применения нормативов по составу сточных вод что, не исключает добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что отсутствие утверждённых нормативов по составу сточных вод, в спорный период (октябрь 2020 года), не может являться основанием для освобождения абонентов, которые по роду своей деятельности фактически оказывают негативное воздействие на окружающую среду, от несения компенсационных расходов, со своей стороны.
При этом по смыслу абзаца 2 пункта 203 Правил N 644 законодательно устанавливается презумпция превышения нормативов состава сточных вод.
Факт осуществления ответчиком деятельности, предусмотренной абзацем 2 пункта 203 Правил N 644, "деятельность сухопутного транспорта", подтверждается сведениями о наличии лицензии на осуществление "Деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" N АН 66-001619 получены из выписки ЕГРЮЛ стр. 8 пункты. 156-161 выписки, а также сведениями об оплате налога на транспорт полученными с интернет ресурса "Прозрачный бизнес" на сайте Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru/ru66/, приобщены к материалам дела.
Факт того что среднесуточный объём сбросов стоков ответчиком в период октября 2020 года, не превышал 30 куб.м, подтверждается как материалами дела, так и тем обстоятельством, что ответчик признал иск в части начисления платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения в порядке, установленном пунктом 123.4 Правил N 644, который предусматривает аналогичное требование относительно среднесуточного объёма сбросов стоков.
Вместе с тем, в отношении спорного периода сентября 2020 года аналогичные доводы апеллянта не могут быть приняты во внимание, учитывая, что материалами дела подтверждено то обстоятельство, что суммарный объем отводимых АО "АМЗ "Вентпром" сточных вод за сентябрь 2020 года превышает 30 куб.м в сутки, соответственно, за указанный месяц расчет платы за сброс загрязняющих веществ по формуле, предусмотренной пунктом 203 Правил N 633, произведен быть не может, отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований в данной части признается апелляционной коллегией обоснованным, доводы апеллянта об обратном отклоняются, как противоречащие материалам дела и основанные на неверном применении указанных норм права.
Из положений, установленных пунктом 198 Правил N 644, следует, если по результатам контроля состава и свойств сточных вод абонента установлено превышение нормативов состава сточных вод, то данные о превышении нормативов действуют до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение (если он был произведен в этом же календарном месяце) или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (при расчетах платы на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение).
Истцом в июне 2020 года производился отбор проб сточных вод с объекта ответчика. Таким образом, суд правомерно применил расчёт долга за июнь 2020 года на основании данных о фактических концентрациях загрязняющих веществ полученных, в результате лабораторного анализа отобранных проб.
Правомерность отказа суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований за период июль - август 2020 года ввиду отсутствия утверждённых нормативов при одновременном наличии данных о фактических концентрациях, полученных в результате осуществления контроля состава и свойств сточных вод, сторонами не оспаривается.
Однако применение расчёта платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в период октябрь 2020 года в порядке, предусмотренном пунктом 203 Правил N 644, является правомерным. В данный период истцом не производился отбор проб сточных вод для осуществления контроля состава и свойств сточных вод, а ответчиком не была предоставлена декларация состава и свойств сточных вод в отношении объектов ответчика для осуществления контроля.
Исходя из вышеизложенного, решение Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-60457/2020 подлежит изменению в части требований истца о взыскании с ответчика платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за октябрь 2020 года, которая по расчету истца составила 70 104 руб. 60 коп.: 2 (коэф. компенсации)*40,29 (тариф)* 870 (объем сбросов за октябрь 2020 года).
Таким образом, требование истца подлежит частичному удовлетворению, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию долг в общем размере 111 526 руб. 36 коп., в удовлетворении остальной части иска следует отказать.
За просрочку внесения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения истец начислил неустойку на основании статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 54 договора.
В соответствии с пунктом 54 договора водоотведения N 13/18 от 01.01.2018 в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате настоящего договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Согласно расчету ответчика с учетом указанных выше сумм подлежащей взысканию платы за спорный период просрочки с 10.09.2020 по 30.11.2020 неустойка за просрочку внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по канализационному колодцу КК-1160 за период с июня по август 2020 года составляет 8 руб. 46 коп., за просрочку внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по всем колодцам за сентябрь, октябрь 2020 года -508 руб. 12 коп., за просрочку внесения платы за сброс загрязняющих веществ по всем канализационным колодцам за июнь 2020 года - 20 руб. 53 коп. Суд первой инстанции удовлетворил требования истца в данной части, взыскав неустойку в общей сумме 537 руб. 11 коп.
Кроме того, с учетом удовлетворения требований о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ по всем канализационным колодцам за октябрь 2020 года судом апелляционной инстанции признано обоснованным начисление неустойки за просрочку внесения указанной платы в размере 481 руб. 30 коп. по расчету истца.
Общая сумма подлежащей взысканию неустойки составляет 1 018 руб. 41 коп. В удовлетворении остальной части требований следует отказать.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению в силу пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы, понесенные при подаче иска и апелляционной жалобы, подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 июля 2021 года по делу N А60-60457/2020 изменить, резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
"1. Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества "Артемовский машиностроительный завод "Вентпром" (ИНН 6602010624, ОГРН 1069602006583) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экология" (ИНН 6633011829, ОГРН 1069633011546) 112 544 (сто двенадцать тысяч пятьсот сорок четыре) руб. 77 коп., в том числе долг в сумме 111 526 (сто одиннадцать тысяч пятьсот двадцать шесть) руб. 36 коп. и неустойку в сумме 1 018 (одну тысяча восемнадцать) руб. 41 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с акционерного общества "Артемовский машиностроительный завод "Вентпром" (ИНН 6602010624, ОГРН 1069602006583) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экология" (ИНН 6633011829, ОГРН 1069633011546) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2 890 (две тысячи восемьсот девяносто) руб. 09 коп.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Экология" (ИНН 6633011829, ОГРН 1069633011546) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 7 (семь) руб. 00 коп., излишне уплаченную по платежному поручению от 27.11.2020 N 503 на общую сумму 13 571 руб.".
Взыскать с акционерного общества "Артемовский машиностроительный завод "Вентпром" (ИНН 6602010624, ОГРН 1069602006583) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экология" (ИНН 6633011829, ОГРН 1069633011546) 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
А.Н. Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-60457/2020
Истец: ООО ЭКОЛОГИЯ
Ответчик: АО АРТЕМОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ВЕНТПРОМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА