г. Хабаровск |
|
25 октября 2021 г. |
А73-18235/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Комсомольска-на-Амуре на решение от 23.07.2021 по делу N А73-18235/2020 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению индивидуального предпринимателя Мирон Елены Николаевны (ИНН 270320222740, ОГРНИП 307270320700040) к администрации города Комсомольска-на-Амуре (ИНН 2703000150, ОГРН 1032700030373) о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мирон Елена Николаевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий администрации города Комсомольска-на-Амуре (далее - администрация) по направлению уведомления от 03.11.2020 N 1-1-35/12927.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-18235/2020.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.07.2021 заявленные требования удовлетворены: признаны незаконными действия администрации города Комсомольска-на-Амуре по направлению уведомления от 03.11.2020 N 1-1-35/12927.
Не согласившись с судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению апеллянта, доводы суда первой инстанции, решения Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 08.02.2021 изложенные в решении, основаны на неправильном толковании норм законодательства, регулирующего правоотношения в сфере пассажирских перевозок.
Также доводы суда о допущенных администрацией нарушений при проведении мониторинга 28, 29 и 30 августа 2020 года, а именно: проведении мониторинга только в течение трех часов в день, то они сделаны без учета доводов администрации, уполномоченной на организацию регулярных пассажирских перевозок на территории города Комсомольска-на-Амуре.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 09.09.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда.
Предприниматель в отзыве на жалобу выразило несогласие с изложенными в ней доводами, просило решение оставить без изменения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что не препятствовало рассмотрению апелляционной жалобы в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Шестой арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения жалоб граждан на прекращение перевозчиком предпринимателем Мирон Е.Н. перевозок по муниципальному маршруту N 12, поступивших на протяжении 2020 года был проведен мониторинг движения маршрута N 12 в муниципальной навигационной системе.
В ходе мониторинга было установлено неосуществление перевозок предпринимателем в течение августа 2020 года.
Также в ходе проведенного 28, 29 и 30 августа 2020 года мониторинга с выездом на опорные остановочные пункты маршрута N 12 выявлено отсутствие на линии муниципального маршрута N 12 всех транспортных средств - автобусов, осуществляющих перевозки по указанному маршруту.
Не осуществление перевозок по маршруту N 12 зафиксировано 26 и 27 августа 2020 года из обращений граждан.
В адрес администрации за период с 1 июля по 1 октября 2020 года от предпринимателя не поступали официальные письма о прекращении пассажирских перевозок.
Предпринимателем письмо от 06.10.2020 о предоставлении навигационных данных движения автобусов по муниципальному маршруту N 12 не исполнено.
С учетом поступающих жалоб 28.10.2020 был проведен мониторинг работы перевозчика предпринимателя, в ходе которого выявлены нарушения графика движения, не соблюдение установленных интервалов движения и количества транспортных средств на линии. Также из трех транспортных средств, утвержденных реестром регулярных перевозок, на линии осуществляло движение только одно транспортное средство.
По результатам проверки составлен акт мониторинга работы общественного транспорта.
В связи с выявленными нарушениями в работе муниципального маршрута N 12 неосуществление перевозок по указанному маршруту в течение более чем трех дней, а также учитывая сведения из обращений граждан и результаты информационного мониторинга, администрацией принято решение о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок, выданного предпринимателю с 15.11.2020, о чем ее адрес было направлено уведомление от 03.11.2020.
Предприниматель, не согласившись с действиями администрации по направлению в ее адрес письма от 03.11.2020 о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 12 незаконными обратилась с жалобой в прокуратуру города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Заместителем прокурора города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края по результатам проверки в адрес администрации выдано представление от 18.12.2020 об устранении нарушений прав предпринимателя.
Администрация обратилась в Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края с иском о признании незаконным представления, ссылаясь на то, что 22.12.2020 на имя главы администрации г. Комсомольска-на-Амуре внесено представление об устранении нарушений закона в связи с прекращением действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту N 12, считала внесенное представление незаконным и необоснованным. Администрация, является органом местного самоуправления, уполномоченным на реализацию положений Федерального закона N 220-ФЗ от 09.04.2009 установлен муниципальный маршрут N 12, свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по которому 18.07.2016 выдано предпринимателю со сроком действия до 14.06.2021.
Также в ходе рассмотрения жалоб граждан на прекращение перевозчиком Мирон Е.Н. перевозок по муниципальному маршруту N 12, поступивших на протяжении 2020 года проведен мониторинг движения маршрута N 12 в муниципальной навигационной системе.
