г. Пермь |
|
15 февраля 2024 г. |
Дело N А50-23828/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васильевой Е.В., Герасименко Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,
при участии:
от заинтересованного лица: Лыкова О.В., удостоверение, доверенность от 29.12.2023, диплом,
от иных лиц, представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "СтарВита",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 декабря 2023 года по делу N А50-23828/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтарВита" (ОГРН 1166451060632, ИНН 6453145975)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360)
третье лицо без самостоятельных требований: Министерство здравоохранения Пермского края (ИНН 5902293308)
об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СтарВита" обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15.08.2023 по жалобе ООО "СтарВита" на положения извещения о проведении Министерством здравоохранения Пермского края электронного аукциона N 0156200000523000435.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.12.2023 (резолютивная часть решения объявлена 04.12.2023) требования Общества с ограниченной ответственностью "СтарВита" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что, по мнению ООО "СтарВита", при закупках игл для автоинъекторов должны применяться ограничения и условия допуска, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 года N 102, поскольку в Перечень N 1 включена позиция "инструменты колющие" с кодом ОКПД2 32.50.13.110, а иглы для инсулиновых для автоинъекторов по своему конструктивному строению и функционалу являются колющим инструментом.
Суд ошибочно посчитал, что Постановление Правительства N 102 на закупки игл для автоинъектора не распространяется, поскольку функциональное назначение и способ использования игл для автоинъектора в значительной степени отличается от функционального назначения и способа использования инструментов колющих и хирургических игл. Данный вывод ничем не обоснован и противоречит приведенным ООО "СтарВита" доводам и доказательствам.
Суд на странице 10 решения в таблице указывает, что колющие инструменты "предназначены для проколов с целью введения через них трубок, дренажем нитей для сшивания". Указанное назначение не содержится ни в одном документе, источник данной информации в решении не указан, с помощью открытой информации источник установить не удалось.
Определение колющего инструмента, раскрывающее его функциональное назначение, содержится в ГОСТ 25725-89 "ИНСТРУМЕНТЫ МЕДИЦИНСКИЕ. Термины и определения", однако суд положениям указанного ГОСТ оценки не дал.
Арбитражный суд Пермского края отклонил ссылки Общества на указанный ГОСТ, поскольку "ГОСТ 25725-89 не раскрывает понятие "игла для автоинъектора". Однако ссылки на ГОСТ 25725-89 приводились с иной целью, а именно для установления принадлежности игл для автоинъекторов к инструментам колющим.
Принадлежность игл для автоинъектора к колющим инструментам и верность выдержек из ГОСТ подтверждены Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в письме Исх. 2604-ОГ/03 от 14.09.2023, которое было представлено в материалы дела, однако Арбитражный суд Пермского края не дал указанному письму оценки.
Принадлежность игл для автоинъектора к колющим инструментам подтверждается наличием слова "инъекционные" в ряде регистрационных удостоверений на иглы для автоинъектора.
Указание на принадлежность игл для автоинъекторов к инъекционным иглам, а значит, к колющим инструментам, содержится и в регистрационных удостоверениях, что означает признание данного факта со стороны Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. В заключенном по результатам рассматриваемой закупки контракте в спецификации также указано на принадлежность игл к инъекционным.
Невозможность применения иглы для автоинъектора без взаимодействия с автоинъектором не указывает на их непринадлежность к инструментам колющим и на нераспространение на них ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленных Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102. В ГОСТ прямо указано, что трубчатые иглы соединяются со шприцем или с вспомогательными устройствами. Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 не ставит необходимость применения при закупках установленных им ограничений и условий допуска в зависимость от самостоятельного применения медицинского изделия или в сочетании с другими изделиями/устройствами.
Таким образом, в материалы дела были представлены достаточные доказательства принадлежности игл для автоинъектора к инструментам колющим, однако со стороны Арбитражного суда Пермского края они надлежащей оценки не получили. При этом Арбитражный суд без каких-либо доказательств сделал самостоятельный не соответствующий действительности вывод о том, что игла для автоинъектора колющим инструментом не является.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю и Министерство здравоохранения Пермского края с жалобой не согласны по основаниям, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу. Решение суда считают законным и обоснованным, просят оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Явившийся в судебное заседание представитель антимонопольного органа, против доводов жалобы возражал по мотивам письменного отзыва. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно извещению N 0156200000523000435 Министерством здравоохранения Пермского края (далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на поставку игл для автоинъектора.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.07.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 268 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 09.08.2023 г.
