г. Санкт-Петербург |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А56-56233/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарь Риваненков А.И.
при участии:
от заявителя: Большакова С.Б. по доверенности от 07.09.2023, Животов Д.А. по доверенности от 16.01.2024,
от заинтересованного лица: Кузьмина А.П. по доверенности от 09.01.2024,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40287/2023) Управления федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2023 по делу А56-56233/2023 (судья Корчагина Н.И.), принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия пассажирского автомобильного транспорта
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Сб-Сервис"
об оспаривании
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие пассажирского автомобильного транспорта (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 09.03.2023 по делу N Т02-117/23.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Сб-Сервис" (далее - Общество).
Решением суда от 16.10.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Управление направило апелляционную жалобу в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменит, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Предприятия возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 02 февраля 2023 года на официальном сайте единой информационной системы https://zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - ЕИС) было опубликовано извещение N 32312085744 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Модернизация автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) здания мойки (лит. Б) и здания ОТК и КПП (лит. В) Автобусного парка N 1 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, д. 18; здания газовой котельной (лит. К) Автобусного парка N 1 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Днепропетровская, д. 18; здания КПП (лит. И) и ангара (лит. Е) Автобусного парка N 5 по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 108; здания вспомогательного корпуса (лит. Д) Автобусного парка N 7 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Кубинская, д. 86 (далее - Закупка), включая документацию о Закупке (далее - Документация).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (далее - Положение о закупках) в редакции от 27.12.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
В соответствии с протоколом N ЭА-23/10 рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке от 15.02.2023 заявка Общества была отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: "В нарушение требований пп. 2 п. 3.1. Документации аукциона и пп. 2 п. 24 Информационной карты в первой части заявки представлены недостоверные сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ, а именно: по п. 18 Приложения N1.1. к Информационной карте Изделия монтажные электротехнические: Электроизоляционная лента ГОСТ 16214-86, Участник в заявке указал: Номинальная ширина: 20 мм. Удельное объемное электрическое сопротивление при 20 °С: 1-1012 Ом*см, что является недостоверными сведениями. Согласно ГОСТ16214-86, табл. 2, примечание 1: Показатель удельного объемного электрического сопротивления для лент шириной 15 и 20 мм не определяют".
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в антимонопольный орган с соответствующей жалобой.
Управление по результатам рассмотрения жалобы Общества приняла решение от 09.03.2023 по делу N Т02-117/23, которым жалоба Общества признана обоснованной, в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП "Пассажиравтотранс" выявлены нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки Общества от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, выдано предписание.
Учреждению выдано предписание от 09.03.2023.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Учреждения в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции требования заявителя удовлетворил в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 названной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Рассматриваемый Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в частности, бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 названного Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 этого же Федерального закона, при осуществлении им закупок за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию) (подпункт "в" пункта 4 части 2 статьи 1)
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к участникам такой закупки.
Согласно пункту 6 статьи 3.1 Закона N 223-ФЗ, Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Как верно указано судом первой инстанции, в соответствии с п.3.1 Документации аукциона, п.24 Информационной карты первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
1) предложение участника закупки в отношении предмета такой закупки в соответствии с Формой, приведенной, в Приложении N 1 к Информационной карте. Из текста Заявки должно следовать, что ее подача является принятием всех условий Заказчика, в том числе согласием исполнять обязанности Участника закупки и Победителя закупки.
2) Описание предусмотренных к выполнению работ, которые являются предметом закупки, в соответствии с требованиями аукционной документации - Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие товара, установленным Заказчиком требованиям, представленным в форме "Требования к значениям показателей (характеристик); товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям", являющейся Приложением N 1.1 к Информационной карте.
При указании конкретных показателей товара Участник использует форму "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки", являющуюся Приложением N 1.2 к Информационной карте документации об аукционе, и инструкция по заполнению которой является Приложением N 1.3 к Информационной карте.
