г. Красноярск |
|
25 октября 2021 г. |
Дело N А33-6584/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" октября 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барыкина М.Ю.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя (Муниципального унитарного предприятия "Производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства N 5 Стрелка"): Вершинин А.А., исполняющий обязанности директора, приказ N 253к от 27.09.2021,
от административного органа (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Клепиков Д.А., представитель по доверенности от 11.01.2021 N 4,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства N 5 Стрелка" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 07.06.2021 по делу N А33-6584/2021,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства N 5 Стрелка" (далее также - заявитель, МУП "ПП ЖКХ N5 Стрелка") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее также - административный орган, служба) о признании недействительным предписания N 56-ж от 04.02.2021.
Решением суда от 07.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на отсутствие у него оснований для осуществления перерасчета платы за тепловую энергию из-за наличия у потребителя задолженности по оплате отопления. Кроме того, по мнению МУП "ПП ЖКХ N 5 Стрелка", замеры температуры теплоносителя были произведены неверно, результаты замеров не свидетельствуют о наличие нарушений со стороны заявителя. Несоответствие температуры теплоносителя и температуры в жилищном помещении вызвано состоянием многоквартирного жилого дома, действиями жильцов и управляющей компании.
Административный орган представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя изложил доводы апелляционной жалобы и дополнения к апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции. Представитель службы изложил возражения на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и дополнении к жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального права и норм материального права, установил следующие обстоятельства дела и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 03.02.2021 с 14-00 до 15-00 и 04.02.2021 с 16-00 до 17-00 службой на основании приказа заместителя начальника службы от 20.01.2021 N 56-ж в отношении заявителя проведена внеплановая выездная проверка. Проверка проведена с целью оценки соответствия деятельности юридического лица обязательным требованиям в связи с поступлением обращения гражданина (N 02-08/544 от 15.01.2021), содержащего информацию о нарушении жилищных прав. В ходе проверки проверено надлежащее предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, гп. Стрелка, ул. Октябрьская, д. 30 (далее также - МКД).
О проверки заявитель извещен уведомлением N 56-ж от 02.02.2021.
В ходе проведения проверки на границе эксплуатационной ответственности между заявителем, как организацией, предоставляющей коммунальные услуги по отоплению, и управляющей компанией выполнено измерение параметров теплоносителя. На момент проверки температура наружного воздуха 03.02.2021 в 14.00 составила -16°С. В ходе произведенных замеров установлено, что давление на вводе во внутридомовой системе отопления многоквартирного дома с чугунными радиаторами составило на подающем трубопроводе Р1 - 2,8 кгс/кв. см (0,275 Мпа), на обратном трубопроводе Р2 - 2,85 кгс/кв. см 0,280 Мпа). Перепад давления отсутствует. Температура теплоносителя на вводе во внутридомовой системе отопления МКД составила: на подающем трубопроводе Т1 +54,3 °С, на обратном трубопроводе Т2 +42 °С (согласно представленного заявителем графика температурного режима 80-60 °С температура подачи при температуре наружного воздуха - 16°С должна составлять +56,8°С, температура обратки +45,9 ° С), что нарушает требования подпункта "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее также - Правила N 354).
Указанные обстоятельства расценены административным органом, как указывающие на нарушение требований пункта 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее также - Правила N 170), а именно: для эксплуатации системы центрального отопления МКД не обеспечен перепад давления и требуемое давление (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы МКД, не обеспечено поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления МКД в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления.
Замеры проводились приборами: манометром, паспорт МФУИ.406121.001 ПС, изготовлен НПООО "МП - Багория" в 11.2019, межповерочный интервал 2 года; термометром инфракрасный КЕЛЬВИН, мод. Кельвин Компакт -201 рег. N 16957-07, дата поверки 08.12.2020, действителен до 07.12.2021, проверка проведена представителем ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва".
Готовность инженерных систем МКД в соответствии с требованием пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечена управляющей организацией, осуществляющей функции управления общим имуществом МКД, что подтверждается паспортом готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов, подписанным главой города Лесосибирска, выданным управляющей организации, на основании акта проверки готовности потребителя тепловой энергии к отопительному периоду к 2020-2021 годов от 28.08.2020 N 056, с подписью директора заявителя.
