г. Воронеж |
|
15 февраля 2024 г. |
Дело N А14-18813/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Донцова П.В.,
Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от крестьянского (фермерского) хозяйства "Лесное": Тоневицкий А.В. - представитель по доверенности N 255 от 09.03.2023 сроком на один год;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: Артамонов Д.В. - представитель по доверенности N ДЧ/4758/23 от 21.06.2023 сроком до 21.06.2024;
от администрации Таловского муниципального района Воронежской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Лесное" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2023 по делу N А14-18813/2023 по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства "Лесное" (ОГРН 1033664505027, ИНН 3618001436) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568) о признании недействительным решения,
третье лицо: администрация Таловского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023601356558, ИНН 3629001276),
УСТАНОВИЛ:
Крестьянское (фермерское) хозяйство "Лесное" (далее - КФХ "Лесное", Хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 15.09.2023 N 036/10/18.1-1382/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечена администрация Таловского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация Таловского муниципального района, Администрация).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2023 по делу N А14-18813/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, КФХ "Лесное" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель приводит иную оценку фактических обстоятельств дела, ссылаясь на допущение организатором торгов нарушений при проведении торгов, а также на не исследование антимонопольный органом всех нарушений.
В отзывах на апелляционную жалобу Воронежское УФАС России и Администрация Таловского муниципального района оспаривают доводы заявителя жалобы, поддерживая выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель КФХ "Лесное" поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Воронежского УФАС России полагал обжалуемое решение законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Таловского муниципального района явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, представив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного участника процесса о времени и месте судебного разбирательства, поступившее ходатайство, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав правовые позиции представителей сторон, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления администрации Таловского муниципального района Воронежской области от 17.07.2023 N 395 "О проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 36:29:9302014:264, местоположение: Воронежская область, Таловский район, Орловское сельское поселение, площадь: 93177 кв. м., сроком на 10 лет" администрацией Таловского муниципального района как организатором торгов 02.08.2023 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru), а также на сайте электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение N 21000029510000000037 о проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности, предмет торгов (лот N 1): земельный участок из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения площадью 93177 кв.м с кадастровым номером 36:29:9302014:264, с разрешенным использованием - растениеводство, расположенный по адресу: Воронежская область, р-н Таловский, Орловское сельское поселение, относящийся к государственной неразграниченной собственности.
Согласно размещенному извещению (т.2 л.д.164-165) дата, время и порядок проведение аукциона: 04.09.2023 в 10-00 на электронной торговой площадке "Сбербанк-АСТ". Сроки и место подачи заявок: с 8:00 04.08.2023 по 17:00 01.09.2023 включительно, круглосуточно на электронную торговую площадку Сбербанк-АСТ по адресу: www.sberbank-ast.ru. Дата и место определения участников аукциона: 04.09.2023 в 10-00 часов на электронной торговой площадке "Сбербанк-АСТ". Проведение аукциона, подведение итогов и определение победителя аукциона: 06.09.2023 с 10-00 до 17-00 часов.
К участию в аукционе допускаются лица, своевременно подавшие заявку согласно приложению к настоящему извещению, представившие надлежащим образом оформленные документы в соответствии с перечнем и внесшие задаток.
Для участия в аукционе заявители представляют в установленный срок в электронном виде следующие документы: 1) заявку с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; 2) копии документов для граждан, удостоверяющих личность заявителя (паспорт); 3) документы, подтверждающие внесение задатка. Представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке. Указанные документы в части их оформления и содержания должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.
Порядок подачи и приема заявок на участие в аукцион: один заявитель имеет право подать только одну заявку на участие в аукционе в электронном виде.
Заявки подаются, начиная с даты начала приема заявок до даты окончания приема заявок, указанных в настоящем извещении. Заявки подаются и принимаются одновременно с полным комплектом требуемых для участия в аукционе документов и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Заявитель вправе отозвать заявку на участие в торгах, до момента приобретения им статуса участника торгов. Претендент приобретает статус участника торгов с момента оформления протокола окончания приема и регистрации заявок.
Сумма задатка: Лот N 1 - 28 010 руб. 00 коп.
