город Ростов-на-Дону |
|
25 октября 2021 г. |
дело N А53-13759/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Емельянова Д.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
при участии:
от ООО "БК-АЛПРОФ": Мешкова Т.Г. по доверенности 16АА7227866 от 18.03.2020;
от Южной электронной таможни: Лосникова А.И. по доверенности N 06-56/00010 от 13.01.2021; Серебрякова Ю.Г. по доверенности N 06-56/00072 от 05.07.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южной электронной таможни
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 13.08.2021 по делу N А53-13759/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БК-АЛПРОФ" (ИНН 6142017970, ОГРН 1036142001477)
к Южной электронной таможне
при участии третьего лица: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Ростовской области
о признании незаконным решения; об обязании возвратить НДС и проценты,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "БК-АЛПРОФ" (далее - ООО "БК-АЛПРОФ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Южной электронной таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным решения Южного таможенного поста (центр электронного декларирования) от 19.03.2021 об отказе во внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары N 10323010/101120/0037601 как несоответствующее Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, обязании Южной электронной таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "БК-АЛПРОФ" путем внесения изменений в декларацию на товары N 10323010/101120/0037601 в части сведений о подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и осуществления иных действий, необходимых для возврата (зачета) обществу с ограниченной ответственностью "БК-АЛПРОФ" излишне уплаченного НДС в размере 800 252,84 рублей, а также возврата излишне уплаченного НДС в размере 800 252,84 рублей; процентов за период с 13.11.2020 по 10.08.2021 года в размере 28177,25 рублей; а также процентов, начисленных на сумму НДС 800 252,84 рублей до даты фактического возврата излишне уплаченного налога (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением суда от 08.06.2021 к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная ИФНС N 22 по Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2021 по делу N А53-13759/2021 решение Южного таможенного поста (центр электронного декларирования) от 19.03.2021 об отказе во внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары N 10323010/101120/0037601 признано незаконным как несоответствующее Таможенному кодексу Евразийского экономического союза.
Суд обязал Южную электронную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "БК-АЛПРОФ" путем внесения изменений в декларацию на товары N 10323010/101120/0037601 в части сведений о подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и осуществления иных действий, необходимых для возврата (зачета) обществу с ограниченной ответственностью "БК-АЛПРОФ" излишне уплаченного НДС в размере 800 252,84 рублей.
С Южной электронной таможни в пользу ООО "БК-АЛПРОФ" взыскана сумма излишне уплаченного НДС в размере 800 252,84 рублей; проценты за период с 13.11.2020 по 10.08.2021 года в размере 28177,25 рублей; а также проценты, начисленные на сумму НДС 800 252,84 рублей в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации с 11.08.2021 года до даты фактического возврата излишне уплаченного налога. Распределены судебные расходы.
Не согласившись с решением суда от 13.08.2021, Южная электронная таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при помещении рассматриваемого товара под таможенную процедуру реимпорта у ООО "БК-АЛПРОФ" отсутствовало подтверждение налогового органа, а также неокончен налоговый период, ввиду чего письмом ИФНС России N 22 по Ростовской области от 07.12.2020 N 06-20/12112, согласно которому декларант по ДТ N 10323010/291020/0030137 вычеты не заявлял, не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ N10323010/101120/0037601. Также отсутствовало подтверждение налогового органа о применении налоговой ставки в размере 0 процентов.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "БК-АЛПРОФ" просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность решения от 13.08.2021 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "БК-АЛПРОФ" во исполнение внешнеторгового контракта от 12.07.2019 N ZA0000167/DLSB/2019, заключенного с компанией "ALUPROF SPOLKA AKCYJNA" (Польша), на Южном таможенном посту Южной электронной таможни в декларации на товары (далее - ДТ) N 10323010/291020/0030137 задекларирован товар: "профили полые из алюминиевого сплава EN AW6060 DIN EN 755-2, стандарт DIN EN 12020-2, состояние поставки Т66, длина 6800 мм, 7000 мм. изготовлены по ГОСТ 22233-01, 8617-81, 4784-97, предназначены для производства алюминиевых окон, дверей и для отделки прозрачных фасадов зданий и павильонов. (ТЗ) отсутствует. Производитель: ООО "БК-АЛПРОФ" вес брутто - 19570 кг, вес нетто - 18749 кг, помещенный под таможенную процедуру экспорта, и вывезен с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз).
