г. Пермь |
|
25 октября 2021 г. |
Дело N А50-31537/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной М. В.,
судей Гребенкиной Н. А., Назаровой В. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коржевой В. А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 июня 2021 года,
принятое судьей Бояршиновой О. А.,
по делу N А50-31537/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Крона" (ОГРН 1065905054016, ИНН 5905246232)
о возложении обязанности предоставить документы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - ООО "ПСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Крона" (далее - ООО "Крона", ответчик) о возложении на ответчика обязанности в течение 7 дней со дня вступления в законную силу решения суда предоставить информацию о собственниках (владельцах) помещений в обслуживаемых им многоквартирных домах по адресам: г. Пермь, ул. Нефтяников, 3а; ул. Чайковского, 27; ул. 9 Мая,27; ул. Мира, 49, 76а, 78а, 80, 82, 86, 88; ул. Комбайнеров, 36; ул. Космонавтов, 169а, 171; ул. Одоевского, 29; ул. Танкистов, 70, необходимую для начисления платы за коммунальную услугу отопления и горячего водоснабжения помещений в названных многоквартирных домах по состоянию на настоящее время на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации и на электронном виде, а именно: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо; адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии);
присуждении неустойки на случай неисполнения решения суда в размере 1 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда на основании положений ст. 308.3 ГК РФ (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.06.2021 (резолютивная часть от 24.06.2021) в удовлетворении иска отказано.
Истец с решением суда не согласен, обратившись с апелляционной жалобой, ссылается на неправильное применение судом норм материального права; просит спорный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить полностью.
Ссылаясь на содержание п. 6 Правил N 354 апеллянт оспаривает правильность вывода суда об отсутствии у управляющей организации обязанности при переходе на прямые договоры актуализировать ранее переданную информацию. Отмечает, что ресурсоснабжающая организация не получала от ответчика каких-либо сведений во исполнение ст. 157.2 ЖК РФ.
Ввиду ненадлежащего исполнения собственниками обязательств по оплате услуг теплоснабжения, а также в связи с непредставлением ответчиком ресурсоснабжающей организации сведений о собственниках и иных владельцах жилых помещений в МКД, истец лишен возможности взыскать в судебном порядке задолженность за фактически оказанные услуги теплоснабжения.
Письменный отзыв на жалобу ответчиком не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения соответствующей информации в сети Интернет в Картотеке арбитражных дел, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, каких-либо заявлений, ходатайств процессуального характера не направили. Неявка представителей указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Пермская сетевая компания" и собственниками многоквартирных домов по ул. Нефтяников, 3а; ул. Чайковского, 27; ул. 9 Мая,27; ул. Мира, 49, 76а, 78а, 80, 82, 86, 88; ул. Комбайнеров, 36; ул. Космонавтов, 169а, 171; ул. Одоевского, 29; ул. Танкистов, 70 в г. Перми, находящихся в управлении ответчика ООО УК "Крона", заключены прямые договоры на оказание услуг теплоснабжения.
Как указывает истец, ввиду ненадлежащего исполнения собственниками обязательств по оплате услуг теплоснабжения, а также в связи с непредставлением ответчиком ресурсоснабжающей организации сведений о собственниках и иных владельцах жилых помещений данных многоквартирных домов, ООО "Пермская сетевая компания" лишено возможности взыскать в судебном порядке задолженность за фактически оказанные услуги теплоснабжения.
Ссылаясь на данные обстоятельства, отказ ответчика в предоставлении таких сведений, руководствуясь положениями пунктов 6, 6 (1) Правил N 354, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд, который отклоняя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из части 2.3 названной статьи следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпунктов "б", "ж" пункта 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнение следующих стандартов:
- сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в том числе путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 указанной статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким случаям отнесены ситуации: 1) принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (о заключении прямых договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организации); 2) прекращения по инициативе ресурсоснабжающей организации договора ресурсоснабжения, заключенного с управляющей организацией (по основаниям части 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации); 3) наличия между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией прямого договора ресурсоснабжения на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 года (Правила N 354) управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги:
Такие сведения должны включать в себя: - фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме; - адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами; - сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги, а также их показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений; - реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
В соответствии с п. 6(1) Правил N 354 управляющая организация, предоставляет ресурсоснабжающим организациям сведения из реестра собственников помещений в многоквартирном доме, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме в случае изменения указанных сведений не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения.
По утверждению истца, ответчик до настоящего времени не исполнил в полном объеме свою обязанность по предоставлению информации и документов.
В адрес ответчика направлена претензия N 71000-082-02/9299 от 10.11.2020.
Возражая, ответчик, письмом от 24.11.2020 (л.д. 12) указал, что собственники домов, находящихся в управлении ООО УК "Крона", заключили прямые договоры с РСО в 2017 году. С этого момента ресурсоснабжающая организация самостоятельно осуществляет начисление, сбор платы и взыскание задолженности. Нормы, на которые ссылается РСО, вступили в силу 30.07.2019. В связи с этим ответчик оказал в предоставлении сведений.
В дополнении к вышеназванному ответу ответчик направил истцу письмо (л.д. 11), в котором указал, что регистрационный учет граждан по месту жительства или месту пребывания - это государственная услуга, которая предоставляется территориальными органами МВД РФ. Роль управляющей организации в оказании гражданам услуг регистрационного учета сводится только к приему документов от граждан и последующей передачи их в органы регистрационного учета. Обязанность вести, заполнять и хранить установленные формы документов (домовые книги, карточки учета по форме N 9,10) у управляющих компаний отсутствует. В настоящее время многие граждане по вопросам регистрационного учета обращаются непосредственно в МФЦ, органы МВД, т.е. без участия управляющей организации.
Требования истца основаны на п. 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, изменения в который внесены Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 897 вступили в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации - 23.07.2019).
Таким образом, норма, на которой основаны требования истца, действует с 31 июля 2019 года. Между тем собственники помещений спорных многоквартирных домов перешли на прямые расчеты до указанной даты, что не оспаривается истцом.
Таким образом, в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 309-ЭС20-20782 от 01.02.2021, заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
При указанных обстоятельствах исковые требования об истребовании у ответчика информации, необходимой для начисления истцом платы за коммунальные услуги, правомерно отклонены судом первой инстанции, правовых оснований для удовлетворения иска с учетом приведенных в апелляционной жалобе доводов не имеется.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, принимая во внимание доводы заявителя жалобы, апелляционный суд не находит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение арбитражного суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 июня 2021 года по делу N А50-31537/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
М.В. Бородулина |
Судьи |
Н.А. Гребенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-31537/2020
Истец: ООО "ПЕРМСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ", ПАО "Т ПЛЮС"
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КРОНА"