Претендент вносит денежные средства в размере установленного задатка для участия в аукционе путем безналичного расчета на расчетный счет электронной площадки.
В назначении платежа указать: задаток на участие в аукционе 06.09.2023 года, N лота.
Задаток, внесенный лицом, признанным победителем электронного аукциона, задаток, внесенный единственным принявшим участие в электронном аукционе его участником, либо единственным заявителем, подавшим единственную заявку, соответствующую всем требованиям и указанным в извещении о проведении электронного аукциона условиям электронного аукциона, а также единственным заявителем, признанным участником электронного аукциона, засчитываются в счет арендной платы. Задатки, внесенные этими лицами, не заключившими в установленном порядке договор аренды земельного участка, вследствие уклонения от заключения указанного договора, не возвращаются. Внесенный задаток заявителю, не допущенному к участию в аукционе, возвращается в течение трех банковских дней со дня оформления протокола приема заявок на участие в аукционе. Лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем, задатки возвращаются в течение трех дней, со дня подписания протокола о результатах аукциона.
17.08.2023 КФХ "Лесное" подало заявку на участие в торгах с приложением, в числе прочего, платежного поручения N 14 от 15.08.2023 на сумму 28010 руб. с назначением платежа: "Перечисление денежных средств в качестве задатка (депозита) (ИНН 3618001436)" (т.1 л.д.12-13, т.2 л.д. 161-162).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.09.2023 заявка КФХ "Лесное" была отклонена в связи с отсутствием факта поступления задатка (т.2 л.д.9-10).
06.09.2023 комиссией организатора аукциона определен победитель электронного аукциона (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.09.2023).
08.09.2023 в Воронежское УФАС России поступила жалоба КФХ "Лесное" на действия организатора торгов в лице Администрации Таловского муниципального района при рассмотрении заявок на участие в аукционе в части отказа Хозяйству в допуске к участию в аукционе ввиду непоступления задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе, являющиеся нарушением подпункта 2 пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (т.2 л.д.158-160).
Согласно информации, представленной по запросу Управления оператором электронной площадки "Сбербанк-АСТ", на момент подачи КФХ "Лесное" заявки на участие в электронном аукционе (17.08.2023) на его лицевом счете не было достаточно денежных средств для блокирования задатка, при этом денежные средства в сумме 28010 руб. поступили на расчетный счет АО "Сбербанк-АСТ" 15.08.2023 и были зачислены на счет оператора с невыясненными платежами в связи с отсутствием на тот момент регистрации пользователя и лицевого счета на универсальной торговой платформе Сбер А (регистрация была подтверждена и счет открыт 16.08.2023); указанные денежные средства зачислены на лицевой счет пользователя 05.09.2023 после направления пользователем обращения на электронную площадку оператора; поскольку по состоянию на 00 00 часов на лицевом счете КФХ "Лесное" отсутствовали денежные средства в сумме задатка, организатору торгов была направлена информация о непоступлении оператору задатка (т.2 л.д.13-155).
С учетом представленных в ходе рассмотрения жалобы документов, в том числе регламента торговой секции, антимонопольный орган пришел к выводу об отсутствии нарушения закона в действиях организатора торгов по отказу в допуске Хозяйства к участию в аукционе по основанию непоступления задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Решением Комиссии Воронежского УФАС России от 15.09.2023 N 036/10/18.1-1382/2023 жалоба КФХ "Лесное" на действия организатора торгов - Администрации Таловского муниципального района при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения площадью 93177 кв.м, с кадастровым номером 36:29:9302014:264, с разрешенным использованием - растениеводство, расположенного по адресу: Воронежская область, р-н Таловский, Орловское сельское поселение, (извещение N 21000029510000000037) признана необоснованной (т.2 л.д.1-3).
Не согласившись с принятым антимонопольным органом решением, КФХ "Лесное" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Воронежской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из нормативных положений статьи 18.1 и статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", суд первой инстанции верно не усмотрел нарушений компетенции и порядка принятия антимонопольным органом оспариваемого решения, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Спорные торги были проведены в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.1 которого земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно пункту 1 статьи 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводятся в электронной форме (электронный аукцион), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Подготовка и проведение электронного аукциона осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 39.11 и 39.12 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Электронный аукцион проводится на электронной площадке ее оператором из числа операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 4 статьи 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: 1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 4) документы, подтверждающие внесение задатка.