В ходе мониторинга было установлено неосуществление перевозок предпринимателя в течение августа 2020 года. Кроме того, в ходе проведенного 28, 29 и 30 августа 2020 года мониторинга с выездом на опорные остановочные пункты маршрута N 12 выявлено отсутствие на линии муниципального маршрута N 12 всех транспортных средств - автобусов, осуществляющих перевозки по указанному маршруту. Также не осуществление перевозок по маршруту N 12 зафиксировано 26 и 27 августа 2020 года из обращений граждан.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 08.02.2021 по делу N 2а-895/2021 администрации отказано в удовлетворении искового заявления к прокуратуре города Комсомольска-на-Амуре, прокуратуре Хабаровского края о признании незаконным представления от 18.12.2020.
Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 08.02.2021 вступило в законную силу 21.05.2021, оставлено без изменений определением Хабаровского краевого суда от 21.05.2021 по делу N 33а-3332/2021.
К вопросам местного значения городского округа в соответствии с п.7 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) урегулированы отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 29.07.2015 N 71 "Об органе местного самоуправления муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", органом местного самоуправления, уполномоченным на реализацию положений Закона N 220-ФЗ, определена администрация.
Документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок является свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок согласно подпункту 19 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ императивное требование, согласно которому уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства в случае принятия решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд.
Так, пунктом 8.1 порядка организации регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", утвержденного постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 12.10.2016 N 2654-па (далее - Порядок N 2654-па) уполномоченный орган организует мониторинг выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками договора простого товарищества условий муниципального контракта или свидетельства в пределах полномочий, установленных Законом N 220-ФЗ.
Согласно пункту 8.3 порядка N 2654-па информация о нарушениях оформляется актом. На основании акта о выявленных нарушениях уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства (п. 8.5 порядка N 2654-па).
Документом, фиксирующим нарушение условий свидетельства, является акт, форма которого утверждена приказом управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре от 28.08.2020 г. N 53/1-пу.
Центральным районным судом г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края при принятии решения от 08.02.2021 отказывая в удовлетворении заявленных требований, было установлено, что уполномоченным органом местного самоуправления был произведен мониторинг выполнения предпринимателем выполнения условий свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. Нарушения зафиксированы актами 28.08.2020, 29.08.2020, 30.08.2020 и 28.10.2020. Период времени мониторинга не превышал 3 часов в день, в то время как графиком движения маршрута N 12 предусмотрен период оказания услуг по перевозке с 6.18 до 21.07 с интервалом 20 минут.
Согласно выводам, изложенным в решении от 08.02.2021, требование о невыполнении перевозчиком по соответствующему маршруту ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд, не соблюдено.
Также суд пришел к выводу, что представленные истцом заявления граждан, мониторинг движения маршрута N 12 в муниципальной навигационной системе не являются надлежащими и достоверными доказательствами неосуществления предпринимателем перевозок пассажиров более трех дней подряд в отсутствие чрезвычайной ситуации. Кроме того, заявления, обращения, жалобы, а также навигационные данные при условии утвержденной формы акта о выявленных нарушениях (п. 8.3 Порядка N 2654-па) в данном случае не названы законом в числе влекущих прекращение свидетельства на осуществление перевозок по муниципальному маршруту.
Между тем, постановлением администрации от 01.08.2019 на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" введен режим чрезвычайной ситуации, отмененный постановлением 15.12.2020.
Таким образом, нарушения выполнения условий свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок зафиксированы в период действовавшего на территории г. Комсомольска-на-Амуре режима чрезвычайной ситуации, введенного постановлением администрации N 1688-па от 01.08.2019.
Довод администрации о том, что режим чрезвычайной ситуации в г. Комсомольске-на-Амуре сохранялся в целях реализации пострадавшими гражданами мер социальной поддержки и ограничений для использования участков автомобильных дорог по пути следования муниципального маршрута N 12 не вводилось, правомерно отклонен судом, поскольку постановление администрации N 1688-па о введении режима ЧС не определяет области его применения, кроме того пункт 7 часть 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ не предполагает его применения в случае принятия органами местного самоуправления мер, связанных приостановлением работы отдельных видов транспорта, временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам либо прекращения функционирования объектов транспортной инфраструктуры.
Между тем, положения статьи 29.1 Закона N 220-ФЗ к спорным правоотношениям применению не подлежат, поскольку регулируют вопросы принятия перевозчиком решения об изменении маршрута регулярных перевозок и прекращение его осуществления в случае принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекших ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Принятие таких мер администрацией в спорный период времени не установлено.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
При таких обстоятельствах, у администрации отсутствовали основания по направлению в адрес предпринимателя уведомления о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 12.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Апелляционный суд приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.07.2021 по делу N А73-18235/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18235/2020
Истец: ИП Мирон Е.Н., ИП Мирон Елена Николаевна
Ответчик: Администрация города Комсомольска-на-Амуре
Третье лицо: ИФНС по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, ООО "Гуртам"