г. Москва |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А40-108744/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Кузнецовой Е.Е.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Истца и Ответчика
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2021 г.,
принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-108744/21
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284)
к АО "ГУОВ" (ОГРН: 1097746390224) о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (истец, заказчик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковыми требованиями к АО "ГУОВ" (ответчик, подрядчик) о взыскании неустойки в сумме 299 070 руб. 99 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2021 г. исковые требования удовлетворены частично.
Суд взыскал с АО "ГУОВ" в пользу Минобороны Росси неустойку в размере 127 549, 35 руб. В остальной части отказано.
Не согласившись с решением, Истец и Ответчик подали апелляционные жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, без вызова сторон на основании статьи 272.1 АПК РФ, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд полагает об отсутствии оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации (далее - Государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (далее - Генподрядчик) заключен государственный контракт от 14.12.2017 г. N ДС-Т12/17-57 (далее - Контракт) на выполнение работ по капитальному ремонту объектов военного городка).
Согласно пункту 2.1 Контракта Генподрядчик осуществляет обследования для подготовки технической документации, разработку технической документации, работы по капитальному ремонту объекта, и все иные работы, необходимые для приведения объекта до состояния полной готовности к эксплуатации в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта (выполнение работ по капитальному ремонту объекта "под ключ") (далее - работы).
В обоснование иска истец ссылается на то, что пунктом 5.2 Контракта установлены сроки выполнения работ: дата окончания работ по разработке технической документации - 01.05.2018; В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 03.05.2018. получение положительного заключения государственной экспертизы о проверке достоверности сметной стоимости - 30.06.2018; В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 02.07.2018. дата окончания работ по капитальному ремонту - 01.10.2018. Дата подписания итогового акта приемки выполненных работ -01.11.2018.
В указанные сроки Генподрядчиком работы не выполнены и Государственному заказчику не сданы.
Согласно пункту 18.4 Контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Генподрядчиком.
Цена Контракта составляет 9 716 439 руб. (пункт 3.1 Контракта).
Расчет неустойки за нарушение сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х 1/300 х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени х количество дней просрочки.
Просрочка исполнения этапа работ (разработка технической документации) с 04.05.2018 по 02.07.2018 составляет 60 дней.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (разработка технической документации) составляет: (9 716 439,00 руб. - 0) х 1/300 х 7,25% х 48 дней (с 04.05.2018 по 20.06.2018) = 112 710,69 руб.
20.06.2018 Генподрядчиком выполнены работы на сумму 6 287 546,61 руб. (формы КС-2, КС-3)
(9 716 439,00 руб. - 6 287 546,61 руб.) х 1/300 х 7,25% х 12 дней (с 21.06.2018 по 02.07.2018) = 9 943,79 руб.
Сумма неустойки за просрочку исполнения этапа работ (разработка технической документации) составляет: 112 710,69 руб. + 9 943,79 руб. = 122 654,48 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (государственная экспертиза о проверке достоверности сметной стоимости) с 03.07.2018 по 01.10.2018 составляет 91 день.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (государственная экспертиза о проверке достоверности сметной стоимости) составляет: (9 716 439,00 руб. - 6 287 546,61 руб.) х 1/300 х 7,25% х 76 дней (с 03.07.2018 по 16.09.2018) = 62 977,32 руб.
(9 716 439,00 руб. - 6 287 546,61 руб.) х 1/300 х 7,5% х 15 дней (с 17.09.2018 по 01.10.2018) = 12 858,35 руб.
Сумма неустойки за просрочку исполнения этапа работ (государственная экспертиза о проверке достоверности сметной стоимости) составляет: 62 977,32 руб. + 12 858,35 руб. = 75 835,67 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (работы по капитальному ремонту) с 02.10.2018 по 01.11.2018 составляет 31 день.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (работы по капитальному ремонту) составляет:
(9 716 439,00 руб. - 6 287 546,61 руб.) х 1/300 х 7,5% х 31 день (с 02.10.2018 по 01.11.2018) = 26 573,92 руб.
Согласно пункту 13.9 Контракта выполнение всех обязательств Генподрядчиком подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ.
По состоянию на 25.01.2019 обязательства по Контракту Генподрядчиком не исполнены, как следствие итоговый акт приемки выполненных работ не подписан.
Согласно пункту 18.3 Контракта, в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Генподрядчиком.
Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по Контракту складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х 1/300 х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени х количество дней просрочки.