При реализации товара обществом была применена ставка НДС 0%, предусмотренная статьей 164 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) для товаров, вывозимых в режиме экспорта. При этом суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров на территории России, к вычету обществом не предъявлялись (не возмещались обществом из бюджета).
Впоследствии ООО "БК-АЛППРОФ" на Южном таможенном посту Южной электронной таможни задекларирован по ДТ N 10323010/101120/0037601 и помещен под таможенную процедуру реимпорта товар, ранее вывезенный согласно таможенной процедуре экспорта по ДТ N10323010/291020/0030137. Платежным поручением от 10.11.2020 N 4777 обществом внесен авансовый платеж в размере 820 000 руб. для оплаты внутреннего налога на добавленную стоимость и таможенных сборов. 12.11.2020 НДС списан в размере 800 252,84 руб.
13.12.2020 ООО "БК-АЛПРОФ" направило в Южную электронную таможню электронное обращение о внесении изменений в сведения указанные в ДТ N 10323010/101120/0037601 с целью возврата НДС в размере 800 252,84 руб., уплаченного при помещении товара под таможенную процедуру реимпорта, ранее помещенного под таможенную процедуру экспорта. К обращению приложены следующие документы:
корректировка декларации на товары (КДТ);
ДТ N 10323010/101120/0037601;
электронная копия ДТС-2;
письмо ИФНС России N 22 по Ростовской области от 07.12.2020 N 06-20/12112;
платежное поручение N 4 777 от 10.11.2020.
Письмом Южной электронной таможни от 29.12.2020 (полученным 18.01.2021) N 07-18/03372 "О направлении информации" отказано во внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10323010/101120/0037601 в связи с отсутствием документов, подтверждающих изменения (дополнения) вносимые в сведения, заявленные в ДТ в соответствии с пунктом 12 Порядка 289. Таможенный орган указал, что при помещении рассматриваемого товара под таможенную процедуру реимпорта у ООО "БК-АЛПРОФ" отсутствовало подтверждение налогового органа. Кроме того, указано, что в связи с тем, что налоговый период не окончен, письмо ИФНС России N22 по Ростовской области от 07.12.2020 N06-20/12112 не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего изменения (дополнения) вносимые в сведения, заявленные в ДТ.
30.12.2020 повторно в электронном виде предоставлена скорректированная ДТ N 10323010/101120/0037601 денежные средства возвращены на лицевой счет ООО "БК-АЛПРОФ", но сразу после этого 30.12.2020 в электронном виде предоставлено решение Южного таможенного поста (центр электронного декларирования) об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТN 10323010/101120/0037601 и денежные средства снова списаны с лицевого счета ООО "БК-АЛПРОФ".
16.02.2021 ООО "БК-АЛПРОФ" почтовым отправлением направило в Южную электронную таможню обращение в соответствии пунктом 12 Порядка внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической", предоставив 17.02.2021 КДТ в электронном виде. К обращению приложены следующие документы:
корректировка декларации на товары (на бумажном носителе);
ДТ N 10323010/291020/0030137 - на 2-х л.,
ДТ N 10323010/101120/0037601 - на 2-х л.;
платежное поручение N 4777 от 10.11.2020 - на 1 л.;
письмо в ИФНС от 25.01.2021 - на 2 л.;
налоговая декларация по НДС - на 7 л.;
расшифровка стр. 16 декларации (вычет НДС по приобретенным ценностям за 4 квартал 2020 г.) - на 2-х л.;
реестр экспортных деклараций - на 1 л.
19.03.2021 письмом Южной электронной таможни N 10-32/02312 "О направлении информации" отказано во внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10323010/101120/0037601 в связи с отсутствием документов, подтверждающих изменения (дополнения) вносимые в сведения, заявленные в ДТ в соответствии с пунктом 12 Порядка 289. Отказ мотивирован тем, что при помещении рассматриваемого товара под таможенную процедуру реимпорта у ООО "БК-АЛПРОФ" отсутствовало подтверждение налогового органа о том, что по ДТ 10323010/291020/0030137 НДС уплачен, не возмещен и возмещению не подлежит, что предоставленные документы (налоговая декларация и расшифровки показателей) не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих изменения (дополнения), вносимые в ДТ N10323010/101120/0037601, поскольку таможенный орган критически относится к этим документам ввиду отсутствия в предоставленных документах результатов проверки налогового органа заявленных сведений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с заявлением в суд.
