г. Санкт-Петербург |
|
25 октября 2021 г. |
Дело N А56-17956/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: Бойко Д.А. по доверенности от 21.11.2019,
от ответчика: Кульбертинова А.Н. по доверенности от 04.03.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27656/2021) публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.07.2021 по делу N А56-17956/2021, принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - Общество, ПАО "Россети Ленэнерго", сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее- Управление, УФАС) о признании незаконным и отмене постановления от 04.02.2021 N 05/07-2021 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-3333/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Решением суда от 15.07.2021 оспариваемое постановление изменено в части назначения наказания, штраф уменьшен до 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 15.07.2021, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить оспариваемое постановление. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на отсутствие события административного правонарушения и вины Общества в его совершении. ПАО "Россети Ленэнерго" выполнены все мероприятия, предусмотренные техническими условиями, в установленные договором сроки. Перенос срока фактической подачи напряжения заявителю вызван объективными причинами - ограничениями, действующими в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Кроме того, по мнению подателя жалобы, имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе; представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Ахметшиным М.С. (далее - заявитель) и сетевой организацией заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N ОД-ВЭС-34873-19/56198-Э-19 от 14.01.2020 (далее - Договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства заявителя "вагон-бытовка", расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский муниципальный р-н, массив "Лемболово", земли АОЗТ "Пригородное", кадастровый номер 47:07:0157001:1107 (далее - Объект).
В соответствии с пунктом 5 Договора, а также в соответствии с пунктом 16 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения Договора. ПАО "Россети Ленэнерго" должно было осуществить фактическое присоединение в срок до 14.07.2020.
В ходе проверки Управлением было установлено, что Обществом в установленный срок технологическое присоединение Объекта не произведено.
19.01.2021 в отношении Общества Управлением составлен протокол по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-3333/2020.
Оспариваемым постановлением Управления от 04.02.2021 N 05/07-2021 по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-3333/2020 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб. (с учетом неоднократного привлечения Общества к ответственности по статье 9.21 КоАП РФ).
Не согласившись с указанным постановлением Управления, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ПАО "Россети Ленэнерго" состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, однако, установив наличие оснований для снижения штрафа, оспариваемое постановление изменил, снизив размер штрафа до 300 000 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 15.07.2021 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Указанные Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Согласно пунктам 3, 16 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению. Для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать 6 месяцев.
Как следует из материалов дела, Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N ОД-ВЭС-34873-19/56198-Э-19 между Ахметшиным М.С. и Обществом заключен 14.01.2020.
Пунктом 5 Договора предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев с даты заключения договора.
Соответственно, датой окончания исполнения обязательств со стороны Общества в соответствии с положениями Договора и Правилами N 861 является 14.07.2020.
Как установлено материалами дела, 25.02.2020 от заявителя поступило уведомление о выполнении технических условий по договору.
29.05.2020 в целях завершения процедуры технологического присоединения Обществом в адрес заявителя направлено Уведомление о выполнении технических условий со стороны сетевой организации.
15.06.2020 от заявителя в адрес сетевой организации поступило повторное уведомление о выполнении технических условий.
В соответствии с письменными пояснениями, направленными ПАО "Россети Ленэнерго" в адрес УФАС, 21.06.2020 представителем сетевой организации осуществлен осмотр энергоустановки заявителя, составлен акт допуска прибора учета N д-059768.
Однако, к установленному сроку технологическое присоединение Объекта осуществлено не было. Судом первой инстанции установлено, что по состоянию на 14.09.2020 в нарушение пункта 16 Правил N 861 ПАО "Россети Ленэнерго" не выполнило мероприятия по технологическому присоединению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции усматривает в действиях Общества событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по указанной статье, совершенное правонарушение правомерно квалифицировано Управлением по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод подателя жалобы об отсутствии вины Общества в совершении правонарушения ввиду сложившейся ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду того, что Общество является сетевой организацией, которая на основании подпункта "а" пункта 4 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" относится к непрерывно действующим организациям, в которых невозможна приостановка деятельности по производственно-техническим условиям и на которые режим нерабочих дней не распространяется.
Доказательств невыполнения государственными органами своих обязательств по выдаче разрешений и согласований, а также своевременного обращения Общества а Ростехнадзор за получением согласования на подключение энергоустановки, в материалы дела не представлено.
Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Вместе с тем, оценив материалы дела, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что назначенное наказание (штраф в размере 600 000 руб.) является в данном случае чрезмерным и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания, в связи с чем посчитал возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания и снизить размер назначенного штрафа до 300 000 руб.
Апелляционная коллегия полагает, что наказание в указанном размере назначенного штрафа является справедливым и соразмерным характеру совершенного правонарушения, указанная мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 15.07.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 июля 2021 года по делу N А56-17956/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17956/2021
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области