г. Челябинск |
|
25 октября 2021 г. |
Дело N А76-33613/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.03.2021 по делу N А76-33613/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Карабашмедь" - Беспалова Е.В. (паспорт, доверенность от 21.03.2019, диплом);
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - Небесюк О.А. (служебное удостоверение, доверенность от 28.01.2021, диплом).
Акционерное общество "Карабашмедь" (далее - заявитель, общество, АО "Карабашмедь") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - ответчик, ГУ МЧС России по Челябинской области) о признании незаконным предписания 08.06.2020 N 12 (с учётом ходатайства заявителя об уточнении требований, принятого судом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
С указанным решением суда не согласилось ГУ МЧС России по Челябинской области, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что АО "Карабашмедь" обязано создать и поддерживать в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Также указывает, что локальная система оповещения создается не только для оповещения населения, но и руководящего состава гражданской обороны организации и персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 24.08.2021 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2021 отменено, дело передано на новое рассмотрение в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 08.05.2020 N 12 с целью осуществления контроля за выполнением предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 08.05.2019 N 9 проведена проверка в отношении АО "Карабашмедь".
В ходе проверки выявлены факты невыполнения предписания от 08.05.2019 N 9, а именно не выполнены пункты 1, 2, 3, 4.
По результатам проверки составлен акт проверки от 08.06.2020 N 12 и вынесено предписание N 12, которым вменено в обязанность:
1.Создать локальную систему оповещения (далее - ЛСО) на опасном производственном объекте 1 класса опасности (участок сернокислотного хозяйства) в радиусе до 2,5 км, вокруг объекта, последствия аварии на котором выходят за пределы этого объекта и создают угрозу жизни и здоровью людей, а именно обществу:
- согласовать с ГУ МЧС России по Челябинской области техническое задание на создание ЛСО;
- разработать и утвердить руководителем общества и (или) проектной организацией, имеющей соответствующую лицензию, проект на создание локальной системы оповещения, провести государственную или негосударственную экспертизу проектной документации, а также проект на создание ЛСО согласовать с ГУ МЧС России по Челябинской области;
- издать приказ руководителя о создании приемочной комиссии;
- разработать план работы приемочной комиссии согласованный с ГУ МЧС России по Челябинской области, службой оповещения и связи гражданской обороны Челябинской области и утвержденной председателем приемочной комиссии;
- издать акт приемки ЛСО;
- оформить паспорт ЛСО;
- издать приказ руководителя общества о принятии ЛСО в эксплуатацию.
2.Нештатные аварийно-спасательные формирования (далее - НАСФ) общества аттестовать на право ведения аварийно-спасательных работ, в соответствии с действующим законодательством РФ, а именно провести первичную аттестацию НАСФ с получением свидетельства на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и зарегистрировать НАСФ общества в установленном порядке в федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3.Оснастить (доукомплектовать) НАСФ общества оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами в соответствии с установленными нормами оснащения.
4.Обществу обеспечить постоянную готовность НАСФ по предназначению.
Срок устранения нарушений установлен - 01.06.2021.
Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при условии, что вероятные зоны действия поражающих факторов для описанных сценариев аварии не причиняют вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействиях поражающих факторов за пределами их территорий, создание ЛСО не требуется. Относительно НАСФ суд пришел к выводу, что при проведении проверки ГУ МЧС России по Челябинской области не было установлено и в материалы дела не представлено доказательств того, что АО "Карабашмедь" имеет мобилизационное задание и входит в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, следовательно общество относится к исключениям, установленным статьей 9 Закона N 28-ФЗ, в силу чего на него не может быть возложена обязанность по созданию и поддержанию в состоянии готовности НАСФ.
Исследовав представленные в материалы дела документы, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198, ст.ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с Положением о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.08.2004 N372 заинтересованное лицо является специально уполномоченным органом в области решения задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, должностные лица которого вправе выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований.
На основании изложенного оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом на проведение государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, являются организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
Исходя из толкования совокупности вышеизложенных норм материального права, регулирующих порядок обеспечения защиты населения от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, законодатель фактически возлагает на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов, обязанность по созданию и поддержке в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в районе размещения указанных объектов.
Совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 422, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации N 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации N 376 от 25.07.2006 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", действующего на момент оспариваемого предписания (далее - Положение) установлено, что системы оповещения создаются на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и локальном уровнях. Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.
Согласно пункту 11 Положения, основной задачей ЛСО является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей, ПОО, и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей ОПО; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия ЛСО; населения, проживающего в зоне действия ЛСО.
В настоящее время в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" зоны действия локальных систем оповещения установлены исключительно, в том числе для химических объектов.
Как подтверждено материалами дела, АО "Карабашмедь" эксплуатирует опасный производственный объект участок сернокислотного хозяйства, 1-го класса опасности, о чем указано в свидетельстве о регистрации опасных производственных объектов от 16.12.2013 N А56-00282 (т.1, л.д.142).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров - Правительства РФ "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" от 01.03.1993 N 178, устанавливаются зоны действия локальных систем оповещения: в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов.
Согласно проектной документации. Книга 2 Расчетно-пояснительная записка. Реконструкция химико-металлургического производства ЗАО Карабашмедь 18883/1-ДПБ2, произведена оценка риска аварий.
Данные о размерах вероятных зон действия поражающих факторов при реализации наиболее опасных сценариях аварий с серной кислотой приведены в таблице 14 Декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, книга 1. 18883/1-ДПБ1.ТЧ (л.д.18, т.1).