При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно пункту 1 статьи 235 ТК ЕАЭС таможенная процедура реимпорта - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары, ранее вывезенные с таможенной территории Евразийского экономического союза, ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 235 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная процедура реимпорта применяется в отношении ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта.
В свою очередь, на основании пункта 2 статьи 236 ТК ЕАЭС условиями помещения ранее вывезенных с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров, в отношении которых применялась таможенная процедура экспорта, под таможенную процедуру реимпорта являются:
1) помещение товаров под таможенную процедуру реимпорта до истечения 3 лет со дня, следующего за днем их фактического вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, или до истечения иного срока, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
2) сохранение неизменным состояния товаров, в котором они были вывезены с таможенной территории Евразийского экономического союза, за исключением изменений вследствие естественного износа, а также изменений вследствие естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;
3) возмещение налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, неуплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза, если это предусмотрено законодательством государств-членов, в порядке и на условиях, которые установлены таким законодательством.
Согласно ч. 1 статьи 237 в отношении указанных в пункте 2 статьи 236 настоящего Кодекса товаров, помещенных под таможенную процедуру реимпорта, осуществляется возврат (зачет) уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин при условии, что указанные товары помещены под таможенную процедуру реимпорта не позднее 6 месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под таможенную процедуру экспорта.
Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации, установлены в статье 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которой предусмотрено, что при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога на добавленную стоимость, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности двух миллионов рублей.
На основании пункта 1 статьи 145.1 НК РФ организация, получившая статус участника проекта в соответствии с указанным Федеральным законом, имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом данная организация от других обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость не освобождается.
Материалами дела подтверждается факт уплаты обществом суммы НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в режиме реимпорта по ДТ N 10323010/291020/0030137 в размере 800 252,84 руб. (в материалах дела содержится платежное поручение N 4777 от 10.11.2020, свидетельствующее об уплате таможенных платежей декларантом в бюджет).
При этом при вывозе этой продукции в таможенной процедуре экспорта обществу не предоставлялось освобождение от уплаты НДС в смысле, придаваемом этому понятию ст. 145, 145.1 НК РФ, исключение данной операции из налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ, либо возврат налога на добавленную стоимость в связи с экспортом товара.
В соответствии с частью 3 статьи 67 ТК ЕЭС возврат (зачет) сумм таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в подпунктах 4 - 9 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется при подтверждении таможенному органу в порядке, устанавливаемом в соответствии с законодательством государств-членов, наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат (зачет) сумм таможенных пошлин, налогов, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
В силу части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что фактически обществом товар не реализован.
В ответе Межрайонной ИФНС N 22 по Ростовской области N 06-20/12112 от 07.12.2020 указано, что общество по таможенной декларации N 10323010/291020/0030137 вычеты (возмещение) не получало. Общество не получало каких-либо сумм прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров.
Ответом налогового органа и представленными налоговыми декларациями подтверждается, что суммы НДС, предъявленные обществу на территории РФ при приобретении товара, отправленного на экспорт, к вычету не принимались, возмещение не производилось.
Таким образом, с учетом соблюдения обществом вышеназванных условий для возврата излишне уплаченных платежей, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что денежные средства в сумме 800 252,84 руб., внесенные заявителем на счет таможенного органа, подлежат возврату ООО "БК-АЛПРОФ".
Принимая во внимание, что обществом спорный НДС был уплачен в связи с реимпортом и требованием таможни и списан таможенным органом с лицевого счета общества 12.11.2020, такой НДС является излишне уплаченным с момента исполнения обязанности по уплате таможенных платежей по ДТ N 10323010/291020/0030137. С учетом положений части 6 статьи 30 Закона о таможенном регулировании такой датой является 13.11.2020.
Размер процентов за период с 13.11.2020 по 10.08.2021 составляет 28 177,25 рублей. Расчет судом проверен, является законным, обоснованным. Представитель таможни правомерность расчета подтвердил в судебном заседании.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Доводы апелляционной жалобы о предоставлении обществом неполного пакета документов, что послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления, противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.08.2021 по делу N А53-13759/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Емельянов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-13759/2021
Истец: ООО "БК-АЛПРОФ"
Ответчик: ЮЖНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N22 по РО, ФНС России Межрайонная Инспекция N 22 По Ростовской Области