Просрочка исполнения обязательств по Контракту с 02.11.2018 по 25.01.2019 составляет 85 дней.
Размер неустойки за просрочку исполнения обязательств составляет:
(9 716 439,00 руб. - 6 287 546,61 руб.) х 1/300 х 7,5% х 45 дней (с 02.11.2018 по 16.12.2018) = 38 575,04 руб.
(9 716 439,00 руб. - 6 287 546,61 руб.) х 1/300 х 7,75% х 40 дней (с 17.12.2018 по 25.01.2019) = 35 431,89 руб.
Сумма неустойки за просрочку исполнения обязательств составляет: 38 575,04 руб. + 35 431,89 руб. = 74 006,93 руб.
Общий размер неустойки по государственному контракту от 14.12.2017 N ДСТ-12/17-57 складывается из суммы неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ, предусмотренных Контрактом (п. 18.4 Контракта) и неустойки за просрочку исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом (п. 18.3 Контракта) и составляет: 122 654,48 руб. + 75 835,67 руб. + 26 573,92 руб. + 74 006,93 руб. = 299 070,99 руб.
Истец направил в адрес ответчика претензию N 207/8/143 от 25.01.2019 г. с требованием об уплате неустойки, однако требования истца были оставлены ответчиком без удовлетворения.
Так, в соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных договором, законом.
Статьей 330 ГК РФ предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку (статья 333 ГК РФ).
Ответчиком заявлено ходатайство о применении ст. 333 ГК РФ.
Суд первой инстанции признал данное заявление Ответчика обоснованным и снизил взыскиваемую неустойку до 127 549, 35 руб.
Суд апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы Истца не находит оснований полагать, что размер неустойки, взысканной судом первой инстанции, определен неправильно.
В апелляционной жалобе Истца не приведены обстоятельства, которые, по мнению Заявителя апелляционной жалобы, влияют на размер подлежащей взысканию неустойки, но не учтены судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения.
Так, согласно п. 2.1 Контракта Генподрядчик выполняет обследования для подготовки технической документации, разработку технической документации, работы по капитальному ремонту объекта, и все иные работы, необходимые для приведения объекта до состояния полной готовности к эксплуатации, в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта.
Этапы работ и сроки их окончания предусмотрены разделом 5 Контракта.
Невыполнение Генподрядчиком обязательств в установленные Контрактом сроки явилось основанием для начисления неустойки в соответствии с разделом 18.4 Контракта.
Согласно п. 18.4 Контракта неустойка начисляется в случае нарушения Генподрядчиком сроков выполнения этапов работ, предусмотренных Контрактом.
Довод Ответчика о том, что нарушение сроков окончания работ произошло в связи с ненадлежащим исполнением Истцом встречных обязательств по отношению к Генподрядчику по Контракту, в том числе несвоевременное предоставление исходных данных, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Исходно-разрешительная документация, предусмотренная Контрактом, была направлена в адрес Ответчика до заключения Контракта письмом от 21,09.2017 N ФКП/22807. Представление все иных перечисленных в отзыве Ответчика исходных данных для выполнения работ по капитальному ремонту не требовалось.
Техническая (проектная) документация представлена Генподрядчиком письмом от 28.05.2018 исх. N исх-9591.
Техническая (проектная) документация утверждена и направлена в адрес Генподрядчика письмом от 18.06.2018 исх. N ФКП/ТУ/4220.
На представленные ответчиком письмом от 26.06.2018 N исх-11505 акты приемки выполненных работ, последнему, письмом от 13.07.2018 NФКП/ТУ/4982 выданы замечания. Повторно акты приемки выполненных работ представлены Ответчиком 18.07.2018 письмом Nисх-12952 с просьбой, оставить ранее направленные акты без рассмотрения.
Акт о приемке выполненных проектно-изыскательских работ, а также технический отчет по результатам обследования фасадов представлен ответчиком письмом от 10.09.2018 N исх-16610.
По результатам рассмотрения технического отчета Генподрядчику выданы замечания исх. от 12.10.2018 N ФКП/ТУ/8205. Откорректированная документация и ответы на замечания представлены Генподрядчиком письмом от 25.12.2018 N исх24425. Однако, при рассмотрении технического отчета были повторно выявлены неисправленные замечания, выданные ранее, о чем Генподрядчику сообщено исх. от 19.02.2019 N ФКП7ТУ/1464. Откорректированный Генподрядчиком технический отчет представлен только 28.03.2019 письмом N исх-541.
