г. Владимир |
|
21 октября 2021 г. |
Дело N А11-8989/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Кастальской М.Н., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Александровского района Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.06.2021 по делу N А11-8989/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газэлектрострой-Эксплуатация" (ИНН 7715835586, ОГРН 1107746896674) о признании незаконными действий и решений Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района Владимирской области от 20.08.2020 N 01-25-1921, от 21.08.2020 N 01-25-1963, от 27.08.2020 N 01-25-1970.
В судебном заседании принял участие представитель администрации Александровского района Владимирской области - Петрова И.Г. по доверенности от 14.01.2020 N 01-42-30 сроком действия три года, представлен диплом о высшем юридическом образовании.
Иные лица участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района Владимирской области в поступившем ходатайстве просил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Газэлектрострой- Эксплуатация" (далее - ООО "ГЭС-Эксплуатация", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконными решений администрации Александровского района Владимирской области (далее - Администрация, заявитель) от 20.08.2020 N 01-25-1921, от 21.08.2020 N01-25-1936, от 27.08.2020 N01-25-1970 и бездействий Администрации. В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов Общество просило суд обязать Администрацию согласовать расположение газопроводов на земельных участках, находящихся в ее распоряжении, согласно схем на размещение д. Воскресенское ЗУ1-13675 кв.м; д. Григорово ЗУ1-9651 кв.м; д. Каменка ЗУ1-3287 кв.м; д. Нововоскресенское ЗУ1-8109 кв.м; д. Плеханы ЗУ1-3554 кв.м; ДПК "Хуторок" ЗУ1-2043 кв.м; ДПК "Шаблыкино-3" ЗУ1-1902 кв.м, ЗУ2-533 кв.м; СК "Рябинушка" ЗУ1-653 кв.м; СНТ "Губкино" ЗУ1-1239 кв.м; СНТ "Зарница" ЗУ1-1642 кв.м; СНТ "Луч" ЗУ1-44 кв.м; СНТ "Плеханы" ЗУ1-3493 кв.м; СНТ "Россиянка" ЗУ1-5277 кв.м; д. Площево ЗУ1-2835 кв.м, ЗУ2-3016 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Земля", администрация Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области (далее - третьи лица).
Определением арбитражного суда от 14.12.2020 к участию в деле, в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района Владимирской области (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 07.06.2021 требования Общества удовлетворены.
Суд признал незаконными действия Комитета и решения Администрации об отказах в выдаче разрешений на использование земельных участков, оформленных письмами от 20.08.2020 N 01-25-1921, от 21.08.2020 N 01-25-1936, от 27.08.2020 N 01-25-1970, и обязал Комитет и Администрацию в пределах своих полномочий в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ГЭС-Эксплуатация" путем выдачи разрешений на использовании земельных участков для размещения газопроводов высокого давления, согласно схемам расположения земельных участков в соответствии с установленным действующим законодательством порядке.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.06.2021 и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
Администрация считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным в связи с неполным исследованием обстоятельств по делу, недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и нарушением норм материального и процессуального права.
Администрация настаивает на несоответствии представленных ООО "ГЭС-Эксплуатация" схем расположения земельных участков форме, формату и требованиям к их подготовке в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также на установленный в ходе осмотра земель факт расположения на испрашиваемых для использования земельных участках подземных линейных сооружений, их наземных частей и сооружений, необходимых для их использования
Заявитель считает невозможным рассмотрение заявлений Общества в порядке статей 39.33, 39.36 ЗК РФ.
ООО "ГЭС-Эксплуатация" представило возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобы, считает решение суда незаконным и необоснованным, просит решение суда первой инстанции отменить.
В судебное заседание представители Общества, Комитета и третьих лиц не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей указанных лиц.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 АПК РФ.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, а действий органа, осуществляющего публичные полномочия и его должностных лиц незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, 20.07.2020 ООО "ГЭС-Эксплуатация" обратилось в Администрацию с заявлениями о выдаче разрешения на размещение газопроводов, распределительных газопроводов среднего давления, распределительного газопровода низкого давления в д. Плошево для газоснабжения индивидуальных жилых домов (строений) и строений промышленного комплекса на следующих земельных участках: д. Воскресенское ЗУ1-13675 кв.м; д. Григорово ЗУ1-9651 кв.м; д. Каменка ЗУ1-3287 кв.м; д. Нововоскресенское ЗУ1-8109 кв.м; д. Плеханы ЗУ1-3554 кв.м; ДПК "Хуторок" ЗУ1-2043 кв.м; ДПК "Шаблыкино-3" ЗУ1-1902 кв.м, ЗУ2-533 кв.м; СК "Рябинушка" ЗУ1-653 кв.м; СНТ "Губкино" ЗУ1-1239 кв.м; СНТ "Зарница" ЗУ1-1642 кв.м; СНТ "Луч" ЗУ1-44 кв.м; СНТ "Плеханы" ЗУ1-3493 кв.м; СНТ "Россиянка" ЗУ1-5277 кв.м; д. Площево ЗУ1-2835 кв.м, ЗУ2-3016 кв.м, сроком на 5 лет, приложив к указанным заявлениям схемы расположения земельных участков или земельных участков на кадастровом плане территории.