В пункте 18 Требований к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, позволяющих определить соответствие установленным Заказчиком требованиям (Приложение N 1.1 к Информационной карте) указаны Изделия монтажные электротехнические: Электроизоляционная лента ГОСТ 16214-86.
Как следует из материалов дела, закупочная комиссия, рассмотрев заявку Участника под N 4, пришла к выводу о несоответствии поданной Участником заявки требованиям пп.4 п.5.4 Документации аукциона.
В нарушение требований пп. 2 п. 3.1. Документации аукциона и пп. 2 п. 24 Информационной карты в первой части заявки представлены недостоверные сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ, а именно:
по п. 18 Приложения N 1.1. к Информационной карте
Изделия монтажные электротехнические:
Электроизоляционная лента ГОСТ 16214-86
Участник в заявке указал:
Номинальная ширина: 20 мм.
Удельное объемное электрическое сопротивление при 20 °С: 1-Ю12 Ом-см, что является недостоверными сведениями.
Согласно ГОСТ 16214-86, табл. 2, примечание 1: Показатель удельного объемного электрического сопротивления для лент шириной 15 и 20 мм не определяют.
Между тем, в соответствии с п. 24 информационной карты Документации первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
1) предложение участника закупки в отношении предмета такой закупки в соответствии с формой, приведенной в приложении N 1 к информационной карте. Из текста заявки должно следовать, что ее подача является принятием всех условий заказчика, в том числе согласием исполнять обязанности участника закупки и победителя закупки.
2) описание предусмотренных к выполнению работ, которые являются предметом закупки, в соответствии с требованиями аукционной документации - сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие товара, установленным заказчиком требованиям, представленным в форме "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям", являющейся приложением N 1.1 к Информационной карте.
При указании конкретных показателей товара участник использует форму "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки", являющуюся приложением N 1.2 к Информационной карте документации об аукционе, и инструкция по заполнению которой является приложением N 1.3 к Информационной карте.
Как следует из приложения N 1 к Информационной карте, участник в составе предложения предоставляет "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ" (далее - Сведения) на основании требований к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, позволяющих определить соответствие установленным заказчиком требованиям.
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, указаны в приложении N 1.1 к Информационной карте.
Рекомендуемая форма предоставления сведений представлена в приложении N 1.2 к Информационной карте. Инструкция по заполнению формы сведений представлена в приложении N 1.3.
Приложением N 1.1 к Информационной карте установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работы, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.
Позиции N 18 приложения N 1.1 к Информационной карте соответствует товар "Изделия монтажные электротехнические: Электроизоляционная лента ГОСТ 16214-86", к которому по показателю N 6 "Удельное объемное электрическое сопротивление при 20 °С" в столбце N 6 "Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя" установлено требование "не менее 1*1012 Ом*см".
Приложением N 1.3 к Информационной карте установлена инструкция по заполнению формы "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ" на основании требований к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, позволяющих определить соответствие установленным заказчиком требованиям (далее - Инструкция).
Согласно Инструкции, конкретные показатели должны быть сформулированы четко, точно и подробно по каждому значению (условию), с указанием каждой позиции, в соответствии с приложением N 1.1 Информационной карты "Требования к значениям показателей (характеристик) товара используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" (далее - описание товаров, требования).
Пунктом 1 Инструкции установлено, что в описании товара заказчик использует следующие виды показателей: 1) показатели, для которых установлены максимальные или минимальные значения; 2) показатели, для которых указаны варианты значений; 3) показатели, значения которых не могут изменяться; 4) показатели, которые определяются диапазоном значений.
На основании пп. 4 п. 5.4 Документации участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае, если в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах.
Недостоверными признаются сведения, не соответствующие фактическим сведениям, или сведения, изложенные в одном из документов, противоречат сведениям, изложенным в каком-либо документе, входящим в состав заявки участника.