Административным органом также было произведено измерение температуры воздуха в жилом помещении N 6 МКД. Измерение в соответствии с пунктом 15 части VI приложения N 1 к Правилам N 354 было осуществлено (при наличии нескольких комнат - в наибольшей по площади жилой комнате) в угловой комнате (зал) в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м. Температура воздуха составила +18,2°С (при нормативной +22°С), что не соответствует требованиям пункта 15 части VI приложения N 1 к Правилам N 354, в комнате (кухня) составила +16,7°С (при нормативной +20°С), что также не соответствует требованиям пункта 15 части VI приложения N 1 к Правилам N 354.
Замеры проводились при наружной температуре воздуха - 16°С.
Замеры температуры воздуха в жилых помещениях производились прибором комбинированным TESTO-410-2, регистрационный номер N 38735-08, дата поверки 02.09.2020, действителен до 01.09.2021. Проверка проведена представителем ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае. Республике Хакасия и Республике Тыва".
В ходе анализа представленных на проверку документов также установлено, что согласно акту проверки качества теплоснабжения от 07.12.2020 на вводе в МКД температура теплоносителя 07.12.2020 в многоквартирном жилом доме составила + 47°С (согласно температурному графику на отопительный сезон 2020-2021 годы при температуре наружного воздуха -8°С температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +50,1°С), вследствие чего в комнате (угловой) жилого помещения N 6 МКД температура воздуха составила +15 °С (при нормативной температуре воздуха не ниже + 22 °С), в кухне температура воздуха составила + 16 °С (при нормативной температуре воздуха не ниже + 20 °С), что не соответствует установленным требованиям пункта 15 части VI приложения N 1 к Правилам N 354.
В ходе проверки доказательств (дата начала) предоставления коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества в жилое помещение N 6 МКД не представлено, перерасчет размера платы за предоставление коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества собственнику жилого помещения N 6 МКД в период с 07.12.2020 по момент проведения проверки не произведен.
По результатам проверки составлен акт проверки от 04.02.2021 N 56-ж, а также МУП "ПП ЖКХ N5 Стрелка" выдано предписание N 56-ж от 04.02.2021.
п/п |
Указать установленные нарушения обязательных требований по использованию, сохранности и эксплуатации жил. фонда (описание нарушений, местоположение, причины и масштаб причиненного ущерба) |
Мероприятия (работы), подлежащие исполнению в целях устранения нарушений |
Сроки исполнения |
1 |
В нарушении требований подпункта "а" пункта 31 Правил N 354, п. 15 приложения N 1 Правил N 354, п. 5.2.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, а именно: при замерах давление на вводе во внутридомовой системе отопления МКД: с чугунными радиаторами - составила на подающем трубопроводе Р1 - 2,8 кгс/кв. см (0,275 Мпа), на обратном трубопроводе Р2 - 2,85 кгс/кв. см (0,280 Мпа). Перепад давления отсутствует. Температура теплоносителя на вводе во внутридомовой системе отопления МКД составила: на подаюшем трубопроводе Т1 -+54.3 °С, на обратном трубопроводе Т2 - +42 °С, что не соответствует графику температурного режима 80-60 °С. Температуры воздуха в жилом помещении N 6 МКД составила -18,2°С (при нормативной +22°С), в комнате (кухня) составила +16,7°С (при нормативной +20°С) |
Организовать мероприятия необходимые для предоставления коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества в жилое помещение N 6 МКД |
001.03.2021 |
2 |
В нарушении обязательных требований п.103, п. 112, п.113, п. 15 приложения N 1 Правил N 354, а именно: установлено, что согласно Акта проверки качества теплоснабжения от 07.12.2020 на вводе в МКД, Акта о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества от 07.12.2020 установлено предоставления коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества в жилое помещение N 6 МКД. Доказательств (дата начала) предоставления коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества в жилое помещение N 6 МКД не представлены, перерасчет размера платы за предоставление коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества собственнику жилого помещения N 6 |
Выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению ненадлежащего качества собственнику жилого помещения N 6 МКД в период с 07.12.2020 по дату возобновления предоставления собственнику жилого помещения N 6 МКД |
115.03.2021 |
Заявитель, полагая, что предписание N 56-ж от 04.02.2021 противоречит нормативным правовым актам и нарушает права заявителя, обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене указанного предписания.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения норм материального права и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из системного толкования приведенных правовых норм, а также части 1 статьи 198 и статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В силу части 8 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Согласно пункту 1.1 Положения о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п (далее - Положение от 03.04.2012 N 143-п), Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения от 03.04.2012 N 143-п в компетенцию службы входит принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, предписание вынесено компетентным государственным органом.