Решениями от 20.08.2020 N 01-25-1921, от 21.08.2020 N 01-25-1963, от 27.08.2020 N 01-25-197 Комитет отказал в выдаче разрешений на использование земельных участков для размещений вышепоименованных объектов в связи с несоответствием предоставленных схем расположения земельных участков форме, формату и требованиям к ее подготовке, установленным пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ (решение от 20.08.2020 N 01-25-1921 по земельным участкам в д. Нововоскресенское, СНТ "Губкино", СНТ "Луч", СНТ "Россиянка), а также в связи с расположением на земельных участках, расположенных в д. Шаблыкино, д. Воскресенское, СНТ "Зарница", СК "Рябинушка", д. Каменка, д. Григорово, ДПК "Хуторок", СНТ "Плеханы", д. Плошево, подземных линейных сооружений, их надземных частей и сооружений, технологически необходимых для использования линейных объектов.
Отказы мотивированы тем, что на испрашиваемых земельных участках уже расположены подземные линейные сооружения, их надземные части и сооружения, технологически необходимые для использования линейных объектов.
Не согласившись с указанными действиями и решениями, ООО "ГЭС-Эксплуатация" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В обоснование заявленных требований Общество указало, что поименованные в оспариваемых решениях от 20.08.2020 N 01-25-1921, от 21.08.2020 N 01-25-1936 основания для отказа в выдаче разрешений на использование земельных участков не предусмотрены в качестве таковых действующим законодательством. Указывая на незаконность решения от 27.08.2020 N 01-25-1970, Общество отметило, что законодательством не предусмотрены допустимые пределы отклонения или несоответствия значения координат характерных точек границ земельного участка. В связи с этим округление координат характерных точек границ земельного участка до 0,01 метра или до метра на стадии подготовки схемы земельного участка на бумажном носителе, не может являться основанием для отказа в согласовании указанной схемы, так как на данном этапе определяются проектируемые положение границ и площадь земельного участка, который предполагается образовать.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия противоречий в представленных Обществом документах, приложенных к заявлениям о выдаче разрешений на использование земельных участков. Суд отметил, что наличие правовых оснований для отказа в предоставлении рассматриваемой муниципальной услуги Комитетом и Администрацией не доказано. Кроме того, последними не представлено доказательств несоответствия объектов, указанных в заявлениях, видам объектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, а также невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях, установленных пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ
Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.33 ЗК РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 названной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300).
В Перечень N 1300, в том числе, включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 6).
Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен Правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 (далее - Правила N 1244).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 1244 решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.
Согласно пункту 9 Правил N 1244, решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 правил; б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ; в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Постановлением администрации Владимирской области от 03.06.2015 N 506 (далее - Постановление N 506) утверждены Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (далее - Постановление N 506).
Пунктом 9 указанного постановления установлены основания для отказа в использовании земель или земельного участка: 1) заявление подано в иной уполномоченный орган; 2) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5 - 6 Порядка; 3) предполагается размещение объектов, не предусмотренных Перечнем N 1300; 4) размещение объектов (объекта) приведет к невозможности использования земель или земельного участка в соответствии с разрешенным использованием; 5) указанный в заявлении земельный участок предоставлен физическому или юридическом лицу.
Пунктом 1.2 постановления администрации Александровского района от 16.03.2020 N 434, которым утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Размещение объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (далее - Регламент) установлено, что Регламент регулирует отношения по размещению на территории сельских поселений Александровского района и муниципального образования город Александров объектов, перечень видов которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с федеральным законодательством возложены на органы местного самоуправления (далее - земельные участки).
Согласно пункту 1.4 Регламента муниципальная услуга предоставляется Комитетом.
В пункте 2.9 Регламента перечислены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Как указано выше, к видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с пунктом 6 Перечня N 1300, в том числе, отнесены газопроводы давлением до 1,2 мегапаскаля, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В рассматриваемом случае судом установлено, что ООО "ГЭС-Эксплуатация" обратилось за разрешением на размещение на земельных участках газопроводов высокого давления, отвечающих указанным требованиям.
