г. Хабаровск |
|
25 октября 2021 г. |
А73-4127/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от администрации г. Хабаровска; главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Хабаровска
на решение от 26.07.2021
по делу N А73-4127/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению администрации г. Хабаровска
к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
администрация города Хабаровска (далее - заявитель, администрация г. Хабаровска, администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее -главное управление, управление) о признании недействительным предписания от 03.02.2021 N П2021-02.1-0298.
Решением суда от 26.07.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, администрация обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность судебного акта, принятого при неправильном применении норм материального права, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить, заявленное требование удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на то, что пункт 49 Положения N 47 предусматривает издание правового акта, а не "принятие мер", "принятие срочных мер" по расселению граждан. В связи с чем, нарушение указанного пункта имело бы место в случае непринятия администрацией такого правового акта. Между тем администрацией г. Хабаровска правовой акт издан (Постановление от 15.06.20217 N 1940), установлен срок отселения жильцов на время проведения реконструкции дома в жилые помещения маневренного фонда в срок до 2025. Указывает на то, что нормами действующего законодательства не определены сроки для расселения жильцов в случае признания дома аварийным. Ссылается на неисполнимость предписания.
Возражений на жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участие в заседании суда не принимали. Жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 29.01.2021 N 679-р управлением контроля проведена внеплановая проверка администрации города Хабаровска на предмет исполнения ранее выданного предписания от 29.05.2020 N П2020-02.1-0706.
В ходе проверки был установлен факт неисполнения указанного предписания, сохраняется угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в МКД N 4 по ул. Краснофлотской в г. Хабаровске.
Итоги проверки отражены в акте от 03.02.2021 N П2021-02.1-0298.
Администрации выдано предписание от 03.02.2021 N П2021-02.1-0298 которым предписано в срок до 01.07.2021 устранить нарушения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47) путем принятия срочных мер по расселению граждан, проживающих в аварийном доме.
Не согласившись с выданным предписанием, администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Частью 2 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществления полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов, требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3.1.2.10. Положения об управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 N 371-пр (далее - Положение) Управление уполномочено на проведение регионального государственного жилищного надзора.
Из пункта 1.5.1 Административного регламента исполнения управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора следует, что региональный государственный жилищный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.
Согласно пункту 3.2 Положения к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан, применяются положения настоящего Порядка и принятого в соответствии с ним административного регламента, утвержденного уполномоченным органом, с учетом особенностей, установленных статьей 77 Федерального закона N 131-ФЗ.
При выявлении в результате проведенной проверки нарушений, управление выдает предписание для устранения допущенных нарушений (пункт 3.1.4. Положения).
Из материалов дела следует, что в настоящем случае, основанием для проведения внеплановой проверки, послужила необходимость проверки исполнения предписания от 29.05.2020 N П2020-02.1-0706, выданного администрации г. Хабаровска, в связи с чем, исходя из положений части 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, проведение данной проверки не требовало согласования с органами прокуратуры.
Таким образом, апелляционная инстанция соглашается с арбитражным судом, что проверка проведена управлением при наличии законных на то оснований, предметом которой являлось исполнение обязанностей органа местного самоуправления по вопросам, отнесенным законом к компетенции данного органа, в связи с чем, соответствующие доводы жалобы, судом отклоняются.
По материалам дела судом установлено, что межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, составлено заключение от 23.05.2017 N 529 о признании многоквартирного дома N 4 по ул. Краснофлотской в городе Хабаровске аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением администрации города Хабаровска от 15.06.2017 N 1940 дом признан аварийным и подлежащим реконструкции, установлен срок отселения жильцов в жилые помещения маневренного фонда - до 2025.
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Установление требований к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, осуществляется межведомственной комиссией на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проведенной оценки соответствия помещения установленным требованиям, оценки соответствия указанных помещений и дома установленным требованиям по заявлению собственника помещения или заявлению гражданина (нанимателя) с приложением документов, представленных заявителем, в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47).
Действие Положения N 47 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Положения N 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, совокупность указанных норм позволяет прийти к выводу, что принятие решения о сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции относится к компетенции органа местного самоуправления, при этом такой срок должен быть разумным.
По итогам проверочных мероприятий управление контроля пришло к тому, что срок отселения жильцов из спорного аварийного дома до 2025 с учетом степени износа дома (66% по состоянию на 17.05.2020) и указанных в экспертном заключении от 02.11.2016 N 02.1/3108 нарушений требований СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях", учитывая, что выявлена динамика деформаций и разрушений несущих конструкций, что создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан, нельзя признать разумным.
Отсутствие в законе срока, в течение которого необходимо провести отселение физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, не может освобождать орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности в разумный срок.
При этом ссылки администрации на то, что ряд жильцов рассматриваемого многоквартирного дома переселены в жилые помещения маневренного фонда, однако некоторые жильцы от жилых помещений, предложенных администрацией, отказались, не может свидетельствовать о принятии достаточных мер, направленных на исполнение предписания от 29.05.2020, поскольку на основании положений статьи 84 ЖК РФ выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, может производиться в судебном порядке; применительно же к собственникам жилых помещений аварийного МКД возможно применение механизма, предусмотренного статьей 32 ЖК РФ.
В связи с чем, как верно отметил суд первой инстанции, само по себе отсутствие согласия жителей рассматриваемого МКД на переселение не является непреодолимым препятствием для исполнения администрацией предписания о принятии срочных мер по расселению.
Учитывая, что на момент выдачи предписания администрация не представила документальных доказательств принятия действенных и полных мер по отселению граждан из аварийного многоквартирного дома, проживание в котором представляет реальную угрозу их жизни и здоровью, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания обжалуемого предписания от 03.02.2021 N П2021-02.1-0298 недействительным.
Доводы администрации об отсутствии в данном предписании ссылок на то, каким образом предписание должно быть исполнено, не свидетельствует о незаконности выданного предписания и, соответственно, об его неисполнимости, поскольку предоставляет последнему возможность самостоятельно избрать для себя наиболее выгодные и приемлемые законные способы устранения выявленных нарушений.
Доводы администрации о том, что приобретение дополнительных жилых помещений для пополнения маневренного фонда занимает продолжительное время, поскольку осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку данный вопрос не входит в предмет доказывания по данному делу, соответственно, указанный довод заявителя правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно отказано администрации в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным предписания.
При вынесении решения судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.07.2021 по делу N А73-4127/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4127/2021
Истец: Городской округ "Город Хабаровск"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края