08.08.2023 ООО "СтарВита" подана жалоба на действия Министерства здравоохранения Пермского края при проведении электронного аукциона на поставку игл для автоинъектора (изв.N 0156200000523000435). В жалобе общество указало, что в нарушение Закона о закупках Заказчиком не были установлены ограничения, предусмотренные постановлением Правительства от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку приобретаемые иглы для автоинъектора являются в соответствии с ГОСТ 25725-89 колющими инструментами.
Решением Пермского УФАС России от 15.08.2023 (исх. от 18.08.2023 N 8439/23) жалоба признана необоснованной.
Комиссия УФАС при рассмотрении жалобы пришла к выводу о том, что при осуществлении закупки Заказчиком правомерно не установлены условия и ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства N 102.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, определенной пунктом 1 статьи 1 данного Федерального закона.
В силу статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Следовательно, действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145).
В силу пунктов 2 и 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчиками подлежат применению включенные в позицию каталога наименование и описание (содержащее характеристики) товаров, работ, услуг.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о закупках. При проведении предусмотренных Законом о закупках электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 75 Закона о закупках соответственно.
В соответствии с пп. "а", "д" п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается:
- код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил формирования;
- справочная информация:
1) коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
2) информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
Согласно п. 12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о закупках.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках.
Во исполнение ст. 14 Закона N 44-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 102), а также приказ Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 126н).
В силу п. 1 Постановления Правительства N 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1).
Согласно п. 4 Постановления Правительства N 102 установленные постановления Правительства N 102 ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1, не применяются в следующих случаях:
- размещение извещений об осуществлении закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1, в единой информационной системе в сфере закупок и (или) направление приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом, осуществленные до вступления в силу настоящего постановления;
- осуществление закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.
Так, согласно примечанию к перечню N 1 Постановления Правительства N 102, при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении закупки N 0156200000523000435 объектом закупки является поставка игл для автоинъектора, описание которого соответствует позиции КТРУ 32.50.13.110-00005038.
Согласно справочной информации позиции КТРУ 32.50.13.110-00005038, игла для автоинъектора имеет следующую номенклатурную классификацию медицинского изделия по видам - 137610. Также указано описание медицинского изделия по классификатору: "Изделие, разработанное для парентерального введения лекарственного средства, содержащегося в картридже, который либо является неотъемлемой частью автоинъектора (шприц-ручки с лекарственным средством), либо прикрепляется или вставляется в автоинъектор. Используется лицами, которые регулярно вводят себе дозы инсулина, гормонов или других лекарственных средств. Изделие, как правило, представляет собой двухконечную иглу из нержавеющей стали различных размеров, которая фиксируется в резьбовом разъеме из пластика в месте соединения с автоинъектором. Изделие поставляется в герметичной стерильной упаковке и может иметь специальную безопасную конструкцию для минимизации риска травмирования иглой. Это изделие для одноразового использования".
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения размещена информация о номенклатурной классификации медицинских изделий, коду 137610 соответствует следующее наименование вида медицинского изделия:
13. Реабилитационные и адаптированные для инвалидов медицинские изделия 13.05. Средства медицинские персональные адаптированные Игла для автоинъектора Изделие, разработанное для парентерального введения лекарственного средства, содержащегося в картридже, который либо является неотъемлемой частью автоинъектора (шприц-ручки с лекарственным средством), либо прикрепляется или вставляется в автоинъектор. Используется лицами, которые регулярно вводят себе дозы инсулина, гормонов или других лекарственных средств. Изделие, как правило, представляет собой двухконечную иглу из нержавеющей стали различных размеров, которая фиксируется в резьбовом разъеме из пластика в месте соединения с автоинъектором. Изделие поставляется в герметичной стерильной упаковке и может иметь специальную безопасную конструкцию для минимизации риска травмирования иглой. Это изделие для одноразового использования.
В соответствии с перечнем N 1 Постановления Правительства РФ N 102 в перечень включены медицинские изделия того же кода ОКПД2, что и приобретаемые иглы для автоинъектора.
Перечень N 1 Постановления Правительства РФ N 102 включает в себя наименование конкретных видов игл (иглы корневые, иглы хирургические), которые не тождественны по своему функционалу с иглой для автоинъектора.
