город Москва |
|
25 октября 2021 г. |
дело N А40-81363/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21.10.2021.
Полный текст постановления изготовлен 25.10.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.07.2021
по делу N А40-81363/21,
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконными решения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Клименко Н.А. по доверенности от 11.01.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.07.2021 признаны недействительными решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, изложенные в письмах от 10.03.2021 N КУВД-001/2020-26081113/2, КУВД-001/2020-26080973/2, КУВД-001/2020-26081002/2, КУВД-001/2020-26081046/2, КУВД-001/2020-26081135/2, КУВД-001/2020-26081164/2, КУВД-001/2020-26081195/2, КУВД-001/2020-26081287/2, КУВД-001/2020-26081249/2, КУВД-001/2020-26081306/2, КУВД-001/2020-26081343/2, КУВД-001/2020-26081360/2 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности г. Москвы на объекты недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1756, общей площадью 11,5 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1757, общей площадью 11,3 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 1; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1763, общей площадью 11,7 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 7; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1767, общей площадью 12 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 11; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1768, общей площадью 11,7 к0в.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 12; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1772, общей площадью 11,7 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 16; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1773, общей площадью 11,6 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 17; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1774, общей площадью 11,2 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 18; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1776, общей площадью 11,8 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 20; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1779, общей площадью 11,7 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 23; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1780, общей площадью 11,8 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 24; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1761, общей площадью 11,3 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 5 и на Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке путем снятия с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности г. Москвы на объекты недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1756, общей площадью 11,5 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1757, общей площадью 11,3 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 1; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1763, общей площадью 11,7 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 7; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1767, общей площадью 12 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 11; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1768, общей площадью 11,7 к0в.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 12; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1772, общей площадью 11,7 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 16; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1773, общей площадью 11,6 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 17; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1774, общей площадью 11,2 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 18; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1776, общей площадью 11,8 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 20; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1779, общей площадью 11,7 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 23; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1780, общей площадью 11,8 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 24; нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0015001:1761, общей площадью 11,3 кв.м. по адресу: Москва, улица Московская, дом 27, стр. 5.
Регистрирующий орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности г. Москвы на указанные объекты недвижимого имущества.
Регистрирующим органом приняты решения, оформленные письмами от 10.03.2021 N КУВД-001/2020-26081113/2, КУВД-001/2020-26080973/2, КУВД-001/2020-26081002/2, КУВД-001/2020-26081046/2, КУВД-001/2020-26081135/2, КУВД-001/2020-26081164/2, КУВД-001/2020-26081195/2, КУВ Д-001/2020-26081287/2, КУВД-001/2020-26081249/2, КУВД-001/2020-26081306/2, КУВД-001/2020-26081343/2, КУВД-001/2020-26081360/2, которыми отказано в осуществлении учетно-регистрационных действий на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ссылаясь на отсутствие в составе приложений к акту обследования документов, содержащих информацию о законном порядке сноса, гибели или уничтожении объекта.
Не согласившись с указанными отказами регистрирующего органа, посчитав их неправомерными и подлежащими отмене, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом N 218-ФЗ.
Согласно с положениями Федерального закона N 218-ФЗ при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Исходя из указанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) возложена на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Департамент обратился в регистрирующий орган с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности г. Москвы на указанные объекты недвижимого имущества.
Отказывая в осуществлении учетно-регистрационных действий, регистрирующий орган сослался на отсутствие в составах приложений к актам обследования документов, содержащих информацию о законном порядке сноса, гибели
или уничтожения объектов.
Согласно сведениям ЕГРН в отношении указанных объектов недвижимого имущества зарегистрировано право собственности г. Москвы.
Снятие с кадастрового учета объектов недвижимости осуществляется путем проведения кадастровых работ и подготовки актов обследования кадастровым инженером в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке".
В состав актов обследования включены документы: акт мониторинга объекта Управы района Солнцево от 23.12.2019 N 191223-11, 191223-10, 191223-9,191223-8, 191223-7, 191223-6,191223-5, 191223-4, 191223-2, 191223-1, 191223, подтверждающие факт прекращения существования объектов; письмо Росреестра N 14-13485/18 от 07.12.2018, указывающее на отсутствие необходимости при подготовке акта обследования включения в состав приложений акта обследования документов, подтверждающих соблюдение установленного в субъекте Российской Федерации порядка проведения работ по сносу (демонтажу) объектов недвижимости.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Требованиями N 861 установлено, что акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости; указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту обследования. При этом Требованиями N 861 не определены конкретные документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости.
Кроме того, абз. 2 п. 3 Требований N 861 прямо предусмотрена возможность отсутствия таких документов о сносе в составе акта обследования.
Кадастровым инженером в заключении акта обследования указана причина неиспользования документов, подтверждающих прекращение существования указанных объектов.
Согласно абз. 2 п. 3 Требований N 861 в случае отсутствия в составе Приложения соответствующих документов в строке "заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования.
При этом, глава 6.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенная Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющая особенности сноса объекта капитального строительства, также не содержит норм, регулирующих процедуры в учетно- регистрационной сфере, также наличие проектной документации на снос не подтверждает сам факт сноса объекта недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона N 218-ФЗ ведение ЕГРН осуществляется, в частности, на основании принципов достоверности и доступности сведений, содержащихся в ЕГРН.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета на основании п. 7 ч. 4 ст. 8 указанного Закона отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Таким образом, наличие в ЕГРН записи об указанных несуществующих объектах способствует нахождению в публичном реестре недостоверных сведений относительно существования объекта недвижимости, что противоречит п. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ.
Материалами дела подтверждено, что Департаментом представлены все необходимые документы для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении указанного объекта недвижимости.
Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов общества, судом первой инстанции в порядке ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно возложена обязанность на регистрирующий орган в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке путем снятия с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности г. Москвы на спорные объекты недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.07.2021 по делу N А40-81363/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-81363/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