Пунктом 6 статьи 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 1, пункте 1.1 статьи 39.12 настоящего Кодекса. Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем (пункт 9 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 2 пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель не допускается к участию в аукционе в случае непоступления задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Как усматривается из материалов дела, в числе поступивших в период проведения спорных торгов заявок 17.08.2023 поступила заявка КФХ "Лесное", в составе приложений содержавшая платежное поручение N 14 от 15.08.2023 на сумму 28010 руб. с назначением платежа: "Перечисление денежных средств в качестве задатка (депозита) (ИНН 3618001436)".
При этом согласно пояснениям оператора электронной площадки "Сбербанк-АСТ", не опровергнутым Хозяйством, на момент подачи КФХ "Лесное" заявки на участие в электронном аукционе (17.08.2023) на лицевом счете не было достаточно денежных средств для блокирования задатка, при этом денежные средства в сумме 28010 руб. поступили на расчетный счет АО "Сбербанк-АСТ" 15.08.2023 и были зачислены на счет оператора с невыясненными платежами в связи с отсутствием на тот момент регистрации пользователя и лицевого счета на универсальной торговой платформе Сбер А (регистрация была подтверждена и счет открыт 16.08.2023); указанные денежные средства зачислены на лицевой счет пользователя 05.09.2023 после направления пользователем обращения на электронную площадку оператора; поскольку по состоянию на 00 00 часов на лицевом счете КФХ "Лесное" отсутствовали денежные средства в сумме задатка, организатору торгов была направлена информация о непоступлении оператору задатка.
С учетом приведенных обстоятельств, применительно к содержанию извещения о проведении спорных торгов в части требований к документу, подтверждающему внесение задатка (претендент вносит денежные средства в размере установленного задатка для участия в аукционе путем безналичного расчета на расчетный счет электронной площадки; в назначении платежа указать: задаток на участие в аукционе 06.09.2023 года, N лота), а также пункту 3.2.7.1 Регламента торговой секции "Приватизация, аренда и продажа прав" универсальной торговой платформы АО "Сбербанк-АСТ" (поскольку спорные торги проводились на электронной торговой площадке "Сбербанк-АСТ"), антимонопольный орган и суд первой инстанции обоснованно не усмотрели нарушений в действиях организатора торгов (Администрации Таловского муниципального района) по отказу в допуске КФХ "Лесное" к участию в аукционе по основанию непоступления задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Суд области в опровержение доводов заявителя верно обратил внимание, что на организатора аукциона в данном случае обязанности о выяснении причин и обстоятельств непоступления задатка законом не возлагается, тем более, что извещением было прямо предусмотрена необходимость указания в платежном поручении даты и номера лота; неосведомленность участника аукциона относительно условий, содержащийся в извещении и размещенных в общем доступе, не может являться основанием для отмены протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.09.2023. Допуск участника без внесенного задатка приведет к нарушению прав и законных интересов иных участников аукциона, добросовестно исполнивших требования извещения.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на допущение организатором торгов иных нарушений при проведении спорных торгов судебной коллегией не принимается, поскольку Земельным кодексом Российской Федерации не установлены императивные минимальные сроки рассмотрения заявок на участие в аукционе, а, напротив, пунктом 4.1 статьи 39.12 предусмотрено, что срок рассмотрения заявок на участие в аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока приема документов, в связи с чем, установленный срок рассмотрения заявок в 1 рабочий день не может считаться нарушающим права и законные интересы участников аукциона, как и ограничивающим конкуренцию.
Обстоятельств нарушения прав и законных интересов КФХ "Лесное" оспариваемым решением судебная коллегия также не усматривает, поскольку принятие такового осуществлено с соблюдением установленной процедуры и явилось следствием необоснованности жалобы Хозяйства.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется.
При этом доводы апелляционной жалобы не опровергают окончательного и по существу верного вывода суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.12.2023 по делу N А14-18813/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-18813/2023
Истец: КФХ "Лесное"
Ответчик: УФАС по Воронежской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ТАЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