В данном случае функциональное назначение и способ использования колющих и хирургических игл в значительной степени отличается от такого назначения и способа использования иглы для автоинъектора. Кроме того, исходя из описания иглы для автоинъектора, применение такой иглы невозможно без взаимодействия с самим автоинъектором, в том числе, по причине конструктивных особенностей такой иглы, необходимых для взаимодействия с автоинъектором.
Таким образом, поскольку игла для автоинъектора имеет иное назначение, чем медицинские изделия с кодом ОКПД2 32.50.13.110, перечисленные в перечне N 1 Постановления Правительства РФ N 102, соответственно, и наименование вида закупаемого медицинского изделия не может быть тождественно наименованиям медицинских изделий с кодом ОКПД2 32.50.13.110, перечисленным в перечне N 1 Постановления Правительства РФ N 102.
С учетом изложенного, поскольку лишь код ОКПД2 32.50.13.110 включен в перечень N 1 Постановления Правительства РФ N 102, Комиссия сделала вывод о том, что при осуществлении закупки Заказчиком правомерно не установлены условия и ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановления Правительства РФ N 102.
Судом первой инстанции поддержаны выводы антимонопольного органа о том, что при осуществлении закупки Заказчиком правомерно не установлены условия и ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановления Правительства N 102.
Апелляционный суд по результатам повторной оценки представленных в материалы дела доказательств и установления юридически значимых обстоятельств оснований для иных суждений по существу спора и удовлетворения жалобы не усматривает.
Поддерживая выводы антимонопольного органа, суда первой инстанции и отклоняя доводы жалобы со ссылкой на ГОСТ 25725-89 (СТ СЭВ 3401-81, СТ СЭВ 4902-84, СТ СЭВ 6345-88) "Государственный стандарт Союза ССР. Инструменты медицинские. Термины и определения", апелляционный суд отмечает, что ГОСТ 25725-89 не раскрывает понятие "игла для автоинъектора".
Кроме того, указанный ГОСТ 25725-89 дает толкование медицинским терминам, а не раскрывает виды медицинских изделий.
В представленном заявителем письме Росстандарта (исх. N 2604-ОГ/ОЗ от 14.09.2023) не сделан однозначный вывод о том, что игла для автоинъектора относится к колющим инструментам. Кроме того, в указанном письме Росстандарт лишь выражает свое мнение по данному вопросу, следовательно, данное письмо не является обязательным к применению.
В данном случае Комиссия при принятии решения руководствовалась сведениями из каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (код КТРУ: 32.50.13.110- 00005038).
В каталог товаров, работ, услуг единой информационной системы инъекционные иглы и иглы для автоинъектора включены под разными кодами и наименованиями: игла инъекционная, одноразового использования, стерильная (код КТРУ: 32.50.13.110-00005177); игла инъекционная, одноразового использования, нестерильная (код КТРУ: 32.50.13.110-00005178); игла для автоинъектора (код КТРУ: 32.50.13.110-00005038).
Для определения вида медицинского изделия необходимо руководствоваться номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, которая размещена на сайте Росздравнадзора.
Медицинские изделия подразделяют на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды согласно номенклатурной классификации медицинских изделий (Государственным реестром медицинских изделий). Номенклатурная классификация содержит числовое обозначение вида медицинского изделия, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия
В соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий (Государственным реестром медицинских изделий) игла для автоинъектора и игла инъекционная относятся к разным видам медицинских изделий: игла для автоинъектора - код вида медицинского изделия 137610, наименование вида медицинского изделия - игла для автоинъектора; - игла инъекционная - код вида медицинского изделия 309510, наименование вида медицинского изделия - игла инъекционная, одноразового использования; игла инъекционная - код вида медицинского изделия 387610, наименование вида медицинского изделия - игла инъекционная, многоразового использования.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильным выводам, что заказчиком при проведении электронного аукциона нарушений Закона о контрактной системе не допущено, оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Выводы суда о законности решения антимонопольного органа являются мотивированными и обоснованными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права. В удовлетворении заявленных требований на основании статьи 201 АПК РФ отказано правомерно.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, заявленные обществом в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела подателем апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не опровергают правильность выводов суда первой инстанций.
По приведенным в постановлении мотивам оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 декабря 2023 года по делу N А50-23828/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-23828/2023
Истец: ООО "СтарВита"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Министерство здравоохранения ПК