Судом апелляционной инстанции, также как и судом первой инстанции, нарушений процедуры проведения проверки и вынесения предписания, в том числе нарушения норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не установлено.
Подпунктом "е" пункта 4 Правил N 354 определено, что отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
В силу подпунктов "в" и "д" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1. Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Как следует из материалов дела и не отрицается заявителем, МУП "ПП ЖКХ N 5 Стрелка" является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей теплоснабжение МКД по адресу: г. Лесосибирск, гп. Стрелка, ул. Октябрьская, д. 30
Более того, как установлено в ходе спорной проверки и подтверждено заявителем, между МУП "ПП ЖКХ N 5 Стрелка" и собственниками помещений в многоквартирном доме сложились прямые договорные отношения по теплоснабжению. Оплату за тепловую энергию собственники производят напрямую заявителю, заявитель выставляет жильцам соответствующие квитанции на оплату тепловой энергии.
В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
По правилам пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно материалам дела и пояснениям представителей сторон коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на МКД не установлено, иной границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не согласовано.
В соответствии с пунктом 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечить, в том числе поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращенной из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы.
Пунктом 50 приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязана поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в данном случае заявитель, как теплоснабжающая организация, осуществляющая предоставление жильцам МКД коммунальной услуги по теплоснабжению, является ответственным за качественное предоставление коммунальной услуги.
Высказанный судом первой инстанции подход соответствуют правовой позиции, указанной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2021 N 309-ЭС21-2605 по делу N А60-7466/2020.
Пунктом 4.12.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 229, установлено, что при эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена подача потребителям теплоносителя (воды и пара) установленных договорами теплоснабжения параметров: температура сетевой воды в подающих трубопроводах в соответствии с заданным графиком; давление сетевой воды в подающих и обратных трубопроводах; температура и давление пара.
В силу пункта 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5.2.1 Правил N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления.
В материалы дела представлен график температурного режима от 01.08.2020, подписанный директором МУП "ПП ЖКХ N 5 Стрелка", согласно которому температура подачи теплоносителя при температуре наружного воздуха - 16 °С должна составлять + 56,8 °С, температура обратки должна составлять + 45,9 °С. Вместе с тем, в ходе проверки службой установлено, что температура теплоносителя на вводе во внутридомовой системе отопления МКД составила на подающем трубопроводе Т1 + 54,3 °С, а на обратном трубопроводе Т2 составила + 42 °С.
Кроме того, в соответствии с пунктом 15 приложения N 1 Правил N 354 нормативная температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20 °С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °С и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С). Вместе с тем, в ходе проверки служба установила, что температура воздуха в жилом помещении N 6 МКД + 18,2 °С (при нормативной + 22 °С с учетом данных таблицы N 1 СП 131.13330.2012 "Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99"), в комнате (кухня) + 16,7 °С (при нормативной + 20 °С с учетом данных таблицы N 1 СП 131.13330.2012 "Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99").
По акту проверки качества теплоснабжения от 07.12.2020 и акту обследования жилого дома N 3 от 07.12.2020 температура теплоносителя 07.12.2020 на границе ответственности на подающем трубопроводе составляла + 47°С (согласно температурному графику на отопительный сезон 2020-2021 годы при температуре наружного воздуха -8°С температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +50,1°С), температура теплоносителя на обратном трубопроводе составляла + 39,5°С (согласно температурному графику на отопительный сезон 2020-2021 годы при температуре наружного воздуха -8°С температура теплоносителя должна составлять на обратном трубопроводе +41,6 °С). В комнате (угловой) жилого помещения N 6 МКД температура воздуха составила +15 °С (при нормативной температуре воздуха не ниже + 22 °С), в кухне температура воздуха составила + 16 °С (при нормативной температуре воздуха не ниже + 20 °С), что не соответствует установленным требованиям пункта 15 части VI приложения N 1 к Правилам N 354.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт необеспечения установленной температуры теплоносителя и, как следствие, необеспечения нормативной температуры в жилом помещении многоквартирного дома, так как температура теплоносителя на границе зоны ответственности напрямую влияет на температуру в жилом доме.