Общество при обращении в антимонопольный орган с жалобой указывает на то, что комиссия заказчика отклонила его заявку, указав, что участником предоставлены недостоверные сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ по товару N 18. Причина отклонения обоснована тем, что "согласно ГОСТ16214-86, табл. 2, примечание 1: Показатель удельного объемного электрического сопротивления для лент шириной 15 и 20 мм не определяют". Однако указанная формулировка не исключает того, что предлагаемая лента изоляционная может обладать данной характеристикой. В соответствии с п. 4.9 ГОСТ 16214-86 Удельное объемное электрическое сопротивление определяют по ГОСТ 6433.2 при температуре (22*4) °С и постоянном напряжении 1000 В, применяя латунные электроды диаметром (10,0*0,2) мм. Испытания проводят на трех образцах ленты, имеющих форму квадрата со стороной, равной ширине ленты, сложенных пополам липким слоем внутрь и на стеклянной подложке прокатывают его шесть раз роликом массой 10 кг и диаметром 150 мм. Таким образом, значение данного показателя возможно установить путем проведения соответствующего испытания независимо от ширины ленты. Фраза "не определяют" в ГОСТ 16214-86 значит лишь то, что устанавливать значение данного показателя не обязательно.
По мнению Предприятия, Общество по своему усмотрению трактует нормы технического стандарта. ГОСТ 16214-86 содержит положение; 1.2. Форма, размеры, количество образцов для испытания должны указываться в стандартах или технических условиях на материал из числа рекомендуемых табл.1 и п. 1.4. Таким образом, минимальный размер образца 25 мм, на основании чего образцы с размером при 15 и 20 мм не определяются. То есть, по ГОСТ 16214-86 показатель удельного объемного электрического сопротивления невозможно определить для указанного Заявителем размера, а по иным стандартам определение показателя ГОСТ 16214-86 не устанавливается. При рассмотрении заявок Закупочная комиссия не обязана проверять все ссылочные стандарты, а в соответствии с ГОСТ 16214-86 показатель удельного объемного электрического сопротивления для лент шириной 15 и 20 мм не определяют, соответственно, любое значение показателя, определяемого участником, не будет подтверждено техническим стандартом, и не может быть сопоставлено закупочной комиссией, как соответствующее нормативам. Таким образом, у Закупочной комиссии не было законного основания для сопоставления достоверности указанного заявителем показателя по ГОСТ16214-86, иные требования и стандарты документацией не установлены.
При этом, антимонопольный орган, сопоставив позицию Общества и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, пришел к обоснованному выводу о том, что из содержания ГОСТ 16214-86 не следует, что предложенный Обществом в составе заявки на участие в Закупке товар N 18 не может обладать указанной Заявителем характеристикой (показателем) удельного объемного электрического сопротивления.
Общество в составе заявки на участие в Закупке представило форму сведений о товарах, используемых при выполнении работ, в которой в отношении товара N 18 указал значение характеристики (показателя) удельного объемного электрического сопротивления, соответствующее требованиям приложения N1.1 к Информационной карте и Инструкции.
При этом каких-либо официальных запросов в адрес производителя с целью подтверждения достоверности предлагаемых Заявителем в составе заявки на участие в Закупке характеристик (показателей) товара Организатором торгов не направлялось, документов или сведений, подтверждающих, что указанный Заявителем товар не может обладать предложенной характеристикой (показателем), со стороны Организатора торгов не представлено.
Таким образом, антимонопольный орган верно указал, что заявка Общества соответствовала требованиям Документации, при этом со стороны Организатора торгов не представлено документов или сведений, надлежащим образом подтверждающих недостоверность сведений, указанных в заявке Общества, вследствие чего решение Закупочной комиссии об отклонении заявки Общества от участия в Закупке по основаниям, указанным в протоколе N ЭА-23/10 рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке от 15.02.2023, принято в порядке, не соответствующем Документации, в связи с чем Управление законно и обосновано пришло к выводу о нарушении Предприятием п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не может согласиться с обоснованностью выводов суда первой инстанции, в связи с чем отменяет решение суда первой инстанции и отказывает заявителю в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 октября 2023 года по делу N А56-56233/2023 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мильгевская |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-56233/2023
Истец: ГУП САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ПАССАЖИРСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "СБ-СЕРВИС"