Кроме того, оспариваемые в настоящем деле отказы от 21.08.2020 N 01-25-1963 и от 27.08.2020 N 01-25-197 мотивированы тем, что на земельных участках уже расположены подземные линейные сооружения, их надземные части и сооружения, технологически необходимые для использования линейных объектов.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, данное обстоятельство не является основанием для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, Постановлением N 506, Правилами N 1244, либо Регламентом.
При этом Администрацией не представлено доказательств того, что находящиеся на спорных земельных участках объекты принадлежат иным лицам на законных основаниях; что земельные участки предоставлены иным физическим или юридическим лицам, либо уполномоченным органом принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ, либо уполномоченным органом принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ; что размещение объектов приведет к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что на спорных земельных участках расположены газопроводы, эксплуатируемые ООО "ГЭС-Эксплуатация".
Довод заявителя о том, что Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено предоставление разрешений на использование земельных участков только для объектов, предстоящих к размещению, судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен, поскольку статья 39.36 ЗК РФ и положения Постановления N 506 таких императивных запретов, не содержат.
Суд первой инстанции, обоснованно указал на несостоятельность позиции заявителя о том, что в силу части 1 статьи 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, поскольку в указанных в вышеназванной норме целях Общество не обращалось за выдачей разрешения на использование земельных участков.
Доводу заявителя о несоответствии представленных Обществом схем расположения земельных участков форме, формату и требованиям к их подготовке, установленным пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ, и требованиям, установленным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (далее - Приказ N 762) судом первой инстанции также дана надлежащая правовая оценка.
Суд правомерно указал, что при проведении кадастровых работ проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка, определенные в схеме, могут быть уточнены, при этом определенная в схеме проектируемая площадь земельного участка может измениться в пределах, установленных пунктом 42 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
В Законе N 218-ФЗ отсутствует положение, устанавливающее допустимые пределы отклонения или несоответствия значения координат характерных точек границ земельного участка, указанных в схеме, от значений координат характерных точек границ земельного участка, указанных в соответствующих разделах межевого плана, а также основания приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета образуемого земельного участка в случае несоответствия сведений о местоположении границ (конфигурации) такого земельного участка согласно межевому плану аналогичным сведениям в схеме. Исходя из вышеназванных правоположений, округление координат характерных точек границ земельного участка до метра на стадии подготовки схемы земельного участка на бумажном носителе, не может являться основанием для отказа в согласовании такой схемы, так как на данном этапе определяются проектируемые положение границ и площадь земельного участка, который предполагается образовать.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права и обоснованно признал, что действия Комитета и решения Администрации об отказе в выдаче разрешений на использование земельных участков, оформленных письмами от 20.08.2020 N 01-25-1921, от 21.08.2020 N 01-25-1936, от 27.08.2020 N 01-25-1970, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ООО "ГЭС-Эксплуатация".
Относительно правовосстановительной меры, суд первой инстанции правомерно посчитал необходимым возложить на Комитет и Администрацию в пределах своих полномочий в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ГЭС-Эксплуатация" путем выдачи разрешений на использовании земельных участков для размещения газопроводов высокого давления, согласно схемам расположения земельных участков: д. Воскресенское ЗУ1-13675 кв.м; д. Григорово ЗУ 1-9651 кв. м; д. Каменка. ЗУ 1-3287 кв.м; д. Нововоскресенское ЗУ 1-8109 кв.м; д. Плеханы ЗУ 1-3554 кв. м; ДПК "Хуторок" ЗУ 1-2043 кв. м; ДПК "Шаблыкино-3" ЗУ1-1902кв.м и ЗУ2-553 кв.м; СК "Рябинушка" ЗУ1- 653 кв. м; СНТ "Губкино" ЗУ1-1239 кв.м; СНТ "Зарница" ЗУ 1-1642 кв. м; СНТ "Луч" ЗУ 1-44 кв.м; СНТ "Плеханы" ЗУ 1-3493 кв.м; СНТ "Россиянка" ЗУ 1-5277 кв.м; 23 д. Площево ЗУ1-2835 кв.м., ЗУ2-3016 кв.м, в соответствии с установленным действующим законодательством порядке.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Доводы заявителя не опровергают законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Владимирской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.06.2021 по делу N А11-8989/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Александровского района Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-8989/2020
Истец: ООО "ГАЗЭЛЕКТРОСТРОЙ-ЭКСПЛУАТАЦИЯ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КАРИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА, ООО "ЗЕМЛЯ", Серегин Роман Васильевич