Пунктом 98 Правил N 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148 (53) настоящих Правил, условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период в ценовых зонах теплоснабжения ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 3. Если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период.
Следовательно, поставка коммунального ресурса несоответствующего требованиям к качеству, установленным Правилами N 354, является основанием для уменьшения платы за коммунальный ресурс вплоть до полного освобождения от оплаты.
Выявленные службой при проведении проверки нарушения явились основанием для выставления в адрес заявителя предписания N 56-ж от 04.02.2021, предписывающего: организовать мероприятия необходимые для предоставления коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества в жилое помещение N 6 МКД; выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению ненадлежащего качества собственнику жилого помещения N 6 МКД в период с 07.12.2020 по дату возобновления предоставления собственнику жилого помещения N 6 МКД.
Формулировки оспариваемого предписания доступны для понимания конкретных действий, которые следует совершить заявителю в целях устранения нарушений законодательства. Установленный срок для его исполнения является разумным, а само предписание N 56-ж от 04.02.2021 исполнимым.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорное предписание N 56-ж от 04.02.2021 является обоснованным, законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе заявителем указано об отсутствие у МУП "ПП ЖКХ N 5 Стрелка" обязанности производить снижение платы за тепловую энергию в связи с тем, что у потребителя имеется задолженность по оплате тепловой энергии. В качестве правового обоснования заявленного довода заявитель указал на абзац 2 пункта 124 (14) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 808 от 08.08.2012 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Указанный довод апелляционный суд отклоняет по следующим основаниям.
На основании пункта 124 (14) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 808 от 08.08.2012 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее также - Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации), снижение размера платы за тепловую энергию (мощность) при несоблюдении единой теплоснабжающей организацией включенных в договор теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, не производится в случае наличие у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если они предусмотрены договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы более чем за один расчетный период, установленный этим договором. После полного погашения (оплаты) потребителем указанной задолженности единая теплоснабжающая организация осуществляет по обращению потребителя снижение размера платы за тепловую энергию (мощность) в порядке, предусмотренном настоящим подразделом.
Вместе с тем, по смыслу статьи 5 ЖК РФ, в жилищно-коммунальной сфере установлен приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения.
В силу пункта 1 Правил N 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 101 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148 (53) настоящих Правил, размер платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества подлежит уменьшению в порядке, предусмотренном приложением N 3 к настоящим Правилам.
На основании пункта 148 (52) Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, на условиях и в порядке, которые предусмотрены приложением N 1 к настоящим Правилам, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 148 (53) настоящих Правил.
В силу пункта 148 (53) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на условиях и в порядке согласно приложению N 3 к настоящим Правилам при соблюдении следующих условий: а) многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, теплоносителя (жилой дом оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, теплоносителя); б) нарушение качества коммунальной услуги по отоплению и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги по отоплению возникли в результате несоблюдения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемых в точке поставки на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, факт которого зафиксирован по коллективным (общедомовым) приборам учета тепловой энергии в многоквартирных домах (индивидуальным приборам учета в жилых домах) в порядке, установленном в соответствии с Правилами организации теплоснабжения; в) отсутствуют случаи, установленные законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, при которых снижение размера платы за тепловую энергию (мощность) не производится.
Спорный многоквартирный дом коллективным прибором учета не оснащен.
Пункт 148 (53) Правил N 354 входит в раздел "XV (2). Особенности предоставления коммунальной услуги по отоплению в поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения". В силу пункта 148 (50) Правил N 354 в поселениях, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", предоставление коммунальной услуги по отоплению производится в соответствии с настоящими Правилами с учетом особенностей, предусмотренных настоящим разделом.
В материалы дела не представлено доказательств отнесения спорного населенного пункта к ценовым зонам теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", представитель административного органа пояснил, что населенный пункт не отнесен к какой-либо ценовой зоне теплоснабжения.