Также в данной Декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта указано, что при любом сценарии аварии с серной кислотой зона действия поражающих факторов и зона распространения аэрозольного облака будет ограничена границами разлива серной кислоты. Исходя из результатов расчета зон поражающих факторов серной кислоты и ее паров, при любом сценарии зона действия поражающих факторов и зона распространения аэрозольного облака будут ограничиваться границами разлива серной кислоты с небольшим увеличением в сторону смещения паров ветром. Облако паров серной кислоты не представляет угрозы для рабочих ЗАО "Карабашмедь" и членов аварийных формирований.
В случае реализации сценария связанного с разгерметизацией резервуара серной кислоты на складе серной кислоты с эстакадами налива в зоне поражения может находиться 2 чел. обслуживающего персонала. Время непрерывного пребывания персонала на площадке резервуаров - не более 2 часов в смену (непостоянное рабочее место). Вид полученных травм - затрудненное дыхание, отдышка и ожоги незащищенных частей тела брызгами серной кислоты. Травмируемым потребуется медицинская помощь. Смертельные поражения исключены".
Согласно Части 1 Декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта", книга 3. 18883/1-ДПБЗ установлено, что аварийных ситуациях на складах хранения серной кислоты, связанных с разгерметизацией оборудования (из-за коррозийного воздействия), площадь разлива ограничена поддонами под резервуары, емкость которых рассчитана на объем одного наибольшего резервуара. Для сбора проливов предусмотрены приямки. Предусмотрены решения по раскачке поддонов и приямков. Последствия аварии не входят за пределы площадки склада кислоты, или сернокислотного производства. При любом сценарии аварии с серной кислотой зона действия поражающих факторов и зона распространения аэрозольного облака будет ограничена границами разлива серной кислоты. Облако паров серной кислоты не представляет угрозы для рабочих АО "Карабашмедь", членов аварийных формирований и населения г. Карабаш" (л.д.29-30, т.1).
В 2015 году Заместителем Губернатора Челябинской области утвержден Перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне, расположенных на территории Челябинской области (л.д.96-98, т.1). В указанном Перечне поименовано, в том числе ОАО "Карабашмедь".
14.09.2016 ЗАО "Карабашмедь" утвержден Паспорт безопасности опасного объекта (л.д.115-124, т.1).
В соответствии с указанным Паспортом безопасности опасного объекта указаны сведения об опасных веществах на опасном объекте.
В пункте 2 Паспорта безопасности опасного объекта указаны показатели степени риска для персонала и населения при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций, в том числе, возможное количество пострадавших среди персонала, - 2 работника; - возможное количество погибших среди населения - нет; - возможное количество населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом воздействия вторичных факторов поражения и вредного воздействия на окружающую среду - нет.
Также в пункте 2 Паспорта безопасности опасного объекта указаны размеры зон действия поражающих факторов при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайных ситуаций.
Поскольку, по всем расчетам, при любом сценарии аварии с серной кислотой зона действия поражающих факторов и зона распространения аэрозольного облака будет ограничена границами разлива серной кислоты; облако паров серной кислоты не представляет угрозы для рабочих АО "Карабашмедь", членов аварийных формирований и населения г. Карабаш", следовательно, зона заражения не выходит за территорию предприятия, у общества "Карабашмедь" отсутствует обязанность по созданию и поддержанию в состоянии готовности локальных систем оповещения.
Следовательно, у административного органа отсутствовали правовые основания для включения в оспариваемое предписание требования об устранении выявленного нарушения.
2, 3, 4. Как установлено частью 2 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Как было указано ранее, АО "Карабашмедь" эксплуатирует опасный производственный объект участок сернокислотного хозяйства, 1-го класса опасности.
АО "Карабашмедь" было включено в Перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне расположенных на территории Челябинской области (т.1, л.д.96-98).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель ГУ МЧС России по Челябинской области пояснил, что в настоящее время АО "Карабашмедь" исключено из Перечня организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне расположенных на территории Челябинской области. Спорные пункты предписания (2, 3, 4) сняты с контроля.
Кроме того, как следует из материалов дела, 18.12.2019 между государственным учреждением "Поисково-спасательная служба Челябинской области" (исполнитель) и АО "Карабашмедь" (заказчик) заключен договор на обслуживание потенциально-опасного объекта N 31-к/20 (л.д. 55-57, т.1), в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель обязуется оказать услуги по обслуживанию потенциально-опасного объекта заказчика. Период оказания услуг с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Согласно пункту 2.1.1 договора, исполнитель обязан поддерживать в постоянной готовности силы и специальные технические средства поисково-спасательной службы с целью оперативного реагирования для выполнения работ на объектах "Заказчика"; исполнитель обязан обеспечивать оперативное реагирование и предоставлять в распоряжение заказчика состав сил и средств для выполнения работ, указанных в пункте 1.1 настоящего договора.
Исполнитель обязан по заявке заказчика участвовать в проведении профилактических работ, направленных на предупреждение аварийных (чрезвычайных) ситуаций при условиях, дополнительно согласованных сторонами (пункт 2.1.5 договора).
Согласно пункту 2.1.6 договора, исполнитель обязан в случае необходимости выполнять аварийно-спасательные и другие неотложные работы на объектах заказчика, согласно Перечню аварийно-спасательных работ.
С учетом изложенного, у общества отсутствует обязанность создать и поддерживать в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по апелляционной инстанции не подлежат распределению, поскольку в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ МЧС России по Челябинской области освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.03.2021 по делу N А76-33613/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-33613/2020
Истец: АО "КАРАБАШМЕДЬ"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городам Кыштым и Карабаш, Аргаяшскому району УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6205/2021
25.10.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13698/2021
24.08.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6205/2021
21.05.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5878/2021
16.03.2021 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-33613/20