Учитывая изложенное, истцом встречные обязательства выполнены, основания для продления периода сроков выполнения работ в связи с просрочкой истца отсутствуют, а привлечение ответчика к имущественной ответственности за несвоевременное окончание работ по Контракту правомерно.
Согласно п.п.7.1.4, 7.1.5 Контракта заказчик до начала производства работ передает Генподрядчику строительную площадку и Объект по акту передачи строительной площадки. При отсутствии подписанного акта передачи строительной площадки и Объекта, фактическое использование Генподрядчиком с согласия заказчика строительной площадки является ее приемкой для производства работ.
Акт приема-передачи Объекта в производство работ направлен в адрес Генподрядчика письмом от 15.01.2018 N ФКП/ТУ/184. Ненадлежаще оформленный Генподрядчиком акт приема-передачи Объекта в производство работ, поступил письмом от 04.04.2018 N исх-5839, в связи с чем, в адрес Генподрядчика было направлено повторное обращение о необходимости подписания акта (письмо от 12.04.2018 N ФКП/ТУ/2528. Подписанный Генподрядчиком акт поступил письмом от 03.05.2018 N исх-7852.
В соответствии с пунктом 18.4 Контракта в случае нарушения сроков выполнения этапов работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик правке потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения Генподрядчиком данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Генподрядчиком.
Расчет неустойки произведен Истцом в соответствии с пунктом 18.4 Контракта с учетом фактически исполненных Генподрядчиком работ.
Довод Ответчика о том, что стоимость этапов работ определена приложением N 3 к Контракту, подлежит отклонению, в силу следующего.
Приложение является расчетом и обоснованием цены Контракта. При этом цена определена на основании расчета цены, подготовленного с применением совокупности проектно-сметного, затратного методов и метода анализа рынка определения цены Контракта. Таким образом, указанные в приложении N 3 к Контракту наименования являются наименованиями статей затрат Государственного заказчика, принятых сводно-сметным расчетом цены Контракта. Кроме того, наименование статей затрат не совпадают с этапами работ, поименованных в пункте 5.2 Контракта. При таких обстоятельствах, Приложение N 3 к Контракту не устанавливает стоимость этапов работ. Вместе с тем, определение стоимости строительное монтажных работ без учета стоимости оборудования и прочих затрат некорректно и противоречит действующему законодательству и условиям Контракта.
Так, согласно п. 3.1 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее - Методика) сметная стоимость - сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.
Сметная стоимость строительства (ремонта) согласно п. 3.14 Методики включает в себя: стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря; прочие затраты.
Таким образом стоимость строительства (капитального ремонта) включает в себя стоимость оборудования и прочих затрат, выполнение строительно-монтажных: работ без которых невозможно.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 N ВЯ-П10-14161 положения, приведенные в Методике, распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы.
В связи с изложенным, исключение из стоимости этапа - строительно-монтажные работы (капитальный ремонт) при расчете неустойки от цены этапа, стоимости оборудования и прочих затрат, которую ответчик предъявляет к оплате по актам формы КС-2, справкам формы КС-3 в составе строительно-монтажных работ безосновательно.
В соответствии с пунктом 18.3 контракта в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Генподрядчиком.
Таким образом, окончательный срок выполнения работ по Контракту определяется датой подписания итогового акта, нарушение которого влечет начисление неустойки согласно пункту 18.3 контракта.
При этом, из расчета истца не следует, что неустойка начислена за несвоевременное подписание итогового акта выполненных работ, а за несвоевременную сдачу работ (окончание выполнения работ в целом по контракту), что в свою очередь подтверждается отсутствием своевременно подписанного итогового акта приемки выполненных работ.
Учитывая указанные нормы закона и установленные судом фактические обстоятельства спора, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца неустойку в размере 127 549, 35 руб.
При этом наличие у АО "ГУОВ" статуса единственного исполнителя размещаемых Министерством обороны Российской Федерации государственных заказов на выполнение работ (услуг), связанных со строительством (приобретением) жилья для военнослужащих и объектов социально-бытового назначения не может служить основанием для освобождения от уплаты неустойки, поскольку данная мера ответственности предусмотрена Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При заключении контракта и в ходе его исполнения Генподрядчиком не заявлено каких-либо возражений относительно исполнимости работ, являющихся предметом контракта.
Доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, основаны на несогласии заявителей с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционные жалобы по изложенным в них доводам являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 229, 268, пунктом 1 статьи 269, статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.08.2021 г. по делу N А40-108744/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-108744/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"