Таким образом, подлежат отклонению ссылки заявителя на пункт 124 (14) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, так как в данном случае поставка тепловой энергии производится в многоквартирный дом и, соответственно, отношения по перерасчету платы за тепловую энергию регулируются Правилами N 354, а не Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства в апелляционном суде представитель заявителя, что следует из аудиозаписи судебного заседания от 19.10.2021, пояснил, что на момент рассмотрения спора в апелляционной инстанции предписание в части перерасчета платы за тепловую энергию заявителем исполнено.
В апелляционной жалобе также заявлено, что замеры температуры осуществлены на границе зон эксплуатационной ответственности и в квартире N 6 МКД, что, по мнению заявителя, является недостаточным для объективной оценки ситуации. Указанные доводы заявителя отклоняются, поскольку материалы дела, в том числе результаты проведенной проверки, подтверждают факт несоблюдения температурного режима как на границе зоны ответственности, так и в жилом помещении. Результаты измерений и сделанные с учетом полученных результатов выводы службы заявитель не опроверг.
Заявителем в апелляционной жалобе указано, что представленный температурный график регламентирует температуру теплоносителя на источнике выработке тепла без учета уровня теплопотерь при транспортировке теплоносителя по централизованным системам теплоснабжения.
Указанные доводы заявителя отклоняются в силу следующего.
На основании пункта 124 (2) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации значение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе определяется в точке поставки как среднесуточное значение температуры теплоносителя в подающем трубопроводе по температурному графику, включенному в договор теплоснабжения, предусматривающему в отношении каждого потребителя зависимость температуры теплоносителя в подающем трубопроводе и в обратном трубопроводе в точке поставки от температуры наружного воздуха.
Верховный Суд Российской Федерации в Определениях от 21.04.2021 N 309-ЭС21-2299 и от 01.04.2021 N 309-ЭС21-2605 указал, что отсутствие температурного графика к договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг, не может являться основанием для освобождения ресурсоснабжающей организации от поставки теплоносителя надлежащего качества.
Иного температурного графика, помимо представленного заявителем, в материалах дела не имеется. Как следует из пояснений сторон и материалов дела, между заявителем и управляющей организацией, договора теплоснабжения не заключено, жильцы производят прямые расчеты по теплоснабжению с заявителем.
Таким образом, суд руководствуется представленным температурным графиком.
Представленным в материалы дела температурным графиком предусмотрено, что температура подачи теплоносителя при температуре наружного воздуха - 16 °С должна составлять + 56,8 °С, температура обратки должна составлять + 45,9 °С.
В силу пунка 6.2.59 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12 - 24 ч, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов. Отклонения от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются не более: по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, - +/- 3%; по давлению в подающем трубопроводе, - +/- 5%; по давлению в обратном трубопроводе, - +/- 0,2 кгс/см2.
Вместе с тем, в ходе проверки службой установлено, что температура теплоносителя на вводе во внутридомовой системе отопления МКД составила на подающем трубопроводе Т1 + 54,3 °С, а на обратном трубопроводе Т2 составила + 42 °С.
Согласно акту проверки качества теплоснабжения от 07.12.2020 и акту обследования жилого дома N 3 от 07.12.2020 температура теплоносителя на границе ответственности на подающем трубопроводе + 47°С (согласно температурному графику на отопительный сезон 2020-2021 годы при температуре наружного воздуха -8°С температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +50,1°С), температура теплоносителя на обратном трубопроводе + 39,5°С (согласно температурному графику на отопительный сезон 2020-2021 годы при температуре наружного воздуха -8°С температура теплоносителя должна составлять на обратном трубопроводе +41,6 °С).
Таким образом, материалами дела подтверждается несоответствие теплоносителя на границе зоны ответственности заявителя показателям допустимой температуры отклонения от температурного графика.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что температура теплоносителя измерена единожды, отклоняются, так как в момент замера температура не соответствовала предельно допустимому отклонению от температурного графика, что свидетельствует о допущенном заявителем нарушении. Более того, в материалах дела имеется акт проверки от 07.12.2020, из которого следует, что температура теплоносителя на границе меньше, чем предусмотрено температурным графиком с учетом допустимого отклонения. То есть факт нарушения температурного режима подтвержден совокупностью доказательств.
