г. Челябинск |
|
25 октября 2021 г. |
Дело N А07-33162/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.07.2021 по делу N А07- 33162/2018.
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - заявитель, общество, ООО "БашРТС") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомитет, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписание N ЮО-18- 128-424 от 17.10.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЖилСервис" (далее - ООО "ЖилСервис").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.07.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Госкомитет (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 13.07.2021 отменить.
В своей апелляционной жалобе выражает несогласие с доводом суда о том, что не допуск в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в определенный период и отсутствие за этот период измерений объема тепловой энергии данным прибором не лишает потребителей права на корректировку платы за период, когда прибор учета не действовал.
Указывает, что размер платы по услуге отопление корректируется исполнителем коммунальной услуги по формуле 8 в соответствии с пп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 354. Неприменение формулы 8, и, соответственно, не проведение корректировки возможно лишь в случае отсутствия показаний прибора учета тепловой энергии за 12 месяцев. Суду надлежало установить, правомерно ли ООО "БашРТС" сделана корректировка размера платы по услуге отопление в размере 230 791,65 руб. в виде доначисления, учитывая, что необходимым условием для проведения корректировки является бесперебойное функционирование общедомового прибора учета в течение 12 месяцев.
Пункт 59.1 Правил N 354 определяет порядок начисления платы за услугу отопление по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса, исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления. В рассматриваемом же деле ООО "БашРТС" произведена корректировка размера платы по услуге отопление в виде доначисления, поэтому положения п. п. 59.1 Правил N 354 в данном случае не применимы, поскольку он определяет порядок начисления платы за услугу отопление, но не определяет порядок проведения корректировки.
По мнению апеллянта, судом не дана оценка тому обстоятельству, что заявителем ни в ходе проведения проверки, ни в судебном заседании не были представлены расчеты корректировки в соответствии с формулой приложения N 2 Правил N 354 (действующие в спорный период).
Таким образом, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, доводы ответчика судом исследованы не были и не приняты во внимание, что привело к принятию незаконного и необоснованного решения
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Госкомитетом на основании распоряжения от 20.09.2018 N 3842 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "БАШРТС".
По результатам проверки составлен акт N ЮО-18-3842-128 от 17.10.2018, на основании которого выдано предписание N ЮО-18-128-424 от 17.10.2018 г. ООО "БАШРТС" в качестве меры по устранению выявленного нарушения предписано в срок до 15.01.2019 устранить выявленные нарушения, произвести возврат корректировки (доначисления) платы за отопление в адрес собственников, нанимателей помещений дома N 91 по ул. Одесская, г. Стерлитамак, произведенной согласно платежных документов за июль 2017 года за период с сентября 2016 года по июль 2017 года в размере 230 791,65 рублей или 81,87 на 1 кв.м.
Не согласившись с вынесенным предписанием, ООО "БАШРТС" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из анализа взаимосвязанных положений статей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для принятия судом решения о признании предписания Госкомитета незаконным необходимо одновременное наличие, универсальная совокупность, двух условий: несоответствие закону или иному правовому акту; нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Порядок осуществления государственного жилищного надзора регламентирован положениями статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с части 3 которой к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 этой статьи.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616, Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора.
Таким образом, проверка проведена и предписание выдано Госкомитетом в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением от 06.05.2011 N 354 Правительства Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 36 Правил N 354 предусмотрено, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном данными Правилами. Как следует из абзаца 1 пункта 42 (1) Правил N 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Пунктом 2 постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.09.2016 N 422 "Об утверждении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Башкортостан" в городе Стерлитамаке сохранен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Из пункта 43 Правил N 354 следует, что объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил. Согласно абзацу 3 п. 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Как следует из пункта 3 (1) Приложения N 2 к Правилам N 354 (в ред. до 01.01.2019 года), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3 (1): Pi = Si x VT x TT, где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 (2) Приложения N 2 к Правилам N 354 (действовавшего до 01.01.2019) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3 (1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3 (2):
где: Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Как следует из материалов дела и установлено Госкомитетом, многоквартирный дом N 91 по ул. Одесская, г. Стерлитамак оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Заинтересованным лицом в рамках проведенных проверочных мероприятий установлено, что показания прибора учета для расчета корректировки платы за отопление ООО "БашРТС" применены за период менее года (с сентября 2016 года по июль 2017 года), корректировка платы собственникам помещений в многоквартирном доме за отопление проведена за пределами первого квартала 2017 года - в июле 2017 года.
При этом оспариваемыми предписаниями заявителю предписано произвести возврат корректировки (доначисления) платы за отопление собственников, нанимателей помещений МКД, произведенной согласно платежным документам за июль 2017 года, за период с сентября 2016 по июль 2017 года в размере 230 791,65 руб. или 81,87 на 1 кв. м.
Как указывает податель жалобы, корректировка (доначисление) платы за отопление в 2017 году могла быть произведена заявителем только при наличии введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, отработавшего полный прошедший год, при наличии показаний прибора учета за полный прошедший год, а также должна быть проведена в первом квартале года, следующего за расчетным годом.
Между тем, согласно пункту 59 (1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3 (1) и 3 (3) приложения N 2 к Правилам N 354, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым прибором учета тепловой энергии определение среднемесячного объема тепловой энергии исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с пунктами 42 (1), 59 (1) и 60 (1) Правил N 354 (письмо Минстроя России от 02.09.2016 N 28483 - АЧ/04).
Исходя из положений пунктов 42(1), 59(1), 60(1) Правил N 354, не допуск в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в корректируемый период и отсутствие за этот период измерений объема тепловой энергии данным прибором учета не лишает потребителей права на корректировку платы за отопление. Данная позиция подтверждается и определением Верховного Суда РФ от 16.11.2018 N 309-КГ18-14301.
Кроме того, указание в пункте 3(2) Правил N 354 на осуществление корректировки в первом квартале, не является императивным в плане установления срока осуществления корректировки, в связи с чем, проведение корректировки в более поздний период не является нарушением, свидетельствующим о неправильности корректировки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Юридически значимыми для разрешения настоящего спора являются обстоятельства, свидетельствующие о наличии либо отсутствии права на корректировку платы на отопление. Установленные по делу обстоятельства позволяют суду сделать выводы о наличии данного права у заявителя.
При таких обстоятельствах, требование заявителя о признании предписания Госкомитета по жилищному и строительному надзору N ЮО-18-128-424 от 17.10.2018 недействительным правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы. Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.07.2021 по делу N А07- 33162/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-33162/2018
Истец: ООО "БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО ЖИЛИЩНОМУ И СТРОИТЕЛЬНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: ООО "ЖИЛСЕРВИС"