Доводы апелляционной жалобы заявителя, что служба не оценила состояние дома, что в системе теплоснабжения многоквартирного жилого дома произведены изменения, суд апелляционной инстанции отклоняет, так как в силу пункта 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N 103, в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены: 1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; 2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; 3) разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению; 4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения; 5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии; 6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов; 7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов; 8) наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии; 9) работоспособность защиты систем теплопотребления; 10) наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности; 11) отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией; 12) плотность оборудования тепловых пунктов; 13) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов; 14) отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель; 15) наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок; 16) проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность; 17) надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении N 3 к настоящим Правилам.
На основании пункта 9 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N 103, паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.
В силу пункта 5 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N 103, в целях проведения проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться представители единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.
В материалы дела представлен паспорт готовности жилого дома к отопительному сезону и акт N 056 проверки готовности к отопительному периоду 2020/2021 годов от 28.08.2020, подписанный директором заявителя. Следовательно, на начало отопительного сезона заявителем было подтверждено, что многоквартирный дом отвечает установленным требованиям и готов к отопительному периоду.
Доказательств того, что после проверки готовности многоквартирного жилого дома к отопительному сезону во внутренних сетях жилого дома произошли изменения, которые повлекли за собой выявленные нарушения, в дело не представлено.
Более того, наличие и (или) отсутствие нарушений во внутридомовых сетях не освобождает ресурсоснабдающую организацию от обязанности по обеспечению поставки до границы зоны эксплуатационной ответственности сторон теплоносителя, отвечающего установленным требованиям.
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы о допущенном нарушении температурного режима из-за предполагаемого заявителем наличия в доме циркуляционного насоса, документально не подтверждены и фактически являются предположениями заявителя. Вместе с тем, положения части 5 статьи 200 АПК РФ не освобождают заявителя от обязанности представлять в материалы дела доказательства в обоснование заявляемых доводов.
Кроме того, в апелляционной жалобе указано, что заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции о соблюдении административным органом процедуры проведения измерений прибором Кельвин-201.
Указанные доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Материалы дела содержат свидетельство о поверки N КРУ20-041-00150895 термометра инфракрасного "Кельвин" от 08.12.2020, заводской номер 1202201, согласно которому поверка действительна до 07.12.2021. Прибор "Кельвин" согласно руководству по эксплуатации предназначен для бесконтактного измерения температуры поверхности твердых, сыпучих материалов и жидкостей.
Следовательно, спорный прибор мог быть использован для измерений.
Вопреки доводам заявителя, согласно руководству по эксплуатации термометра инфракрасного "Кельвин" при использовании прибора на металлических поверхностях не требуется зачистки поверхности от ржавчины. Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, на фотографиях к акту проверки ржавчина на трубах отсутствует.
В соответствии с пунктом 7.2.2 руководства по эксплуатации термометра инфракрасного "Кельвин" для измерения температуры в режиме "Измерения температуры" после включения необходимо установить лишь излучательную способность измеряемой поверхности, иных дополнительных настроек прибора не требуется.
Из материалов дела не следует, что непосредственно при осуществлении замеров и составлении акта от 04.02.2021 N 56-ж заявителем указывалось на нарушение технологии замеров (на акте проверки от 04.02.2021 N 56-ж заявителем указано лишь "с актом не согласен", возражения на акт проверки от 04.02.2021 N 56-ж представлены 08.02.2021, то есть уже после осуществления замеров и получения их результатов).
В связи с чем, а также учитывая результаты измерений от 07.12.2020, оснований сомневаться в достоверности результатов измерения не имеется, заявителем правильность результата измерений не опровергнута.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дублируют доводы, изложенные заявителем в ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. В связи с чем, заявленные доводы заявителя признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Заявителем оплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. (чек от 05.07.2021). При установленной для данной категории споров государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб. (статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Апелляционный суд возвращает заявителю излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 500 руб., а верно уплаченную государственную пошлину по правилам статьи 110 АПК РФ относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 июня 2021 года по делу N А33-6584/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства N 5 Стрелка" из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной по чеку от 05.07.2021 государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Ю. Барыкин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-6584/2021
Истец: МУП "ПП ЖКХ N 5 Стрелка", МУП "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА N5 СТРЕЛКА"
Ответчик: СЛУЖБА СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